Эколого-экономические проблемы волнуют россиян !Тематические группы вопросов по эколого-экономическим проблемам, заданные Президенту России В.В. Путину во время прямой линии 19 декабря 2002 г: Ренту Народу !!! (151 вопрос)Национализации компаний, использующих природные ресурсы не будет, в т.ч. потому, что частные компании в этой сфере работают более эффективно и более «экологически чисто» чем громоздкий государственный бизнес. Но вот в системе налогообложения этого бизнеса действительно есть серьезные проблемы. Нынешний уровень налоговых отчислений не просто недостаточен, к сожалению он недостаточно дифференцирован в зависимости от качества и местоположения месторождений, лесных массивов и других свойств природных ресурсов. В результате компании сырьевого сектора не только присваивают часть природной ренты, пряча ее во внутренних издержках. Налог не работает как фактор отсекания от бизнеса менее эффективных природопользователей. Поскольку перестройка налоговой системы на принципы изъятия в бюджет дифференциальной ренты объективно трудна (одномоментная замена налогов слишком рискованная финансовая операция) на этих трудностях спекулируют компании и их лобби в законодательных органах и в СМИ. Но реформирование налоговой системы на рентных принципах все равно надо делать. Остановите сырьевой экспорт (30 вопросов)Нельзя считать, что сырьевой экспорт это однозначно плохо. В мировой экономики объективно существует разделение и если у нас есть природные ресурсы нам объективно выгодно использовать их для развития своей экономики. Вопрос в том куда направлять средства от экспорта. Сейчас значительная их часть идет в тот же сырьевой сектор и в этом то и есть проблема. Необходимо не отказываться от выгодного сырьевого экспорта (он выгоден сейчас и будет еще более выгоден в будущем при истощении мировых запасов ресурсов), а использовать доходы от него на дополнительную подпитку развития высокотехнологичных и интеллектуальных производств. Судьба рыбной отрасли и аукционного распределения квот (43 вопроса)Рыбная отрасль еще со времен СССР имеет скандально-криминальную историю развития. Положение усугубляется тем, что использование морских биоресурсов слишком близко (территориально и организационно) находится к границам страны, ее юридического и экономического пространства. Государственный контроль в этой сфере объективно затруднен, что потребовало наделения соответствующими полномочиями Федеральной погранслужбы. Возможно, что попытки экономической оптимизации лова (аукционы на квоты) не были полностью продуманными, особенно в части гарантий береговым рыбоперерабатывающим предприятиям и их трудовым коллективам. Однако сделанные ошибки в значительной степени были раздуты теми структурами, чьи интересы оказались задеты экономическим регулированием лова. Необходимо устранение ошибок в экономическом механизме, а не торпедирование его под предлогом обнаружившихся проблем. А вот с браконьерством и системой круговой поруки в сфере рыбного бизнеса надо бороться всеми средствами - от межгосударственных соглашений до командирования в период путины отрядов милиции, рыбоохраны и пограничных сил из других регионов страны, не имеющих связей с местными криминальными группами. Судьба лесной отрасли (26 вопросов)Судьба Русского Леса действительно тревожна. После непродолжительного периода увеличения площади лесов возобновился процесс сокращения лесных территорий, особенно тревожный в центральной части страны, на юге и северо-западе Европейской территории. Сложность в том, что необходимо оптимизировать фактически две разных системы управления – управления лесопользованием (главным образом заготовкой древесины) и управление лесом как природным биомом. Если в первом случае речь идет о поиске форм обеспечивающий коммерчески эффективный процесс основанный на учете длительных сроков естественного оборота рубки, то во втором – необходимо создание экономических инструментов защиты леса как источника общечеловеческих «экосистемных услуг». Если с первой проблемой в лесном хозяйстве наметился некоторый прогресс (система лесных аукционов, концессий, маркировки вывозимого леса), то со второй проблемой пока много неясного. Неэффективность социально-экономических механизмов защиты леса, как природного объекта требует активизации усилий Правительства на этом направлении. Об экологизации производства (20 вопросов)Из комплекса мер, направленных на снижение экологических издержек производства, повышение его энергоэффективности и сокращение отходов главными являются экономические механизмы. Экологичное производство должно быть выгодно. Не малую роль в стимулировании бизнеса и Правительства на поиск и создание таких механизмов должно играть общественное мнение и публичный общественный контроль, например регулярное обнародование списков экологически «худших» компаний, создание экологических рейтингов. (гиперссылка сам понимаешь куда) Только в этих условиях государственный экологический контроль окажется эффективным. Об ущербе "экологии" (11 вопросов)Каждое нефтяное пятно – это пятно не только на воде или почве, но и на репутации страны и ее бизнеса. Но еще большим пятном являются попытки замолчать или приуменьшить последствия экологических аварий и воздействий для природы и здоровья людей. Каждый факт ущерба для природы и населения должен публично оцениваться и подвергаться независимой экспертизе. В отличие от государственной безопасности, где порой оправдана секретность и режимность информации, экологическую безопасность гарантирует публичность и внимание СМИ. О ядерной безопасности (11 вопросов)Ядерная безопасность – вопрос глубоко профессиональный. Профессионалы должны просчитывать даже самые невероятные сценарии и вырабатывать средства предотвращения радиационных заражений и других последствий. Ответственность профессионалов, причастных к разработкам ядерных программ должна гарантироваться их открытостью для экспертизы таких же профессионалов, но не имеющих прямого коммерческого интереса в этих программах. Это могут быть международные эксперты (МАГАТЭ) и внутренние. Но они должны быть профессионалами. Судьба геологоразведки (7 вопросов)Стратегический курс реформирования геологоразведки – перевод с бюджетного обеспечения на финансирование из средств частного бизнеса, оставив за государством фундаментальную геологическую основу и разведку перспективных, но не имеющих коммерческого спроса ресурсов. Похоже что пока не удалось синхронизировать процесс сокращения бюджетных источников и создания законодательных стимулов для частного бизнеса на финансирование разведки недр. Здесь надо ускорить движение вперед, а не откатываться назад. О переброске рек (6 вопросов)Если переброска стока рек вновь предлагается, «значит это кому-нибудь нужно…». Пусть тот, кому это нужно, предъявит обществу эколого-экономическое обоснование эффективности и допустимости такого проекта, а его оппоненты изложат свои аргументы. Общество нашей страны достаточно зрелое, чтобы разобраться в проблеме. Об органе природоохранного управления (5 вопросов)Государственная служба охраны окружающей среды функционирует в составе МПР России, вопрос о ее самостоятельности активно обсуждается, в том числе с участием губернаторов на Президиуме Госсовета. Выбор наиболее эффективной формы государственного управления в этой сфере целесообразно завершить в ближайшее время. О плате за загрязнения (5 вопросов)Эта проблема законодательно решена. Сейчас завершается процесс согласования деталей. |