Подпрограмма "Леса"


            В границах России лесной фонд занимает около 70 процентов площади всех земель, лесистость составляет 45,3 процента, что превышает среднемировой показатель (27 процентов) и показатели таких лесных стран, как Канада (42 процента), Бразилия (40 процентов), США (32 процента), и свидетельствует о большой экономической и глобальной экологической ценности российских лесов.
            В структуре производства промышленной продукции в 1999 году продукция лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности составила 4,8 процента. Валютные поступления от экспорта лесоматериалов и продуктов их переработки (бумага газетная и др.) составили более 2 млрд. долларов.
            Леса оказывают огромное воздействие на экологическое состояние природных комплексов.
Согласно Лесному кодексу Российской Федерации лесной фонд отнесен к федеральной собственности.
Общая площадь земель лесного фонда России составляет на 1 января 2001 г. 11785,5 млн. гектаров, в том числе покрытых лесной растительностью – 774,2 млн. гектаров, из них ценными хвойными породами – 508,7 млн. гектаров, твердолиственными породами (дуб, бук и др.) – 17,5 млн. гектаров. Общий запас древесины составляет 76,3 млрд. куб. метров, в том числе в спелых и перестойных лесах – 42 млрд. куб. метров. Из не покрытых лесом земель лесного фонда на 32,9 млн. гектаров требуется проведение лесовосстановительных мероприятий.
            В настоящее время в лесном хозяйстве накопились проблемы, от решения которых зависит эффективное и рациональное использование лесных ресурсов страны при безусловном сохранении глобальной экологической значимости российского леса.
Федеральная целевая программа "Леса России на 1997 - 2000 годы" не решила основные задачи в полной мере. Она проводилась в условиях резкого спада использования расчетной лесосеки по главному пользованию: при расчетной лесосеке в 500 млн. куб. метров фактическая заготовка древесины осуществлялась в объеме около 100 млн. куб. метров. Это в свою очередь сказалось на доходах федерального бюджета и бюджетах других уровней.
            Крайне недостаточное финансирование лесного хозяйства, охраны лесов от пожаров отрицательно сказалось не только на выполнении установленных показателей, но и на технологическом уровне проведения лесохозяйственных мероприятий и состоянии лесов, привело к резкому истощению материально-технической базы и сокращению кадрового потенциала лесной противопожарной службы. В результате возросло число крупных лесных пожаров, нередко принимающих катастрофический характер.
            Сократились исследования по созданию теоретической и практической базы в области управления лесами, информатизации, мониторинга состояния лесов, сертификации лесной продукции, лесоустройства, применения дистанционных методов оценки состояния лесов, подверженных естественному и антропогенному воздействию.
            В последние годы резко уменьшилась площадь лесного фонда, занимаемая такими ценными твердолиственными породами, как ясень на Дальнем Востоке, дуб и бук в районах Северного Кавказа, а также хвойными лесами в северных и дальневосточных районах страны.
            Среди проблем лесного хозяйства в настоящее время наиболее острыми являются:

  •  обеспечение своевременного восстановления не покрытых лесом земель лесного фонда, сгоревших и вырубленных лесов, особенно в европейской части страны, восстановление ценных твердолиственных насаждений (высокоствольных дубрав);
  •  обеспечение охраны лесов от пожаров, защита их от вредителей. Только в 2000 году леса выгорели на площади 1,2 млн. гектаров, что выше уровня 1999 года на 70 процентов, а очагами вредителей и болезней было охвачено более 8,2 млн. гектаров леса (рост в 3 раза);
  •  повышение показателей использования основного лесного ресурса и запасов спелых и перестойных лесов. В 2000 году расчетная лесосека использована в целом на 22 процента, а по хвойным лесам – на
  • 27 процентов. Значительные запасы ценной древесины в районах Сибири, на северо-востоке страны, Дальнем Востоке, а также в Республике Коми и Архангельской области остаются недоступными для освоения.
            Решение этих проблем требует проведения мероприятий по интенсификации ведения лесного хозяйства, подъема его на более высокий современный уровень, нового подхода к организации непрерывного многоцелевого использования лесов, применения новых технологий и прогрессивных методов инвентаризации лесных ресурсов и управления лесным хозяйством.
 

Цель, основные задачи и система мероприятий подпрограммы


            Целью подпрограммы является сохранение и воспроизводство лесов как сырьевой базы, обеспечивающей потребности экономики и населения в древесной и недревесной продукции, и как важнейшего природоформирующего компонента окружающей природной среды на основе рационального и неистощительного лесопользования.
            Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  •  сохранение экологического и ресурсного потенциала лесов, их биологического разнообразия путем своевременного воспроизводства, поддержания состава и структуры лесного фонда, создания оптимальных экологических условий для сохранения жизнеспособности лесных популяций и видов растительного и животного мира;
  •  обеспечение охраны лесов от пожаров, защиты их от вредителей и болезней, поддержание санитарного состояния лесов, необходимого для их устойчивого развития;
  •  обеспечение устойчивого состояния лесных экосистем в условиях радиационного загрязнения и других видов интенсивного антропогенного воздействия.
            Для реализации основных задач в условиях ограниченных финансовых ресурсов выделены следующие приоритетные направления:
  •  определение ресурсного потенциала лесов России, совершенствование организационной, технической и технологической базы лесоустроительных работ, переход в перспективе к постоянному лесоустройству на основе компьютеризации, геоинформационных технологий (ГИС-технологий) и др.;
  •  воспроизводство ресурсного потенциала лесов, повышение их продуктивности и качества путем оптимизации методов лесовосстановительных работ, использование достижений лесной генетики и селекции в лесном семеноводстве, применение современных технологий лесовыращивания;
  •  охрана лесов от пожаров путем обеспечения оперативного обнаружения и тушения лесных пожаров силами наземной и авиационной охраны лесов, материально-техническое оснащение лесопожарных служб, проведение предупредительных (профилактических) противопожарных мероприятий, создание системы мониторинга лесных пожаров;
  •  улучшение экологического состояния лесов и сохранение их биоразнообразия путем совершенствования методов ведения лесного хозяйства в лесах, подверженных радиационному загрязнению, повышение роли биологических мер в борьбе с вредителями и болезнями леса, сохранение лесных биогеоценозов, разнообразия животного мира и среды его обитания;
  •  совершенствование нормативно-правовой базы и информационных систем, разработка экономических и экологических обоснований в области управления и ведения лесного хозяйства, лесопользования, лесовосстановления, охраны и защиты леса, разработка проектов комплексной реабилитации лесных земель, нарушенных вследствие интенсивного антропогенного воздействия.


            Подпрограмма будет выполняться в два этапа.
            На I этапе (2002-2004 годы) основное внимание будет уделено увеличению объемов работ по лесоустройству и мониторингу состояния лесов, которые совместно с подготовкой законодательной и нормативно-правовой базы в сфере лесопользования создадут условия для перехода к устойчивому развитию ресурсной базы лесного хозяйства.
            В результате реализации мероприятий II этапа (2005-2010 годы) ресурсный потенциал лесов России в полной мере обеспечит потребности промышленности, включая экспорт, и населения страны на древесную и недревесную продукцию леса.
Система мероприятий подпрограммы направлена на достижение намеченной цели и решение поставленных задач.
            Мероприятиями подпрограммы предусматривается:

  •  техническое перевооружение лесохозяйственных, противопожарных и лесоохранных работ;
  •  разработка новых технологий и технических средств с целью обеспечения безотходного, природосберегающего использования лесных ресурсов;
  •  увеличение площади ценных лесных насаждений и увеличение отводов лесосечного фонда;
  •  улучшение санитарного состояния лесов, стабилизация радиоактивной обстановки в лесах, строительство дорог лесохозяйственного и противопожарного назначения;
  •  создание федерального резервного фонда лесных семян на случай неурожайных лет, выращивание посадочного материала для лесовосстановления и лесоразведения;
  •  увеличение количества и улучшение состояния ценных видов животных, обитающих в лесах;
  •  научное обеспечение изучения и воспроизводства лесных ресурсов с целью разработки новых прогрессивных технологий и методов воспроизводства лесных ресурсов;
  •  совершенствование механизмов экономического и правового регулирования лесопользования, внедрения ГИС-технологий и систем.

Эффективность подпрограммы

            В результате реализации подпрограммы ожидается существенное улучшение состояния лесного фонда, основными факторами которого являются лесовосстановление на площади 6900 тыс. гектаров, лесоразведение на площади 160 тыс. гектаров, ввод молодых лесных посадок в категорию ценных лесных насаждений на площади 9500 тыс. гектаров, улучшение санитарного состояния лесов на площади 10400 тыс. гектаров и снижение опасности лесных пожаров с предотвращением ущерба в размере более 2 млрд. рублей в год.
            Это позволит обеспечить подготовку лесосечного фонда под рубки главного и промежуточного лесопользования в объеме до 220 млн. куб. метров в год, что создаст условия для повышения доходов федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов за счет налоговых платежей до 36,4 млрд. рублей, валютных поступлений от экспорта леса - до 5 млрд. долларов США, для увеличения доли лесного комплекса в валовом внутреннем продукте страны до 5 процентов, доли участия в общем выпуске промышленной продукции - до 10 процентов, числа работающих - до 15 процентов от общего числа трудоспособного населения.
            Социальная эффективность подпрограммы определяется прежде всего комплексом мер, направленных на улучшение условий труда работников лесного хозяйства всех уровней, создание современных и наполнение новым содержанием традиционных профессий, что является стимулом для привлечения молодых кадров.
            В экологическом плане эффективность подпрограммы обусловлена увеличением доли генетически высокоустойчивых к природным и антропогенным нагрузкам насаждений (особенно это касается густонаселенных районов европейской части России), расширением территорий, на которых будет обеспечено сохранение биоразнообразия и совершенствование организации природопользования
 

Мероприятия подпрограммы (zip)

 

Назад

ГИМС МП ВВП ВП что это такое
ГИМС МП ВВП ВП что это такое
nou-centr.ru