Подпрограмма "Прогрессивные технологии картографо-геодезического обеспечения"


            Деятельность в области геодезии и картографии является составной частью решения экологических и природно-ресурсных задач, задач земельно-имущественного комплекса, навигации, демаркации и делимитации государственной границы Российской Федерации, других задач. Результаты этой деятельности дают многократный эффект в других отраслях экономики.
            Вся территория страны отображена на топографических картах масштабов 1:25000-1:1000000, а около 30 процентов территории - на топографических картах масштаба 1:10000. При этом для обеспечения достоверности крупномасштабных топографических карт (сроки обновления 5-7 лет) необходимо обновить до 70 процентов наличного фонда.
С 1994 года Федеральная служба геодезии и картографии России осуществляет переход на цифровые методы картографирования в соответствии с федеральной целевой программой на  1994-1995 годы и до 2000 года "Прогрессивные технологии картографо-геодезического обеспечения Российской Федерации", одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 3 мая 1994 г. № 418. Реализация указанной программы осуществлялась в условиях экономического кризиса, снижения финансирования топографо-геодезических работ и инвестиций в целом. Объем финансирования программы составил всего 2,2 процента.
            Невыполнение предусмотренных этой программой заданий обострило накопившиеся в отрасли проблемы:

  •  существующая система топографо-геодезического и картографического обеспечения страны в настоящее время не соответствует потребностям экономики, обороны, безопасности, науки, образования и требует принятия скоординированных межотраслевых мер, решаемых программными методами;
  •  после распада СССР на территории России осталось менее 15 процентов картографического производства. Имеющиеся производственные мощности и применяемые технологии позволяют обеспечить от 22 процентов до 62 процентов полной потребности по различным видам карт и атласов;
  •  износ основного технологического оборудования картографического производства (прежде всего офсетных печатных машин и другого полиграфического оборудования) составляет до 80 процентов и требует неотложных мер по его замене;
  •  топографические карты, необходимые для делимитации и демаркации государственной границы Российской Федерации, должны соответствовать состоянию местности на дату согласования прохождения ее линии и корректироваться в процессе демаркации. Поэтому применяемые до настоящего времени технологии геодезических и картографических работ, рассчитанные на двух-, трехгодичный цикл, не обеспечивают своевременную подготовку геодезических и картографических материалов и данных, необходимых для обеспечения переговорных процессов. В связи с этим в ближайшее время предстоит обеспечить  проведение масштабных геодезических и картографических работ с использованием новейших технических средств и технологий в полосе государственной границы Российской Федерации, необходимых для ее делимитации и демаркации.
            Кроме того, возникли новые проблемы, требующие незамедлительного решения:
  •  реализация постановления Правительства Российской Федерации от 28 июля 2000 г. № 568 о переходе с 1 июля 2002 г. при осуществлении геодезических и картографических работ на новую единую государственную систему геодезических координат 1995 года;
  •  проведение единой государственной политики в области наименований географических объектов в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом "О наименованиях географических объектов", создание и ведение государственного каталога географических названий;
  •  создание межотраслевой системы получения, обработки и распространения данных дистанционного зондирования Земли высокого и сверхвысокого разрешения на базе оптико-электронных методов, что позволит оперативно решать вопросы, связанные с чрезвычайными ситуациями, иметь актуальную информацию в интересах отраслей экономики;
  •  создание единой системы геопространственных данных;
  •  разработка и реализация механизмов формирования и использования государственного картографо-геодезического фонда.


 

Цель, основные задачи и система мероприятий подпрограммы

            Цель подпрограммы состоит в создании до 2010 года новой высокоэффективной государственной системы картографо-геодезического обеспечения территории России в интересах экономики, науки и обороны страны, основанной на цифровом картографировании и применении спутниковых средств и технологий, позволяющих повысить точность, оперативность и экономическую эффективность создания и обновления топографических карт и планов.
            В ходе реализации подпрограммы планируется решить общегосударственные задачи по картографо-геодезическому обеспечению экономических и политических преобразований в Российской Федерации, основными из которых являются:
  •  удовлетворение требований обороны и экономического развития страны в целом и субъектов Российской Федерации в части повышения точности и оперативности геодезических и картографических работ, изменения масштабов, содержания, видов и средств доведения до потребителей картографической информации;
  •  обеспечение картографической информацией земельно-имущественного и налогового комплексов страны на всех уровнях государственной власти;
  •  обеспечение отраслей экономики необходимыми геодезическими и картографическими материалами и современной картографической продукцией;
  •  картографо-геодезическое обеспечение работ по делимитации и демаркации государственной, в том числе морской, границы Российской Федерации одновременно на четырех-шести направлениях;
  •  создание высокоточной геодезической основы для функционирования навигационных систем гражданского и военного назначения;
  •  создание новых видов продукции на основе цифровой технологии, в том числе карт повышенной информативности, геоинформационных систем для органов государственной власти;
  •  создание принципиально новых отечественных комплексов технических средств и технологий картографо-геодезического производства;
  •  переход от планового обновления картографической продукции к организации топографического мониторинга, обеспечивающего оперативную корректировку карт и планов;
  •  обеспечение выполнения Федерального закона "О наименованиях географических объектов".
            Реализация подпрограммы будет проходить в два этапа.
            На I этапе (2002 - 2004 годы) планируется создание пунктов фундаментальной астрономо-геодезической сети и высокоточной геодезической сети, каталогов координат геодезических пунктов, контрольно-корректирующих станций, пунктов спутниковой геодезической сети, государственного фонда цифровой картографо-геодезической и топографической информации, автоматизированных технологий, геодезической основы обеспечения юридического оформления государственной границы Российской Федерации, создание и обновление цифровых карт, разработка новых методов и средств для использования цифровых и электронных карт, нормативных правовых актов и нормативно-технических документов в области геодезической и картографической деятельности, проведение фундаментальных работ для получения детальных характеристик гравитационного поля Земли, издание учебных и справочных карт и атласов.
            На II этапе (2005 - 2010 годы) будут продолжены работы по созданию пунктов фундаментальной астрономо-геодезической сети и высокоточной геодезической сети, каталогов координат, контрольно-корректирующих станций, пунктов спутниковой геодезической сети 1 класса, созданию и обновлению цифровых карт, изданию учебных и справочных карт и атласов.
Система мероприятий подпрограммы направлена на достижение намеченной цели и решение поставленных задач.
            Мероприятиями подпрограммы предусматривается:
  •  создание современной высокоэффективной государственной системы топографо-геодезического обеспечения, основанной на новых методах определения координат пунктов земной поверхности с использованием глобальных навигационных спутниковых систем;
  •  создание современной высокоэффективной государственной системы картографического обеспечения на базе цифрового картографирования и компьютерных технологий, что позволит автоматизировать многие процессы проектирования, управления, навигации, интегрировать в системы налогообложения, ведения отраслевых кадастров;
  •  картографо-геодезическое обеспечение делимитации и демаркации государственной границы Российской Федерации;
  •  разработка новых методов, средств и автоматизированных технологий для создания и использования цифровых и электронных карт и совершенствования картосоставительского и картоиздательского производства;
  •  проведение фундаментальных научных работ по созданию теоретических и методических основ получения детальных характеристик гравитационного поля Земли и изучения движений земной коры с использованием спутниковых методов, что позволит уточнить параметры гравитационного поля Земли, создать единую высотную геодезическую основу;
  •  создание банков данных и геоинформационных систем с использованием открытой топографической информации и обеспечение нужд образования и потребностей отраслей экономики и населения в картографической продукции;
  • научные разработки по законодательному оформлению правоотношений в области геодезии и картографии.

Эффективность подпрограммы

            Создание современной государственной системы картографо-геодезического обеспечения Российской Федерации будет способствовать существенному повышению технологической эффективности решения основных задач геодезии и картографии и смежных отраслей на уровне современных требований, а также наиболее актуальных прикладных задач.
            Годовой экономический эффект от внедрения новых автоматизированных технологий цифрового картографирования составит от 60 до 70 млн. рублей. Дополнительно экономический эффект будет достигнут в результате использования цифровой и картографической продукции в системах налогообложения, выдачи юридических кадастровых документов, учета недвижимости и природных ресурсов, а также в разрабатываемых пользовательских системах инвентаризации границ, ведения отраслевых кадастров и др.
            Экономический эффект от использования геоинформационных систем в народном хозяйстве составляет 3 рубля на 1 рубль затрат.
            Экономический эффект от разработки и использования спутниковых приемников ГЛОНАСС/GPS составит 28,7 млн. рублей.
            Значительный экономический эффект достигается за счет научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок. Повышение уровня автоматизации только производственных процессов создания и обновления цифровых и электронных карт на 1 процент приводит к экономии более 3,9 млн. рублей, в то время как все затраты на научное обеспечение подпрограммы составляют около 191,96 млн. рублей. Реально достижение 85-процентного уровня автоматизации, что эквивалентно экономии более 158,1 млн. рублей. Годовой экономический эффект полномасштабной и комплексной реализации подпрограммы (без учета эффекта от использования цифровой картографической продукции в обеспечиваемых системах управления) может достичь 70-80 млн. рублей.
            В социальной сфере эффект от реализации подпрограммы выразится в улучшении условий труда при выполнении картографо-геодезических работ, в повышении уровня применения высококвалифицированного труда, в значительном сокращении производственного травматизма. В сфере общеобразовательных школ - в полном удовлетворении потребностей в картографической продукции в необходимом ассортименте.
            Экологическая эффективность обуславливается внедрением новых технологий, позволяющих проводить топографо-геодезические работы без вырубки леса, резко сократить использование гусеничного транспорта в лесных массивах и тундре.
            Внедрение новых прогрессивных технологий системы картографо-геодезического обеспечения позволит более оперативно вырабатывать рекомендации по внешнеполитическим проблемам.
 
 

Мероприятия подпрограммы (zip)

 

Назад

Проектирование общественных зданий
Проектирование: От концепции до реализации. Звоните
egproekt.ru