Подпрограмма "Прогрессивные технологии картографо-геодезического обеспечения"
Деятельность в области геодезии и картографии является составной частью
решения экологических и природно-ресурсных задач, задач земельно-имущественного
комплекса, навигации, демаркации и делимитации государственной границы
Российской Федерации, других задач. Результаты этой деятельности дают многократный
эффект в других отраслях экономики.
Вся территория страны отображена на топографических картах масштабов 1:25000-1:1000000,
а около 30 процентов территории - на топографических картах масштаба 1:10000.
При этом для обеспечения достоверности крупномасштабных топографических
карт (сроки обновления 5-7 лет) необходимо обновить до 70 процентов наличного
фонда.
С 1994 года Федеральная служба геодезии и картографии России осуществляет
переход на цифровые методы картографирования в соответствии с федеральной
целевой программой на 1994-1995 годы и до 2000 года "Прогрессивные
технологии картографо-геодезического обеспечения Российской Федерации",
одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 3 мая 1994
г. № 418. Реализация указанной программы осуществлялась в условиях экономического
кризиса, снижения финансирования топографо-геодезических работ и инвестиций
в целом. Объем финансирования программы составил всего 2,2 процента.
Невыполнение предусмотренных этой программой заданий обострило накопившиеся
в отрасли проблемы:
-
существующая система топографо-геодезического и картографического
обеспечения страны в настоящее время не соответствует потребностям экономики,
обороны, безопасности, науки, образования и требует принятия скоординированных
межотраслевых мер, решаемых программными методами;
-
после распада СССР на территории России осталось менее 15 процентов
картографического производства. Имеющиеся производственные мощности и применяемые
технологии позволяют обеспечить от 22 процентов до 62 процентов полной
потребности по различным видам карт и атласов;
-
износ основного технологического оборудования картографического производства
(прежде всего офсетных печатных машин и другого полиграфического оборудования)
составляет до 80 процентов и требует неотложных мер по его замене;
-
топографические карты, необходимые для делимитации и демаркации государственной
границы Российской Федерации, должны соответствовать состоянию местности
на дату согласования прохождения ее линии и корректироваться в процессе
демаркации. Поэтому применяемые до настоящего времени технологии геодезических
и картографических работ, рассчитанные на двух-, трехгодичный цикл, не
обеспечивают своевременную подготовку геодезических и картографических
материалов и данных, необходимых для обеспечения переговорных процессов.
В связи с этим в ближайшее время предстоит обеспечить проведение
масштабных геодезических и картографических работ с использованием новейших
технических средств и технологий в полосе государственной границы Российской
Федерации, необходимых для ее делимитации и демаркации.
Кроме
того, возникли новые проблемы, требующие незамедлительного решения:
-
реализация постановления Правительства Российской Федерации от 28
июля 2000 г. № 568 о переходе с 1 июля 2002 г. при осуществлении геодезических
и картографических работ на новую единую государственную систему геодезических
координат 1995 года;
-
проведение единой государственной политики в области наименований
географических объектов в соответствии с Конституцией Российской Федерации
и Федеральным законом "О наименованиях географических объектов", создание
и ведение государственного каталога географических названий;
-
создание межотраслевой системы получения, обработки и распространения
данных дистанционного зондирования Земли высокого и сверхвысокого разрешения
на базе оптико-электронных методов, что позволит оперативно решать вопросы,
связанные с чрезвычайными ситуациями, иметь актуальную информацию в интересах
отраслей экономики;
-
создание единой системы геопространственных данных;
-
разработка и реализация механизмов формирования и использования государственного
картографо-геодезического фонда.
Цель, основные задачи и система мероприятий подпрограммы
Цель
подпрограммы состоит в создании до 2010 года новой высокоэффективной государственной
системы картографо-геодезического обеспечения территории России в интересах
экономики, науки и обороны страны, основанной на цифровом картографировании
и применении спутниковых средств и технологий, позволяющих повысить точность,
оперативность и экономическую эффективность создания и обновления топографических
карт и планов.
В ходе реализации подпрограммы планируется решить общегосударственные задачи
по картографо-геодезическому обеспечению экономических и политических преобразований
в Российской Федерации, основными из которых являются:
-
удовлетворение требований обороны и экономического развития страны
в целом и субъектов Российской Федерации в части повышения точности и оперативности
геодезических и картографических работ, изменения масштабов, содержания,
видов и средств доведения до потребителей картографической информации;
-
обеспечение картографической информацией земельно-имущественного
и налогового комплексов страны на всех уровнях государственной власти;
-
обеспечение отраслей экономики необходимыми геодезическими и картографическими
материалами и современной картографической продукцией;
-
картографо-геодезическое обеспечение работ по делимитации и демаркации
государственной, в том числе морской, границы Российской Федерации одновременно
на четырех-шести направлениях;
-
создание высокоточной геодезической основы для функционирования навигационных
систем гражданского и военного назначения;
-
создание новых видов продукции на основе цифровой технологии, в том
числе карт повышенной информативности, геоинформационных систем для органов
государственной власти;
-
создание принципиально новых отечественных комплексов технических
средств и технологий картографо-геодезического производства;
-
переход от планового обновления картографической продукции к организации
топографического мониторинга, обеспечивающего оперативную корректировку
карт и планов;
-
обеспечение выполнения Федерального закона "О наименованиях географических
объектов".
Реализация
подпрограммы будет проходить в два этапа.
На I этапе (2002 - 2004 годы) планируется создание пунктов фундаментальной
астрономо-геодезической сети и высокоточной геодезической сети, каталогов
координат геодезических пунктов, контрольно-корректирующих станций, пунктов
спутниковой геодезической сети, государственного фонда цифровой картографо-геодезической
и топографической информации, автоматизированных технологий, геодезической
основы обеспечения юридического оформления государственной границы Российской
Федерации, создание и обновление цифровых карт, разработка новых методов
и средств для использования цифровых и электронных карт, нормативных правовых
актов и нормативно-технических документов в области геодезической и картографической
деятельности, проведение фундаментальных работ для получения детальных
характеристик гравитационного поля Земли, издание учебных и справочных
карт и атласов.
На II этапе (2005 - 2010 годы) будут продолжены работы по созданию
пунктов фундаментальной астрономо-геодезической сети и высокоточной геодезической
сети, каталогов координат, контрольно-корректирующих станций, пунктов спутниковой
геодезической сети 1 класса, созданию и обновлению цифровых карт, изданию
учебных и справочных карт и атласов.
Система мероприятий подпрограммы направлена на достижение намеченной
цели и решение поставленных задач.
Мероприятиями подпрограммы предусматривается:
-
создание современной высокоэффективной государственной системы топографо-геодезического
обеспечения, основанной на новых методах определения координат пунктов
земной поверхности с использованием глобальных навигационных спутниковых
систем;
-
создание современной высокоэффективной государственной системы картографического
обеспечения на базе цифрового картографирования и компьютерных технологий,
что позволит автоматизировать многие процессы проектирования, управления,
навигации, интегрировать в системы налогообложения, ведения отраслевых
кадастров;
-
картографо-геодезическое обеспечение делимитации и демаркации государственной
границы Российской Федерации;
-
разработка новых методов, средств и автоматизированных технологий
для создания и использования цифровых и электронных карт и совершенствования
картосоставительского и картоиздательского производства;
-
проведение фундаментальных научных работ по созданию теоретических
и методических основ получения детальных характеристик гравитационного
поля Земли и изучения движений земной коры с использованием спутниковых
методов, что позволит уточнить параметры гравитационного поля Земли, создать
единую высотную геодезическую основу;
-
создание банков данных и геоинформационных систем с использованием
открытой топографической информации и обеспечение нужд образования и потребностей
отраслей экономики и населения в картографической продукции;
-
научные разработки по законодательному оформлению правоотношений в области
геодезии и картографии.
Эффективность подпрограммы
Создание
современной государственной системы картографо-геодезического обеспечения
Российской Федерации будет способствовать существенному повышению технологической
эффективности решения основных задач геодезии и картографии и смежных отраслей
на уровне современных требований, а также наиболее актуальных прикладных
задач.
Годовой экономический эффект от внедрения новых автоматизированных технологий
цифрового картографирования составит от 60 до 70 млн. рублей. Дополнительно
экономический эффект будет достигнут в результате использования цифровой
и картографической продукции в системах налогообложения, выдачи юридических
кадастровых документов, учета недвижимости и природных ресурсов, а также
в разрабатываемых пользовательских системах инвентаризации границ, ведения
отраслевых кадастров и др.
Экономический эффект от использования геоинформационных систем в народном
хозяйстве составляет 3 рубля на 1 рубль затрат.
Экономический эффект от разработки и использования спутниковых приемников
ГЛОНАСС/GPS составит 28,7 млн. рублей.
Значительный экономический эффект достигается за счет научно-исследовательских
и опытно-конструкторских разработок. Повышение уровня автоматизации только
производственных процессов создания и обновления цифровых и электронных
карт на 1 процент приводит к экономии более 3,9 млн. рублей, в то время
как все затраты на научное обеспечение подпрограммы составляют около 191,96
млн. рублей. Реально достижение 85-процентного уровня автоматизации, что
эквивалентно экономии более 158,1 млн. рублей. Годовой экономический эффект
полномасштабной и комплексной реализации подпрограммы (без учета эффекта
от использования цифровой картографической продукции в обеспечиваемых системах
управления) может достичь 70-80 млн. рублей.
В социальной сфере эффект от реализации подпрограммы выразится в улучшении
условий труда при выполнении картографо-геодезических работ, в повышении
уровня применения высококвалифицированного труда, в значительном сокращении
производственного травматизма. В сфере общеобразовательных школ - в полном
удовлетворении потребностей в картографической продукции в необходимом
ассортименте.
Экологическая эффективность обуславливается внедрением новых технологий,
позволяющих проводить топографо-геодезические работы без вырубки леса,
резко сократить использование гусеничного транспорта в лесных массивах
и тундре.
Внедрение новых прогрессивных технологий системы картографо-геодезического
обеспечения позволит более оперативно вырабатывать рекомендации по внешнеполитическим
проблемам.
|