I. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
Российская Федерация располагает громадным природно-ресурсным потенциалом,
однако в последние годы накопился ряд серьезных проблем, не позволяющих
в полной мере использовать имеющиеся природные богатства.
За последние годы уровень разведанных запасов минерального сырья начал
снижаться. Добыча ряда видов минерального сырья даже при сократившихся
объемах превышает прирост их запасов. Состояние минерально-сырьевых баз
многих горнодобывающих регионов России резко ухудшилось вследствие истощения
и снижения качественных характеристик сырья, усложнения условий отработки.
В связи с этим требуется обеспечить подготовку поисковых заделов, что связано
с осуществлением комплексов работ по геологическому изучению недр,
оценке ресурсов минерального сырья, особенно по остродефицитным видам полезных
ископаемых, проведением разведочных работ. Возрастает актуальность выявления
новых ресурсных провинций для компенсации выбывающих сырьевых баз.
Россия обладает 22 процентами лесных ресурсов планеты, однако этот потенциал
используется недостаточно. По сравнению с началом 90-х годов объем
заготовок древесины снизился более чем в 2 раза, что привело к накоплению
перестойной части лесов с одновременным снижением их качества. Возросла
опасность массовых вспышек болезней леса и лесных пожаров.
Неоценимо значение водных ресурсов для обеспечения социально-экономического
развития России. Для удовлетворения потребностей населения и экономики
страны в водных ресурсах построено более 2000 крупных водохранилищ и 34
межрегиональные межбассейновые системы по перераспределению водного стока.
Однако состояние многих водохозяйственных систем и гидротехнических сооружений
неудовлетворительно, в ряде случаев является аварийным, велик их физический
износ. Широкое развитие получили эрозия берегов, подтопление земель, а
также загрязнение водных источников.
Суммарный биоресурсный потенциал российского рыболовства оценивается
на уровне 9-10 млн. тонн в год. Объем добычи рыбы и других водных биологических
объектов с 1991 года по 2000 год сократился с 8,3 до 4,2 млн. тонн, то
есть почти вдвое. Наиболее значительно сократился вылов в экономических
зонах иностранных государств и в открытых районах Мирового океана. Производство
продукции из пресноводной аквакультуры сократилось в 3,5 раза. При наличии
неиспользуемого потенциала водных биоресурсов в стране около 30 процентов
потребляемых рыбных товаров обеспечивается за счет импорта.
Общим недостатком развития природно-ресурсного комплекса является несовершенство
экономических механизмов и законодательной базы.
Остается напряженной экологическая обстановка на территории России. Несмотря
на то, что за последнее десятилетие значительно снижены объемы производства,
на отдельных территориях она близка к критической. Основными экологическими
проблемами по-прежнему являются:
-
загрязнение водных объектов (Поволжье, Урал, Кузбасс, Северный Кавказ);
-
загрязнение атмосферного воздуха в результате выбросов промышленных
предприятий (гг. Норильск, Нижний Тагил, Магнитогорск, Новокузнецк, Череповец
и др.);
-
постоянно увеличивающееся количество отходов производства и потребления,
в том числе токсичных (Московская, Кемеровская, Тюменская, Ярославская
области и др.);
-
загрязнение почв, опустынивание и деградация растительного покрова
на многих территориях, сокращение видового состава флоры и фауны.
Особенно
неблагополучно состояние окружающей природной среды в бассейне реки Волги.
В 90-х годах был разработан и осуществлялся целый ряд федеральных и региональных
целевых программ, направленных на оздоровление экологической обстановки,
обеспечение экономики страны и населения природными ресурсами, их охрану
и воспроизводство.
Однако реализация этих программ была затруднена в основном из-за недостатка
финансовых ресурсов, в результате чего достичь намеченных целей в полной
мере не удалось.
Кроме того, причинами неудовлетворительного выполнения указанных программ
являлись:
-
недостаточно четкое определение программных приоритетов, что в условиях
слабого финансового обеспечения отрицательно сказалось на концентрации
средств на главных направлениях;
-
несогласованность, недостаточная координация и взаимоувязка при разработке
и реализации программ различного уровня;
-
нецелевое использование выделенных финансовых ресурсов;
-
отсутствие четкого разграничения предметов ведения и полномочий в
области реализации федеральных программ между федеральными органами исполнительной
власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Начавшийся
рост промышленного производства в России может обострить экологическую
обстановку, а также увеличить вероятность возникновения техногенных аварий
с негативными экологическими последствиями. Необходим комплексный системный
подход при разработке правовых, экономических, организационных и иных условий
рационального, неистощительного природопользования и охраны окружающей
природной среды. Возникает необходимость принятия соответствующих мер,
обеспечивающих подготовку природно-ресурсной базы страны для удовлетворения
растущих экономических потребностей, сохранение и воспроизводство ресурсного
потенциала, снижение антропогенной нагрузки на природные комплексы.
На решение указанных проблем направлена федеральная целевая программа "Экология
и природные ресурсы России (2002-2010 годы)" (далее именуется - Программа).
II. Цель, основные задачи и сроки реализации Программы
Цель и основные задачи Программы изложены в паспорте Программы.
Программа рассчитана на период с 2002 по 2010 год.
На I этапе (2002 - 2004 годы) осуществляются мероприятия по охране
окружающей природной среды с целью стабилизации уровня ее загрязнения в
экологически неблагополучных городах и регионах, охране и воспроизводству
минеральных, лесных, водных, водных биологических и других природных ресурсов
для обеспечения текущих потребностей экономики и населения страны.
На II этапе (2005 - 2010 годы) будут осуществлены мероприятия по
снижению уровня загрязнения окружающей природной среды с целью коренного
улучшения ее состояния и работы по обеспечению устойчивого воспроизводства
природных и сырьевых ресурсов в объемах, обеспечивающих среднесрочные и
долгосрочные внутренние и экспортные потребности.
III. Система программных мероприятий
Мероприятия Программы направлены на достижение намеченной цели, решение
поставленных задач и предусматривают концентрацию ресурсов и привлечение
средств из различных источников финансирования.
Программа включает в себя 12 подпрограмм.
Мероприятия в рамках подпрограмм изложены в следующем порядке:
-
мероприятия по решению долгосрочных наиболее важных проблем федерального
значения;
-
мероприятия, направленные на научно-методическое, технологическое
и нормативно-правовое обеспечение решения природно-ресурсных и экологических
проблем;
-
текущие работы, связанные с решением программных задач в рамках деятельности
министерств и ведомств.
|