IV. Научное, нормативно-правовое и информационное обеспечение Программы
Научные исследования в соответствии с задачами Программы направлены на
достижение следующих целей:
-
создание перспективного научного задела и научного обоснования
по проблемам экологической безопасности страны и рационального использования
природно-ресурсного потенциала;
-
создание научно обоснованной государственной системы комплексного
мониторинга состояния природных ресурсов и окружающей природной среды;
-
научное обоснование организационно-экономического, правового и хозяйственного
механизмов управления в области природопользования и охраны окружающей
природной среды.
В научных
исследованиях большое внимание уделяется принципиально новым высокоэффективным
технико-технологическим системам и аппаратурным комплексам для изучения,
воспроизводства и рационального использования природных ресурсов, технологиям
реабилитации окружающей природной среды от последствий техногенных воздействий,
вопросам стандартизации, сертификации и метрологии в природопользовании,
а также разработке нормативных требований по охране труда.
Проблемы совершенствования нормативно-правовой базы природопользования
и охраны окружающей природной среды продиктованы объективными требованиями
совершенствования управления крупномасштабным природно-ресурсным комплексом
Российской Федерации с учетом происходящих экономических преобразований,
сопровождаемых повышением роли платежей за пользование природными ресурсами
в доходной части бюджетов различных уровней, необходимости разработки эффективных
механизмов охраны окружающей природной среды, разграничения предметов ведения
и полномочий между федеральными органами государственной власти, органами
государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного
самоуправления в сфере управления и распоряжения природными ресурсами,
а также в сфере ответственности за сохранение окружающей природной среды.
Для решения этих проблем в Программе предусматриваются разработка и совершенствование
законодательной базы и системы нормативных актов, обеспечивающих регулирование
природоохранной деятельности и использования природных ресурсов, разработка
экологических стандартов, совершенствование системы лицензирования природопользования
и контроля за выполнением условий лицензий.
Информационное обеспечение предусматривает методическую, программно-техническую
и технологическую поддержку систем государственного регулирования, эффективного
использования и воспроизводства природно-ресурсного потенциала России.
Особая роль отводится развитию государственной системы комплексного мониторинга
состояния природных ресурсов и окружающей природной среды на базе модернизации
существующих и создания новых центров приема и обработки данных дистанционного
зондирования Земли, создания и ведения баз данных и цифровых атласов, построения
компьютерных моделей. Это обеспечит совместимость информационных ресурсов
в области природопользования и позволит на принципиально новой основе осуществлять
контроль за состоянием минерально-сырьевых, лесных и водных ресурсов России,
оценивать состояние окружающей природной среды.
Информационное обеспечение будет способствовать снижению бюджетных затрат
за счет исключения дублирования работ в сопряженных областях природопользования,
сбалансированной оценки эффективности использования природных ресурсов
и изменения состояния окружающей природной среды, оптимизации управления
реализацией Программы.
V. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств федерального
бюджета, выделяемых целевым назначением на реализацию федеральных целевых
программ и предусматриваемых государственным заказчикам подпрограмм на
текущие расходы по основной деятельности. Кроме того, для финансирования
программных мероприятий будут привлечены средства бюджетов субъектов Российской
Федерации и местных бюджетов, а также средства предприятий (организаций)
и других внебюджетных источников (см. таблицы).
VI. Механизм реализации Программы
Механизм реализации Программы предусматривает использование рычагов государственной
экономической, финансовой и бюджетной политики в области природопользования
и охраны окружающей природной среды с учетом интересов хозяйствующих субъектов,
муниципальных образований и субъектов Российской Федерации.
Организация реализации Программы возлагается на Министерство природных
ресурсов Российской Федерации - государственного заказчика - координатора
Программы и государственных заказчиков подпрограмм.
Государственные заказчики подпрограмм утверждают на ведомственном уровне
перечень проектов, подлежащих выполнению
в рамках I и II этапов реализации Программы.
Мероприятия и проекты, реализуемые в рамках Программы, подлежат обязательной
экологической экспертизе в соответствии с Федеральным законом «Об экологической
экспертизе».
Отбор инвестиционных проектов осуществляется государственными заказчиками
подпрограмм по согласованию с Министерством экономического развития и торговли
Российской Федерации. Отбор исполнителей программных мероприятий, реализуемых
за счет бюджетных ассигнований, осуществляется на конкурсной основе.
Реализация программных мероприятий осуществляется на основе государственных
контрактов (договоров), заключаемых государственными заказчиками подпрограмм
с подрядчиками.
Для получения средств из федерального бюджета на научно-исследовательские
работы и реализацию инвестиционных проектов государственные заказчики подпрограмм
(Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Государственный
комитет Российской Федерации по рыболовству, Федеральная служба России
по гидрометеорологии и мониторингу окружающей природной среды, Федеральная
служба геодезии и картографии России) ежегодно разрабатывают и представляют
в установленном порядке бюджетные заявки в Министерство природных ресурсов
Российской Федерации. Государственный заказчик-координатор Программы (Министерство
природных ресурсов Российской Федерации) на основании бюджетных заявок,
полученных от государственных заказчиков подпрограмм, формирует сводную
бюджетную заявку по Программе и представляет ее в Министерство экономического
развития и торговли Российской Федерации (по капитальным вложениям) и в
Министерство промышленности, науки и технологий Российской Федерации (по
затратам на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы).
В бюджетных заявках приводятся обоснования запрашиваемых средств, отражаются
результаты отбора исполнителей работ, указываются объемы ассигнований на
реализацию программных мероприятий из бюджетов субъектов Российской Федерации,
местных бюджетов и внебюджетных источников.
Программные мероприятия, осуществляемые за счет прочих текущих расходов,
финансируются государственными заказчиками подпрограмм из средств федерального
бюджета, ежегодно выделяемых им на текущие расходы по основной деятельности.
Отбор исполнителей работ производится на конкурсной основе.
Участие субъектов Российской Федерации в реализации и финансировании мероприятий
Программы определяется соглашениями между государственными заказчиками
подпрограмм и органами исполнительной власти соответствующих субъектов
Российской Федерации.
Для привлечения внебюджетных источников финансирования предусматривается:
-
использование средств хозяйствующих субъектов в финансировании программных
мероприятий, осуществляемых за счет бюджетов различных уровней;
-
использование соглашений о разделе продукции при разведке и освоении месторождений
полезных ископаемых (эта мера направлена также и на привлечение иностранных
инвестиций);
-
более широкое развитие арендных отношений при освоении природных ресурсов;
-
преимущественное использование аукционов при выдаче лицензий на недропользование;
-
введение систем регулирования природоохранной деятельности на основе механизмов
экологического страхования, аудита, сертификации.
VII. Организация управления и контроль за ходом выполнения Программы
Организация управления реализацией Программы и контроль за ходом ее выполнения
возлагается на Министерство природных ресурсов Российской Федерации – государственного
заказчика-координатора Программы и осуществляется в порядке, установленном
Правительством Российской Федерации.
VIII. Оценка эффективности, социально-экономических и экологических
результатов от реализации Программы
Программа оценивается по результатам ее реализации в экономической, экологической,
социальной сферах.
Экономическая эффективность Программы может быть оценена путем сравнения
затрат на ее реализацию с бюджетными доходами, получаемыми от использования
природных ресурсов.
Налоговые платежи за природные ресурсы и за загрязнение окружающей природной
среды вносят заметный вклад в пополнение доходной части бюджетов всех уровней.
В период реализации Программы прогнозируются следующие поступления указанных
платежей :
Прогноз поступления платежей в форме налогов
за пользование природными ресурсами и загрязнение
окружающей природной среды
(млн. рублей, в ценах 2002 года)
Платежи по минерально-сырьевым ресурсам - всего | 1770000 |
в том числе: | |
в федеральный бюджет | 1090000 |
в бюджеты субъектов Российской Федерации | 680000 |
Платежи по лесным ресурсам - всего | 36400 |
в том числе: | |
в федеральный бюджет | 13224 |
в бюджеты субъектов Российской Федерации | 21357 |
в местный бюджет (земельный налог) | 1819 |
Платежи по водным ресурсам - всего | 44788 |
в том числе: | |
в федеральный бюджет | 18441 |
в бюджеты субъектов Российской Федерации | 26347 |
Платежи по водным биологическим ресурсам в федеральный бюджет | 100000 |
Платежи за загрязнение окружающей природной среды - всего | 96494 |
в том числе: | |
в федеральный бюджет | 18334 |
в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты | 78160 |
| |
Итого | 2047682 |
в том числе: | |
в федеральный бюджет | 1239999 |
в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты | 807683 |
Таким
образом, общий объем поступлений в бюджеты всех уровней за счет природно-ресурсных
и экологических налогов почти в 3 раза перекрывает затраты на реализацию
Программы.
Эффективность Программы оценивается также по приведенным в паспорте Программы
ожидаемым конечным результатам реализации программных мероприятий.
Экологическая эффективность Программы выражается в снижении уровня загрязнения
окружающей природной среды и предотвращении вредного воздействия на нее
хозяйственной деятельности. Существенное значение будет иметь снижение
ущербов от наводнений, селей, водной эрозии земель и деградации сельскохозяйственных
угодий. Общий предотвращенный экологический ущерб оценивается в размере
190 млрд. рублей в год.
Социальная эффективность Программы характеризуется созданием около 1500
тыс. новых рабочих мест, улучшением условий проживания населения, особенно
в экологически неблагополучных регионах (более 90 млн. человек), снижением
риска заболеваний, обусловленных загрязнением окружающей природной среды,
сохранением генетического фонда и обеспечением нормальных условий для жизни
будущих поколений.
|