Подпрограмма "Леса"
В границах России лесной фонд занимает около 70 процентов площади всех
земель, лесистость составляет 45,3 процента, что превышает среднемировой
показатель (27 процентов) и показатели таких лесных стран, как Канада (42
процента), Бразилия (40 процентов), США (32 процента), и свидетельствует
о большой экономической и глобальной экологической ценности российских
лесов.
В структуре производства промышленной продукции в 1999 году продукция лесной,
деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности составила 4,8
процента. Валютные поступления от экспорта лесоматериалов и продуктов их
переработки (бумага газетная и др.) составили более 2 млрд. долларов.
Леса оказывают огромное воздействие на экологическое состояние природных
комплексов.
Согласно Лесному кодексу Российской Федерации лесной фонд отнесен к
федеральной собственности.
Общая площадь земель лесного фонда России составляет на 1 января 2001
г. 11785,5 млн. гектаров, в том числе покрытых лесной растительностью –
774,2 млн. гектаров, из них ценными хвойными породами – 508,7 млн. гектаров,
твердолиственными породами (дуб, бук и др.) – 17,5 млн. гектаров. Общий
запас древесины составляет 76,3 млрд. куб. метров, в том числе в спелых
и перестойных лесах – 42 млрд. куб. метров. Из не покрытых лесом земель
лесного фонда на 32,9 млн. гектаров требуется проведение лесовосстановительных
мероприятий.
В настоящее время в лесном хозяйстве накопились проблемы, от решения которых
зависит эффективное и рациональное использование лесных ресурсов страны
при безусловном сохранении глобальной экологической значимости российского
леса.
Федеральная целевая программа "Леса России на 1997 - 2000 годы" не
решила основные задачи в полной мере. Она проводилась в условиях резкого
спада использования расчетной лесосеки по главному пользованию: при расчетной
лесосеке в 500 млн. куб. метров фактическая заготовка древесины осуществлялась
в объеме около 100 млн. куб. метров. Это в свою очередь сказалось на доходах
федерального бюджета и бюджетах других уровней.
Крайне недостаточное финансирование лесного хозяйства, охраны лесов от
пожаров отрицательно сказалось не только на выполнении установленных показателей,
но и на технологическом уровне проведения лесохозяйственных мероприятий
и состоянии лесов, привело к резкому истощению материально-технической
базы и сокращению кадрового потенциала лесной противопожарной службы. В
результате возросло число крупных лесных пожаров, нередко принимающих катастрофический
характер.
Сократились исследования по созданию теоретической и практической базы
в области управления лесами, информатизации, мониторинга состояния лесов,
сертификации лесной продукции, лесоустройства, применения дистанционных
методов оценки состояния лесов, подверженных естественному и антропогенному
воздействию.
В последние годы резко уменьшилась площадь лесного фонда, занимаемая такими
ценными твердолиственными породами, как ясень на Дальнем Востоке, дуб и
бук в районах Северного Кавказа, а также хвойными лесами в северных и дальневосточных
районах страны.
Среди проблем лесного хозяйства в настоящее время наиболее острыми являются:
-
обеспечение своевременного восстановления не покрытых лесом земель
лесного фонда, сгоревших и вырубленных лесов, особенно в европейской части
страны, восстановление ценных твердолиственных насаждений (высокоствольных
дубрав);
-
обеспечение охраны лесов от пожаров, защита их от вредителей. Только
в 2000 году леса выгорели на площади 1,2 млн. гектаров, что выше уровня
1999 года на 70 процентов, а очагами вредителей и болезней было охвачено
более 8,2 млн. гектаров леса (рост в 3 раза);
-
повышение показателей использования основного лесного ресурса и запасов
спелых и перестойных лесов. В 2000 году расчетная лесосека использована
в целом на 22 процента, а по хвойным лесам – на
-
27 процентов. Значительные запасы ценной древесины в районах Сибири, на
северо-востоке страны, Дальнем Востоке, а также в Республике Коми и Архангельской
области остаются недоступными для освоения.
Решение
этих проблем требует проведения мероприятий по интенсификации ведения лесного
хозяйства, подъема его на более высокий современный уровень, нового подхода
к организации непрерывного многоцелевого использования лесов, применения
новых технологий и прогрессивных методов инвентаризации лесных ресурсов
и управления лесным хозяйством.
Цель, основные задачи и система мероприятий подпрограммы
Целью подпрограммы является сохранение и воспроизводство лесов как сырьевой
базы, обеспечивающей потребности экономики и населения в древесной и недревесной
продукции, и как важнейшего природоформирующего компонента окружающей природной
среды на основе рационального и неистощительного лесопользования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-
сохранение экологического и ресурсного потенциала лесов, их биологического
разнообразия путем своевременного воспроизводства, поддержания состава
и структуры лесного фонда, создания оптимальных экологических условий для
сохранения жизнеспособности лесных популяций и видов растительного и животного
мира;
-
обеспечение охраны лесов от пожаров, защиты их от вредителей и болезней,
поддержание санитарного состояния лесов, необходимого для их устойчивого
развития;
-
обеспечение устойчивого состояния лесных экосистем в условиях радиационного
загрязнения и других видов интенсивного антропогенного воздействия.
Для
реализации основных задач в условиях ограниченных финансовых ресурсов выделены
следующие приоритетные направления:
-
определение ресурсного потенциала лесов России, совершенствование
организационной, технической и технологической базы лесоустроительных работ,
переход в перспективе к постоянному лесоустройству на основе компьютеризации,
геоинформационных технологий (ГИС-технологий) и др.;
-
воспроизводство ресурсного потенциала лесов, повышение их продуктивности
и качества путем оптимизации методов лесовосстановительных работ, использование
достижений лесной генетики и селекции в лесном семеноводстве, применение
современных технологий лесовыращивания;
-
охрана лесов от пожаров путем обеспечения оперативного обнаружения
и тушения лесных пожаров силами наземной и авиационной охраны лесов, материально-техническое
оснащение лесопожарных служб, проведение предупредительных (профилактических)
противопожарных мероприятий, создание системы мониторинга лесных пожаров;
-
улучшение экологического состояния лесов и сохранение их биоразнообразия
путем совершенствования методов ведения лесного хозяйства в лесах, подверженных
радиационному загрязнению, повышение роли биологических мер в борьбе с
вредителями и болезнями леса, сохранение лесных биогеоценозов, разнообразия
животного мира и среды его обитания;
-
совершенствование нормативно-правовой базы и информационных систем,
разработка экономических и экологических обоснований в области управления
и ведения лесного хозяйства, лесопользования, лесовосстановления, охраны
и защиты леса, разработка проектов комплексной реабилитации лесных земель,
нарушенных вследствие интенсивного антропогенного воздействия.
Подпрограмма будет выполняться в два этапа.
На I этапе (2002-2004 годы) основное внимание будет уделено увеличению
объемов работ по лесоустройству и мониторингу состояния лесов, которые
совместно с подготовкой законодательной и нормативно-правовой базы в сфере
лесопользования создадут условия для перехода к устойчивому развитию ресурсной
базы лесного хозяйства.
В результате реализации мероприятий II этапа (2005-2010 годы) ресурсный
потенциал лесов России в полной мере обеспечит потребности промышленности,
включая экспорт, и населения страны на древесную и недревесную продукцию
леса.
Система мероприятий подпрограммы направлена на достижение намеченной
цели и решение поставленных задач.
Мероприятиями подпрограммы предусматривается:
-
техническое перевооружение лесохозяйственных, противопожарных и лесоохранных
работ;
-
разработка новых технологий и технических средств с целью обеспечения
безотходного, природосберегающего использования лесных ресурсов;
-
увеличение площади ценных лесных насаждений и увеличение отводов
лесосечного фонда;
-
улучшение санитарного состояния лесов, стабилизация радиоактивной
обстановки в лесах, строительство дорог лесохозяйственного и противопожарного
назначения;
-
создание федерального резервного фонда лесных семян на случай неурожайных
лет, выращивание посадочного материала для лесовосстановления и лесоразведения;
-
увеличение количества и улучшение состояния ценных видов животных,
обитающих в лесах;
-
научное обеспечение изучения и воспроизводства лесных ресурсов с
целью разработки новых прогрессивных технологий и методов воспроизводства
лесных ресурсов;
-
совершенствование механизмов экономического и правового регулирования
лесопользования, внедрения ГИС-технологий и систем.
Эффективность подпрограммы
В результате
реализации подпрограммы ожидается существенное улучшение состояния лесного
фонда, основными факторами которого являются лесовосстановление на площади
6900 тыс. гектаров, лесоразведение на площади 160 тыс. гектаров, ввод молодых
лесных посадок в категорию ценных лесных насаждений на площади 9500 тыс.
гектаров, улучшение санитарного состояния лесов на площади 10400 тыс. гектаров
и снижение опасности лесных пожаров с предотвращением ущерба в размере
более 2 млрд. рублей в год.
Это позволит обеспечить подготовку лесосечного фонда под рубки главного
и промежуточного лесопользования в объеме до 220 млн. куб. метров в год,
что создаст условия для повышения доходов федерального бюджета, бюджетов
субъектов Российской Федерации и местных бюджетов за счет налоговых платежей
до 36,4 млрд. рублей, валютных поступлений от экспорта леса - до 5 млрд.
долларов США, для увеличения доли лесного комплекса в валовом внутреннем
продукте страны до 5 процентов, доли участия в общем выпуске промышленной
продукции - до 10 процентов, числа работающих - до 15 процентов от общего
числа трудоспособного населения.
Социальная эффективность подпрограммы определяется прежде всего комплексом
мер, направленных на улучшение условий труда работников лесного хозяйства
всех уровней, создание современных и наполнение новым содержанием традиционных
профессий, что является стимулом для привлечения молодых кадров.
В экологическом плане эффективность подпрограммы обусловлена увеличением
доли генетически высокоустойчивых к природным и антропогенным нагрузкам
насаждений (особенно это касается густонаселенных районов европейской части
России), расширением территорий, на которых будет обеспечено сохранение
биоразнообразия и совершенствование организации природопользования
|