Проект
Версия 11.02.2004
ПЛАН ДЕЙСТВИЙ АРКТИЧЕСКОГО СОВЕТА ПО УСТОЙЧИВОМУ РАЗВИТИЮ
Настоящий План действий Арктического совета по устойчивому развитию
подготовлен в соответствии с Инарской декларацией, принятой на
3-м министерском заседании Арктического совета в Инари (Финляндия, 9-10
октября 2002 г.). ПДУР нацелен на реализацию Рамочного документа, принятого
министрами в Барроу (США, 2000 г.), Программы устойчивого развития, принятой
в Икалуите, положений Инарской декларации и решений Йоханнесбургского Всемирного
саммита по устойчивому развитию 2002 года применительно к специфическим
условиям Арктического региона.
1. Введение: мандат на разработку
На встрече на высшем уровне в Йоханнесбурге (2002 год, ЮАР) в рамках Всемирного
саммита по устойчивому развитию, организованного Организацией Объединенных
Наций, руководителями государств была подтверждена приверженность Рио-де-Жанейрским
принципам устойчивого развития и с учетом достигнутого прогресса и научных
данных были определены новые аспекты стоящих перед мировым сообществом
проблем и задач. Важным итогом работы саммита стал План выполнения решений
Йоханнесбургской встречи, в котором намечены действия по решению проблем
устойчивого развития, институциональные рамки устойчивого развития на международном
и региональном уровнях, роль различных международных организаций и групп
в этой области.
Следуя рекомендациям Йоханнесбургской встречи и исходя из основных целей
своей деятельности, Арктический совет на своем заседании в 2002 году в
г. Инари (Финляндия) принял решение о разработке плана действий Арктического
совета по устойчивому развитию (далее – ПДУР) для реализации Рамочного
документа, принятого министрами в Барроу, приоритетов, определенных в Инарской
декларации, самых последних научных данных и решений Йоханнесбургского
саммита по устойчивому развитию.
Рабочая группа по устойчивому развитию (СДВГ) была определена
ответственной перед Арктическим советом за разработку ПДУР. Российская
Федерация являлась страной-лидером по выполнению этой работы в рамках СДВГ.
ПДУР преследует следующие цели:
· Выявить пробелы в деятельности Арктического совета по каждому
измерению устойчивого развития.
· Определить меры, которые должны быть предприняты Арктическим советом,
чтобы устранить эти пробелы.
· Предпринять целенаправленные действия Арктического совета, обеспечивающие
поэтапное продвижение к устойчивому развитию в циркумполярном регионе при
гармоничном сочетании всех измерений этого развития, принимая во внимание
интересы и традиционные знания жителей Арктики, включая сообщества коренных
народов.
ПДУР сформирован на основе принятых ранее решений Арктического совета,
анализа мирового опыта и предложений, поступивших от стран-членов Арктического
совета, постоянных участников и наблюдателей, Рабочих групп, а также других
структур Арктического совета.
В соответствии с Инарской декларацией ПДУР представлен для утверждения
на 4-ой министерской сессии Арктического совета в Рейкьявике.
2. Особое значение устойчивого развития для Арктики
Арктическая циркумполярная зона является индикатором глобальных воздействий
на окружающую среду, таких как изменения климата и дальнее трансграничное
загрязнение. Информация о состоянии арктической природной среды имеет
важное значение в работе и принятии решений на международных форумах.
В Арктике сосредоточены разнообразные и значительные по запасам природные
минеральные ресурсы, которые широко используются всеми арктическими странами
и за их пределами. По мере истощения запасов минеральных природных ресурсов
в более южных районах планеты интенсивность их освоения в Арктике будет
нарастать, что приведет к повышению угрозы для окружающей среды и может
негативно влиять на условия жизни и традиционной деятельности коренного
и другого населения.
В общей численности населения арктических районов доля коренных народов
значительна. Основой их жизнедеятельности является использование биологических
ресурсов в местах их компактного проживания. Развитие экономической и другой
деятельности, основанной на использовании природных ресурсов, нарушает
традиционный уклад жизни и деятельности этих народов.
Природа Арктики весьма уязвима, экосистемы малоустойчивы и не обладают
достаточной самовосстанавливающей способностью, особенно под влиянием антропогенного
воздействия и глобального изменения климата.
Экономическое развитие за пределами Арктики оказывает сильное влияние на
предпосылки для устойчивого развития и защиты окружающей среды в Арктике.
Напротив, наличие важных и зачастую уникальных природных ресурсов Арктики
приобретает все возрастающее значение для будущего развития арктических
государств, всей мировой экономики и сохранения глобального экологического
равновесия.
Основными угрозами и вызовами устойчивому развитию Арктики являются:
-
расширение масштабов антропогенной трансформации ее природных систем;
-
увеличение размера экологического ущерба в результате дальнего трансграничного
переноса загрязняющих веществ, локального загрязнения и техногенных катастроф;
-
низкий технологический и организационный уровень экономической деятельности,
который обусловливает высокие риски и затраты, снижает ее эффективность,
создает угрозу экологической безопасности;
-
низкий уровень жизни коренных народов и значительной части другого населения
отдельных арктических районов;
-
деградация природы, истощение биологических ресурсов территорий традиционной
деятельности коренных народов;
-
воздействие глобальных климатических изменений на зону вечной мерзлоты
и другие компоненты окружающей среды с возможными серьезными социально-экономическими
последствиями;
-
высокая вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций и их опасность
в суровых погодно-климатических условиях, особенно в муниципальном хозяйстве,
на транспорте;
-
ограниченная транспортная доступность самых северных населенных пунктов.
Исходя из специфики Арктического региона и перечисленных угроз переход
к модели устойчивого развития в этом регионе имеет особенно важное значение.
3. Устойчивое развитие как основное направление деятельности Арктического
совета.
В 1996 году в Канаде в г. Оттаве был учрежден Арктический совет в качестве
межправительственного форума высокого уровня арктических государств, задачей
которого является содействие решению проблем Арктики, особенно в области
устойчивого развития и защиты окружающей среды.
Оттавская декларация расширила рамки сотрудничества в рамках Стратегии
по охране окружающей среды Арктики, определив проблемы устойчивого развития
и охраны окружающей среды основными в деятельности Совета.
В этой декларации была подчеркнута приверженность Арктического совета принципам
устойчивого развития, включая экономическое и социальное развитие, улучшение
условий для здоровья людей, роста их культуры и благосостояния.
На министерском заседании Арктического совета в Икалуите (1998 г.)
была провозглашена Программа устойчивого развития, цель которой –
предложить и принять меры по стимулированию устойчивого развития в Арктике,
включая использование возможностей по охране и улучшению окружающей среды,
развитие экономики и культуры, охрану здоровья коренного и другого
населения Арктики, а также улучшение экологических, экономических и социальных
условий арктических общин в целом.
Следующим шагом стало принятие на министерской сессии в Барроу (2000г.)
Рамочного документа по устойчивому развитию, в котором были определены
основные требования к выбору проектов, совместных мероприятий и следующие
приоритеты в области устойчивого развития в Арктике: проблемы здоровья
и благосостояния населения Арктики, устойчивой экономической деятельности,
образования и культурного наследия, детей и молодежи, управления природными,
в том числе живыми, ресурсами, развития инфраструктуры.
Наконец, 3-я министерская сессия Арктического совета приняла решение разработать
ПДУР и представить его на утверждение 4-й министерской сессии. ПДУР должен
обеспечить практическую реализацию Рамочного документа, Программы устойчивого
развития Арктического совета и решений Всемирного саммита в Йоханнесбурге
применительно к специфическим условиям Арктического региона.
Программа устойчивого развития и Рамочный реализуются в рамках деятельности
рабочих групп Арктического совета и на национальном уровне странами-членами
Совета.
Арктический совет реализует значительное количество программ и проектов.
Большая их часть связана с экологическим измерением устойчивого развития.
В этой области осуществляют свою деятельность рабочие группы
АМАП, КАФФ, ПАМЕ, ЕППР, а также программы АКАП и АСИА.
Под эгидой СДВГ выполняется ряд проектов в области экономического, социального
и культурного измерений устойчивого развития.
В экономической области деятельность Арктического совета до последнего
времени ограничивалась отдельными проектами в интересах коренных малочисленных
народов, а также разработкой предложений для развития воздушного транспорта.
На министерской сессии в Инари была поставлена задача расширить экономическое
сотрудничество, особенно по таким направлениям, как устойчивое использование
природных ресурсов и улучшение инфраструктуры, включая морской и воздушный
транспорт, информационные технологии и средства связи. В сфере социального
и культурного развития усилия Арктического совета сосредоточены на повышенном
внимании к условиям жизни человека в Арктике, особенно детей, молодежи
и женщин, изучении социальных процессов и стимулировании инициатив в решении
вопросов здравоохранения и образования, сохранения условий традиционной
жизнедеятельности и самобытной культуры коренного населения.
В экологической области целью Арктического совета является содействие
внедрению экологических аспектов во все сферы экономической деятельности,
особенно если она оказывает значительное воздействие на окружающую среду
и здоровье людей, организация и проведение регулярных наблюдений и оценок
качества окружающей среды, а также содействие осуществлению конкретных
программ и проектов по предупреждению и снижению уровней загрязнения, экологической
реабилитации загрязненных территорий, сохранение биоразнообразия, предупреждение
и устранение последствий чрезвычайных экологических ситуаций.
4. Приоритеты, определенные в Рамочном документе, Инарской декларации и
плане реализации Всемирного саммита по устойчивому развитию 2002 г.
В Рамочном документе Арктического совета по устойчивому развитию, принятом
в 2000 году, определены основные направления арктической политики в области
устойчивого развития, в частности :
-
оставить будущим поколениям на Севере широкие возможности для развития;
-
содействовать экономической активности, которая повышает
благополучие и человеческий потенциал при одновременной защите природного
капитала Арктики;
-
содействовать внедрению экологических аспектов во все экономические мероприятия,
которые могут иметь значительное воздействие на окружающую среду и здоровье
человека в арктических государствах;
-
содействовать развитию научной базы для обеспечения устойчивого развития
в Арктике;
-
содействовать использованию традиционных знаний коренных
и местных жителей;
-
содействовать разумному сохранению и управлению ресурсами;
-
содействовать усилению инновационных и образовательных процессов
в северных поселениях в интересах устойчивого развития.
В Инарской декларации, принятой Арктическим советом в 2002 году, подтверждена
«приверженность правительств арктических государств и коренных народов
совместным усилиям для содействия устойчивому развитию» и подчеркнута важность
защиты окружающей среды в арктическом регионе при повышенном внимании к
изменению климата, неистощительному использованию ресурсов и человеческому
потенциалу в Арктике.
Были выделены следующие области особого внимания в Арктическом регионе:
-
улучшение условий жизни людей в Арктике;
-
принятие дальнейших мер против загрязнения окружающей среды;
-
сохранение биологического разнообразия и неистощительное использование
природных ресурсов;
-
принятие мер в связи изменением климата;
-
развитие человеческого потенциала в Арктике.
В качестве институционального инструмента для решения указанных проблем
Арктический совет был определен как основной партнер международного сотрудничества
в данном регионе.
В 2002 году в Йоханнесбурге (ЮАР) прошел Всемирный саммит по устойчивому
развитию (ВСУР), итогом которого стало принятие Политической декларации
и Плана осуществления решений Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому
развитию (Далее – План осуществления).
В Плане осуществления выражена поддержка инициатив по оценке последствий
изменения климата, таких, как инициатива Арктического совета, включая экологические
и социально-экономические последствия для местных общин и общин коренных
народов.
Был также признан важный вклад Арктического совета в устойчивое развитие
на региональном и субрегиональном уровнях.
План осуществления содержит целый ряд положений, имеющих определяющее значение
для Арктики.
Так, в Плане осуществления подчеркивается важность интеграции трех компонентов
устойчивого развития: экономического роста, социального развития и охраны
окружающей среды в качестве взаимодополняющих и взаимоподкрепляющих элементов.
Главными задачами и основными требованиями устойчивого развития являются
искоренение нищеты, изменение неустойчивых моделей производства и потребления
и охрана и рациональное использование природоресурсной базы экономического
и социального развития (п.2 Плана осуществления).
Основные направления Плана осуществления являются актуальными для арктического
региона, коренных народов и всех жителей, проживающих там, включают направления
действий, которые соответствуют приоритетам Арктического совета и
могли бы быть определены следующим образом применительно к Арктике:
4.1. Здоровье и благосостояние людей, проживающих в Арктике, искоренение
нищеты, включая предотвращение и контроль заболеваний, а также долговременный
мониторинг воздействия загрязнения и изменений климата на здоровье человека.
В этой области в первую очередь необходимо:
- в рамках национальных стратегий устойчивого развития стран
арктического региона отметить необходимость разработки программ ликвидации
нищеты для содействия расширения возможностей коренного и местного населения
и их организаций. Такие программы должны отражать первоочередные потребности
этих людей и обеспечивать им более широкий доступ к производственным ресурсам,
к государственным службам и учреждениям, в частности к земле, водным ресурсам,
возможностям трудоустройства, кредитам, образованию и здравоохранению;
- содействовать равноправному доступу и полному участию женщин, на
основе равенства с мужчинами, в процессе принятия решений на всех уровнях
в коренных и местных общинах, интеграции гендерных аспектов во все программы
и стратегии, искоренению всех форм насилия и дискриминации в отношении
женщин и улучшению положения, здоровья и экономического благосостояния
женщин и девочек за счет полного и равного доступа к экономическим возможностям,
земле, кредитам, образованию и здравоохранению;
- разработать политику, а также пути и средства расширения доступа
коренного населения и его общин к экономической деятельности, а также повышения
его занятости путем принятия, где это целесообразно, таких мер, как профессиональная
подготовка, оказание технической помощи и создание кредитных учреждений.
Признать, что культурное, экономическое и физическое благосостояние коренного
населения и его общин по-прежнему во многом определяется традиционной и
непосредственной зависимостью от возобновляемых ресурсов и экосистем, включая
устойчивое природопользование;
- обеспечить базовое медицинское обслуживание для коренного и местного
населения всего региона Арктики и добиться уменьшения экологических угроз
для здоровья, принимая во внимание особые потребности детей и взаимосвязь
между состоянием здоровья и окружающей средой, на основе предоставления
финансовых ресурсов, технической помощи и передачи знаний;
- обеспечить возможность завершения полного цикла начального школьного
образования для всех детей как мальчиков, так и девочек коренных и местных
общин и равный доступ ко всем уровням образования;
- обеспечить условия устойчивого доступа к ресурсам в традиционном
природопользовании для лиц, живущих в условиях недостаточной материальной
обеспеченности, особенно для женщин и общин коренного населения, и содействовать,
когда это необходимо, заключению соглашений общин коренных народов и ресурсодобывающих
компаний о совместном природопользовании с целью сохранения природной среды
и системы традиционного природопользования коренного населения и
их общин;
- укреплять потенциал систем здравоохранения в районах размещения коренных
и местных общин в плане обеспечения эффективного и доступного во всех отношениях
предоставления основных медико-санитарных услуг всем в интересах профилактики,
ограничения распространения и лечения заболеваний и уменьшения экологических
угроз здоровью;
- предпринять совместные действия стран Арктического региона и активизировать
усилия в целях налаживания сотрудничества на всех уровнях, направленного
на расширение доступа коренного и местного населения к надежным и недорогим
энергетическим услугам в целях устойчивого развития в объемах, достаточных
для содействия достижению целей в области развития;
- оказывать поддержку рациональному использованию природных ресурсов
в целях создания устойчивых возможностей для получения бедными слоями коренного
и местного населения средств к существованию.
В этих целях принять следующие меры и рекомендовать, там где это возможно,
сроки:
-
свести к минимуму к 2020 году вреда, причиняемого использованием
и производством химических веществ (прежде всего СОЗ) здоровью коренного
и местного населения и окружающей среде, путем применения научно обоснованных
транспарентных процедур оценки и уменьшения рисков с учетом требований
предосторожности, вытекающих из принципа 15 Рио-де-Жанейрской декларации
по окружающей среде и развитию;
-
реализовать право коренного и местного населения Арктики на уровень
жизни, обеспечивающий адекватное здоровье и благосостояние этих людей и
их семей, в том числе с точки зрения обеспеченности продовольствием, в
частности посредством содействия укреплению продовольственной безопасности;
-
содействовать ратификации и осуществлению соответствующих международных
документов о химических веществах и опасных отходах, включая Роттердамскую
конвенцию о процедуре предварительного обоснованного согласия в отношении
отдельных опасных химических веществ и пестицидов в международной торговле,
и Стокгольмскую конвенцию о стойких органических загрязнителях;
-
способствовать возможно более оперативному внедрению новой согласованной
на глобальном уровне системы классификации и маркировки химических веществ,
с тем чтобы обеспечить возможность полного использования
этой системы к 2008 году;
4.2. Устойчивая экономическая деятельность и процветание населенных пунктов
- изменение неустойчивых моделей потребления и производства.
В целях дальнейшего развития арктические поселения должны иметь соответствующую
экономическую базу, гарантирующую их выживание.
Для этого следует:
- поощрять и стимулировать разработку среднесрочных рамочных
программ в поддержку региональных и национальных инициатив, направленных
на ускорение перехода к устойчивым моделям потребления и производства в
целях содействия социально-экономическому развитию, не выходящему за рамки
ассимиляционного потенциала экосистем (особенно, морских) Арктики, путем
ослабления и, в соответствующих случаях, устранения связи между экономическим
ростом и экологической деградацией посредством повышения эффективности
и обеспечения устойчивости использования ресурсов и производственных процессов
и сокращения масштабов деградации ресурсов, загрязнения и потерь;
- увеличить, там, где это необходимо, инвестиции в более чистое производство
и обеспечение экологической эффективности в районах проживания коренного
и местного населения путем, в частности, применения стимулов и механизмов
поддержки и стратегий, нацеленных на создание надлежащей регулятивной,
финансовой и правовой основы;
- разработать модели устойчивого потребления и производства в
Арктике и приступить к их поэтапной реализации;
- содействовать комплексному подходу к выработке политики на национальном,
региональном и местном уровнях в том, что касается транспортных услуг и
систем, в целях содействия устойчивому развитию, включая политику и планирование
в таких областях, как землепользование, инфраструктура, системы общественного
транспорта и сети по доставке грузов, с тем, чтобы обеспечить безопасные,
доступные и эффективные транспортные перевозки, повысить энергоэффективность,
уменьшить масштабы загрязнения, отрицательных последствий для здоровья
и не допускать создание населенных пунктов без учета экологических
требований, учитывая при этом национальные приоритеты и условия Арктического
региона;
- предотвращать и сводить к минимуму образование и накопление отходов
и добиваться возможно более широкой утилизации вторичного сырья, рециклирования
отходов и использования экологически безопасных альтернативных материалов
в целях сведения к минимуму неблагоприятных последствий для окружающей
среды и повышения эффективности использования ресурсов Арктики.
4.3. Управление природными, в том числе живыми ресурсами, охрана и рациональное
использование природной ресурсной базы экономического и социального развития
Арктики
В этой области в первую очередь следует:
- принять дальнейшие меры против загрязняющих веществ, включая
деятельность в области их мониторинга, учитывая обеспокоенность повышением
уровня ртути в некоторых частях Арктики, важность развития более чистого
производства и контроля/устранения ПХБ, прекращения использования устаревших
пестицидов и диоксинов/фуранов, недопущения выбросов радионуклидов в окружающую
среду Арктики предприятиями по переработке, повышения безопасности атомных
энергетических установок и мест захоронения ядерных отходов;
- повысить эффективность использования водных ресурсов и содействие
их распределению среди конкурентоспособных видов использования таким образом,
чтобы первоочередное внимание уделялось удовлетворению потребностей коренного
и местного населения Арктики и устанавливался баланс между потребностью
сохранения или восстановления экосистем и их функций, особенно в уязвимых
экосистемах, и бытовыми, промышленными и сельскохозяйственными потребностями
людей, включая обеспечение качества питьевой воды;
- обеспечивать поддержание продуктивности и биоразнообразия в важных
и уязвимых морских и прибрежных арктических районах, в том числе в районах
в пределах и за пределами национальной юрисдикции;
- ускорить осуществление в Арктике Глобальной программы действий по
защите морской среды от загрязнения в результате осуществляемой на суше
деятельности и Монреальской декларации о защите морской среды от загрязнения
в результате осуществляемой на суше деятельности путем реализации Региональной
программы действий Арктического совета и соответствующих национальных планов
действий;
- укрепить безопасность на море и защиту морской среды Арктики от загрязнения
в результате действий на всех уровнях на основе реализации Стратегического
плана по защите арктической морской среды;
- уделить особое внимание инициативе Арктического совета по оценке
последствий изменения климата, включая экологические и социально-экономические
последствия для местных общин и общин коренных народов;
- поощрять устойчивое развитие туризма, включая непотребительский и
экотуризм в целях извлечения населением туристических районов больших выгод
из ресурсов туризма при сохранении культурной и экологической целостности
районов Арктики и усилении защиты экологически уязвимых зон и природных
заповедников;
- принимать меры по получению коренным и местным населением выгод от
сохранения природного потенциала.
- содействовать развитию партнерства между органами государственного
управления, местными общинами, бизнес структурами и неправительственными
организациями в сфере устойчивого, рационального и экологически безопасного
недропользования в Арктике.
- расширять участие общественности и местных организаций (женщин,
общин и объединений малочисленных северных народов и др.) и повышать
их роль в процессах подготовки и реализации решений о добыче минеральных
ресурсов в Арктике, развитии горнодобывающего сектора, в том числе реабилитации
территории после завершения промышленной разработки, в соответствии с национальными
правилами и с учетом существенных трансграничных последствий.
В этих целях принять следующие меры и рекомендовать, там где это возможно,
сроки:
-
сократить вдвое к 2015 году долю коренного и местного населения Арктики,
не имеющего доступа к безопасной питьевой воде, в том числе из-за нехватки
средств (как это предусмотрено в Декларации тысячелетия) и долю населения,
не имеющего доступа к основным санитарным услугам, там, где такое
население имеется;
-
разработать, там, где это еще не сделано, к 2005-2006 году планы
комплексного управления водохозяйственной деятельностью и повышения эффективности
использования воды коренными и местными общинами Арктики;
-
поощрять внедрение к 2010 году экосистемного подхода в Арктике, принимая
во внимание Рейкьявикскую декларацию по ответственному рыболовству в морской
экосистеме и решение Конференции сторон Конвенции о биологическом разнообразии;
-
для достижения устойчивого рыболовства в Арктике необходимо предпринять
на всех уровнях следующие меры:
-
a) сохранить или восстановить запасы до уровней, которые могли бы обеспечивать
максимальный устойчивый улов, в отношении истощенных запасов в безотлагательном
порядке и, где это возможно, не позднее чем к 2015 году;
-
б) разработать и осуществить в неотложном порядке национальные планы действий
для выполнения международных планов действий Продовольственной и сельскохозяйственной
организации Объединенных Наций, в частности Международного плана действий
по управлению рыбопромысловым потенциалом к 2005 году и Международного
плана действий по предотвращению, предупреждению и искоренению незаконного,
несообщаемого и нерегулируемого рыбного промысла в 2004-2005 году;
-
разработать и содействовать применению различных подходов и инструментов,
включая экосистемный подход, ликвидацию в Арктическом регионе вредных методов
рыбного промысла, создание охраняемых морских районов в соответствии с
международным правом и на основе научной информации, включая репрезентативные
сети, к 2012 году, и закрытие на определенное время в целях охраны мест
нереста рыбы; надлежащее землепользование в прибрежных районах; планирование
использования ресурсов водосборных бассейнов и включение охраны морских
и прибрежных районов в число ключевых задач;
-
приложить усилия для достижения существенного прогресса в Арктическом
регионе к следующей конференции по Глобальной программе действий в 2006
году в области защиты морской среды от осуществляемой на суше деятельности;
-
организовать в 2004-2005 году, в рамках системы глобальной отчетности
Организации Объединенных Наций о состоянии морской среды, регулярный процесс
обеспечения отчетности и оценки состояния арктической морской среды,
включая социально-экономические аспекты как в данный момент, так и в обозримом
будущем, на основе существующих оценок в Арктическом регионе;
-
существенно снизить к 2010 году нынешние темпы утраты биологического
разнообразия в Арктике.
4.4. Образование и культурное наследие.
В этой области необходимо:
-
добиться достижения целей тысячелетия в области развития, касающихся
обеспечения для коренных и местных общин всеобщего начального образования,
гарантировав при этом, чтобы к 2015 году все дети, как мальчики, так и
девочки, могли повсеместно пройти полный курс начальной школы;
-
устранить гендерный разрыв в области начального и среднего образования
коренных и местных общин к 2005 году, как это предусматривается в Дакарских
рамках действий: образование для всех, и на всех уровнях образования -
не позднее 2015 года, для достижения сформулированных в Декларации тысячелетия
целей в области развития;
-
принять активное участие в десятилетии образования в интересах устойчивого
развития, начинающегося с 2005 года.
-
интегрировать вопросы устойчивого развития в системы образования
для коренных и местных общин Арктики, с тем чтобы оказывать содействие
образованию как ключевому фактору перемен.
4.5. Укрепление институциональной базы устойчивого развития на международном
уровне
-
укрепить и повысить эффективность интеграции трех компонентов стратегий
и программ в области устойчивого развития для коренных и местных общин
Арктики и поощрять полный учет целей устойчивого развития в программах
и стратегиях органов, занимающихся в первую очередь социальными вопросами.
В частности, следует укрепить социальный компонент устойчивого развития
путем поддержки систем социальной защиты;
-
поощрять корпоративную ответственность и подотчетность компаний,
действующих в Арктическом регионе;
5. Задачи ПДУР
Главной задачей ПДУР является осуществление совместных мероприятий
для достижения устойчивого развития в циркумполярном арктическом
регионе в соответствии с принципами и приоритетами, изложенными в
документах и решениях Арктического совета и с учетом рекомендаций Всемирного
саммита по устойчивому развитию применительно к специфическим условиям
Арктического региона. ПДУР должна обеспечить гармоничное экономическое,
социальное и культурное развитие в регионе при сохранении окружающей природной
среды в интересах нынешнего и будущего поколений.
В сфере экономики задачей ПДУР является осуществление мероприятий организационного,
научного и инвестиционного характера, направленных на создание в Арктике
благоприятных возможностей для экономического роста и удовлетворения потребностей
национальных экономик, а также нынешнего и будущих поколений коренного
и другого населения.
Организационные мероприятия включают сбор, обобщение и рассмотрение
в Рабочих группах и на министерском заседании Арктического совета предложений
правительств арктических государств, международных организаций, делового
сообщества и экспертов, касающихся определения основных направлений и конкретных
проектов экономического сотрудничества, представляющих общий интерес,
определение стран-лидеров по каждому направлению сотрудничества и конкретному
проекту в таких областях, как освоение природных ресурсов, развитие инфраструктуры,
создание новых технологий, поддержка малого и среднего бизнеса.
Научная деятельность призвана раскрывать предпосылки для развития взаимовыгодного
экономического сотрудничества на основе получения новых научных знаний
о перспективных источниках энергии, эффективных способах освоения природных
ресурсов, прорывных технологиях для использования в Арктике и т.д. Она
также предусматривает обоснование пилотных и иных конкретных экономических
проектов для текущего и перспективного сотрудничества. Результатом научного
обоснования является также оценка эффективности, общих и национальных
выгод и значения совместной работы для блага коренных и других жителей
Арктики.
Инвестиционная деятельность предусматривает определение объемов и источников
финансирования проектов. Важное значение для этого имеет создание на национальном
и местном уровнях институциональных и организационных условий для реализации
проектов.
В области социального и культурного развития задачей ПДУР является
углубление и расширение сотрудничества арктических стран, международных
организаций, местных администраций по таким направлениям как здравоохранение,
образование, воспитание, культура, демография, равенство полов.
Большое значение при сотрудничестве в этих областях имеет достижение
конечных результатов в интересах коренных и местных жителей Арктики, в
том числе создание и развитие инфраструктуры социальной и культурной сферы,
включая строительство и ремонт в небольших и крупных населенных пунктах
больниц, школ, других объектов социального и культурного назначения или
обеспечение их современными приборами, материалами.
Важную роль в этом сотрудничестве должны играть местные администрации и
руководители учреждений, которые должны иметь планы работ, квалифицированный
персонал, а также гарантированные источники финансирования.
В области охраны окружающей среды задачей ПДУР является обеспечение
эффективного и своевременного решения экологических проблем Арктики, сохранения
и обеспечение устойчивости экосистем. В этой области большое значение
отводится традиционным направлениям деятельности рабочих групп Арктического
совета (мониторинг и оценка, защита морской среды, предотвращение и ликвидация
чрезвычайных ситуаций, защита флоры и фауны, устранение загрязнения, изменения
климата). В рамках развития этой деятельности важно обеспечить поддержку
местных инициатив по улучшению экологических условий в населенных пунктах,
сохранению и восстановлению природных ресурсов, экологической реабилитации
загрязненных территорий, утилизации отходов, использованию традиционных
знаний и прошлого полезного наследия для обеспечения устойчивого развития
экосистем и экосистемных услуг.
Ведущая роль в этой деятельности принадлежит местным сообществам, предприятиям
и региональным администрациям, а также контролирующим правительственным
организациям.
Необходимым условием успешной реализации ПДУР является использование достижений
науки и традиционных знаний в решении экономических, социальных и экологических
проблем Арктики. Полученные новейшие научные знания должны служить основой
для регулярного (каждые два года) уточнения ПДУР. С целью постоянного обновления
и расширения базы знаний об устойчивом развитии Арктический совет должен
тесно взаимодействовать с Международным арктическим научным комитетом и
учитывать результаты, полученные по научным программам арктических государств,
постоянных участников Арктического совета и наблюдателей. Исследовательские
мероприятия организуются всеми Рабочими группами Арктического совета по
каждому измерению устойчивого развития. Задачей Рабочей группы по устойчивому
развитию является определение на этой основе критериев и показателей устойчивого
развития, анализ соответствия фактического положения дел этим критериям
и показателям и выдача рекомендаций по усилению работ по отдельным направлениям.
В ходе выполнения ПДУР, возможно, потребуются институциональные преобразования,
направленные на укрепление потенциала устойчивого развития и социального
капитала в арктическом регионе. Арктические государства будут стремиться
к тому, чтобы решения и рекомендации Арктического совета учитывались
в национальных концепциях, стратегиях, программах и планах действий. Неотъемлемой
частью ПДУР является прилагаемая Таблица действий, в которой предусмотрены
конкретные мероприятия, одобренные Арктическим советом.
6. Основные действия в области устойчивого развития на национальном уровне
в арктических странах
В условиях глобализации перед Арктическим советом открываются новые возможности
и возникают новые трудные задачи на пути достижения устойчивого развития
в Арктике. Глобализация и взаимозависимость расширяют возможности для развития
торговли, инвестиций и потоков капитала, а также для технического прогресса
во всех сферах экономической деятельности. В Арктическом регионе объективные
предпосылки для взаимовыгодного сотрудничества арктических государств весьма
велики. В то же время все арктические государства и арктические районы
внутри каждой страны сталкиваются с собственными проблемами, которые решаются
на национальном уровне исходя из наличия имеющихся ресурсов, экономического
и человеческого потенциала. Особенности национальных концепций и стратегий
устойчивого развития арктических государств должны учитываться с тем, чтобы
в ПДУР были включены действия, представляющие интерес для всех или хотя
бы группы арктических государств.
Политика арктических государств направлена на создание условий для осуществления
продуктивной экономической деятельности в Арктике, получения коренным и
местным населением арктических районов желаемого образования и медицинского
обслуживания, удовлетворения их материальных и культурных потребностей.
Канада.
В Канаде координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти
– агентств и федеральных департаментов – осуществляет Специальный уполномоченный
по экологии и устойчивому развитию. Каждый из двадцати девяти федеральных
департаментов и агентств разрабатывает и регулярно, каждые три года, пересматривает,
и представляет на согласование в Палату Общин свою стратегию устойчивого
развития, что позволяет интегрировать императивы устойчивого развития в
их повседневную деятельность. Третье поколение среднесрочных стратегий
устойчивого развития должно быть представлено в начале 2004 года.
Основными направлениями перехода к устойчивому развитию определены:
-
планирование и обеспечение экологического качества селитебных территорий;
-
экологически безопасное использование природных ресурсов, управление
природным ресурсным потенциалом;
-
контроль выбросов загрязняющих веществ;
-
образовательные, информационные, социальные и культурные аспекты природоохранной
проблематики;
-
развитие и окружающая среда;
-
международное сотрудничество для целей устойчивого развития.
В работу по обеспечению устойчивого развития Севера Канады вовлечены семь
федеральных департаментов, которые осуществляют сотрудничество с региональными
и местными властями, в том числе департаменты сельского хозяйства и продовольствия,
рыбного хозяйства, окружающей среды, здравоохранения, департамент по делам
индейцев и развития Севера, департаменты природных ресурсов и иностранных
дел. Наряду с перечисленными выше направлениями устойчивого развития, особое
внимание уделяется научным исследованиям в области сохранения и устойчивого
использования хрупких экосистем Заполярья и Приполярья, вопросам изменения
климата, а также развития транспортных коммуникаций в этих районах.
Дания/Гренландия
Представленный обзор деятельности в области устойчивого развития в Исландии
показывает инициативы в области охраны окружающей среды и рационального
использования живых природных ресурсов.
Исландия участвует в международном сотрудничестве по многим направлениям:
сохранение биоразнообразия, сохранение водно-болотных угодий, использование
морских живых ресурсов, сохранение редких и исчезающих видов, сохранение
природного и культурного наследия.
При финансовой поддержке Датского Агенства по защите окружающей среды выполняется
пилотный проект по картографированию и определению священных мест
аборигенных народов Севера.
Финляндия
(информация отсутствует)
Исландия.
Стратегия устойчивого развития Исландии на 2002-2020 годы «Благосостояние
для будущего» призвана гармонизировать разнонаправленные требования и приоритеты
в сфере использования природных ресурсов, экономического развития и охраны
окружающей среды с требованиями обеспечения и повышения качества жизни
населения. При этом понятие «благосостояние» включает в себя не только
экономический рост, но такие аспекты качества жизни, как здоровая окружающая
среда, продовольственная безопасность, доступность рекреационных экологических
ресурсов, а также социальные услуги и культурное разнообразие.
В стратегии определены долгосрочные цели устойчивого развития страны, поставлены
задачи на ближайшее будущее, а также установлены критерии оценки достигнутого
прогресса. В качестве приоритетных выделены шесть секторов экономики –
рыбное хозяйство, промышленность, сельское хозяйство, энергетика, транспорт,
туризм, - для каждого из которых определены основные задачи и пути повышения
устойчивости.
Кроме того, стратегия затрагивает вопросы устойчивого развития на местном
(общинном), муниципальном и региональном уровнях, которые должны решаться,
исходя из понимания того, что община, экономический рост и природная среда
– это дополняющие друг друга, а не взаимоисключающие факторы.
Норвегия
(информация отсутствует)
Российская Федерация
В России в 1996 году Президентом Российской Федерации утверждена
Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию. В концепции
определены задачи, направления и условия перехода к устойчивому развитию,
а также рассмотрены региональные аспекты, критерии принятия решений и показатели
устойчивого развития. В 2002 г. была одобрена правительством Экологическая
доктрина России, в которой получила дальнейшее развитие концепция перехода
устойчивого развития, а в начале 2004 г. разработана Концепция устойчивого
развития Арктической зоны России.
В России осуществляется поэтапный переход к устойчивому развитию. На первом
этапе предусматривается решение острых экономических и социальных проблем,
разработка и реализация программ улучшения состояния окружающей среды в
зонах экологического кризиса. На следующем этапе должны быть осуществлены
структурные преобразования в экономике, модернизация и технологическое
обновление производства. Экологическое благополучие будет обеспечиваться
на основе рационального использования богатого природного потенциала России.
В дальнейшем предусматривается гармонизация взаимоотношений с мировым
сообществом исходя из уникального вклада ресурсов и экосистем Российской
Федерации в глобальный экологический баланс.
Арктическая зона Российской Федерации выделена в самостоятельный объект
государственной политики. Российская Арктика богата ресурсами газа, нефти,
металлов, минералов. Некоторые из них являются определяющими для развития
экономики всей страны. Инфраструктура Северного морского пути как главного
транспортного коридора Арктики играет важную роль в жизнеобеспечении и
экологически приемлемом освоении богатств этого региона, а также
Сибири и Дальнего Востока.
Стратегической целью государственной политики Российской Федерации в Арктике
является обеспечения национальной безопасности страны и устойчивого социально-экономического
развития районов арктической зоны. В области устойчивого развития на перспективу
предусматривается сохранение ресурсной ориентации хозяйства арктической
зоны с переходом на использование современных высоких технологий, обеспечение
эффективного функционирования топливно-энергетического, горнопромышленного
и рыбохозяйственного комплексов, динамичного роста экономического потенциала
на основе сбалансированного использования природных ресурсов, поддержание
традиционного образа жизни и деятельности коренных народов, повышение качества
жизни и улучшение здоровья людей, сохранение и восстановление нарушенных
природных систем. Природно-ресурсный потенциал должен поддерживаться с
учетом удовлетворения потребностей будущих поколений и изменений конъюнктуры
рынков сырьевых товаров.
Швеция
Швеция активно включилась в выполнение «Повестки дня ХХI века» в
силу сложившихся традиций финансирования социальных инициатив. В Швеции
имеется четко выстроенная политика в области охраны окружающей среды как
на государственном, так и на местном уровнях власти и накоплен значительный
опыт в этой области, особенно по реализации государственной инвестиционной
программы экологически устойчивого развития. В большинстве муниципалитетов
выполняются инвестиционные проекты на основе местной финансовой поддержки.
Правительственные структуры координируют и помогают местным инициативам.
Соединенные Штаты Америки
В США после завершения Конференции ООН по окружающей среде и развитию был
создан президентский совет по устойчивому развитию, который подготовил
и опубликовал в 1996 году доклад «Америка и устойчивое развитие» с подзаголовком
«Концепция охраны окружающей среды во имя сегодняшнего процветания страны
и сохранения ресурсов и возможностей для будущих поколений».
Вместе с тем, работа в этом направлении в США велась много лет.
Уже в 1970-е годы сформировались основные концептуальные подходы, в частности
было призвано способствовать созданию технических средств, не причиняющих
ущерба биосфере и обеспечивающих экологически рациональное использование
природного потенциала.
Политика США в области устойчивого развития ориентирована на мобилизацию
национального потенциала в интересах повышения эффективности функционирования
американской экономики и социальных институтов. Долгосрочные цели ее реализации
заключаются в сохранении гарантированного доступа к ресурсному и экологическому
потенциалу в условиях его истощения и растущего дефицита, развития мировой
торговли, интернационализация приоритетов устойчивого развития, сохранение
глобальной системы жизнеобеспечения посредством сокращения совокупной антропогенной
нагрузки на планетарную биосферу.
(информация из страны отсутствует)
7. Основные действия в области устойчивого развития в Арктике, предпринимаемые
постоянными участниками и наблюдателями в Арктическом совете.
В работе Арктического совета наряду с арктическими странами принимают участие
постоянные участники - шесть организаций, представляющих коренные народы,
проживающие в Арктике, наблюдатели – пять неарктических государств и многие
другие международные и неправительственные организации. Странами-наблюдателями
в Совете являются Франция, Германия, Нидерланды, Польша и Великобритания.
Также в работе Совета активное участие принимают многие международные и
неправительственные организации.
Постоянными участниками Арктического совета являются Алеутская международная
ассоциация, Арктический совет атабасков, Международный совет гвичинов,
Инуиская циркумполярная конференция, Российская ассоциация коренных малочисленных
народов Севера и Совет саамов, которые принимают активное участие в работе
и принятии решений по проблемам Арктики.
В работе Арктического совета принимают участие международные организации:
Конференция парламентариев арктического региона, Международная федерация
обществ Красного креста и Красного полумесяца (IFRС), Международный союз
защиты природы (IUСN), Северный совет министров (NСМ), Северный форум,
Комиссия по морским животным Северной Атлантики (NАММСО), Экономическая
комиссия ООН для Европы (UN-ЕСЕ), Программа ООН по окружающей среде
(UNЕР), Программа развития ООН (UNDР), Международная рабочая группа
по делам коренных народов (IWGIА);
неправительственные организации: Консультативный комитет по защите
морей (АСОРS), Ассоциация оленеводов мира, Циркумполярный союз охраны (ССU),
Международный арктический научный комитет (IASSA), Международная арктическая
ассоциация по общественным наукам (IASSA), Международный союз циркумполярного
здоровья (IUCН), Всемирный фонд дикой природы (WWF) и Университет
Арктики.
Северный Совет Министров
Стратегия «Устойчивое развитие – Новые направления для Северных стран»
одобрена премьер-министрами Северных стран и Северным советом. Она вступила
в силу с 1 января 2001 г. Стратегия содержит долгосрочные цели Северных
стран по устойчивому развитию на период до 2020 г. наряду с задачами и
инициативами на период 2001-2004 гг., выполнение которых необходимо для
достижения долгосрочных целей по ряду отраслей экономики и областей деятельности.
В настоящее время подготавливаются предложения по уточнению стратегии и
конкретным задачам на период 2005-2008 гг.
Стратегия концентрирует внимание на внедрении принципов устойчивого развития
и охраны окружающей среды прежде всего в шести важнейших отраслях экономики:
энергетика, транспорт, сельское хозяйство, торговля и промышленность, рыбное
хозяйство, лесное хозяйство.
Первоначально в стратегию включены пять наиболее важных межотраслевых проблем:
изменение климата, биологическое разнообразие, морская среда, химическое
загрязнение и продовольственная безопасность.
В стратегии предусмотрены вопросы организации ее выполнения, регионального
и международного сотрудничества, определены индикаторы устойчивого развития.
Весьма плодотворное взаимодействие осуществляется с Комиссией Европейского
Союза по Северному измерению. Эта комиссия приняла План действий по Северному
измерению, в котором региону Арктики уделено особое внимание. Ключевыми
приоритетами в этом плане являются экономика, бизнес, инфраструктура, человеческие
ресурсы и образование, здравоохранение, окружающая среда, ядерная безопасность
и природные ресурсы, приграничное сотрудничество и региональное развитие.
(информация от них, кроме Северного Совета Министров, для включения
в ПДУР отсутствует)
8. Вклад Рабочих групп и других структур Арктического совета в составление
ПДУР
Текст данного раздела нуждается в уточнении и дополнении самими рабочими
группами, поскольку ни одна рабочая группа по состоянию на «…» февраля
2004 г. не представила своих материалов. Эти предложения и дополнения в
обобщенном виде должны учитывать рабочие планы каждой рабочей группы
на 2002-2004 гг., намечаемые ими долгосрочные мероприятия и мероприятия,
внесенные ими в Таблицу действий.
Деятельность Арктического совета в области экологического измерения устойчивого
развития осуществляется с помощью рабочих групп АМАП, КАФФ, ПАМЕ, ЕППР,
а также программ АКАП и АСИА. Рабочая группа СДВГ призвана обеспечивать
деятельность Арктического совета в области экономического и социального
измерений устойчивого развития. СДВГ также координировала всю работу по
подготовке Россией как страной-лидером ПДУР и была ответственной за представление
ПДУР на министерскую сессию Арктического совета для утверждения. Разработка
ПДУР осуществлялась под общим руководством и контролем Старших должностных
лиц.
Рабочая группа по программе арктического мониторинга и оценки (АМАП)
Основной задачей АМАП является мониторинг, оценка и подготовка докладов
о состоянии окружающей среды Арктики в отношении стойких органических загрязнителей
(СОЗ), радионуклидов, тяжелых металлов, вызывающих закисление веществ,
загрязнения нефтяными углеводородами, проблем изменения климата, уменьшения
озонового слоя и повышения ультрафиолетовой радиации.
АМАП подготовил второй всеобъемлющий доклад с оценкой загрязнения Арктики
«Загрязнение Арктики 2002», а также выпустил пять научных докладов: по
СОЗ, радиоактивности, тяжелым металлам, здоровью человека и изменению путей
распространения под названием «АМАП 2002- доклады с оценкой». Все доклады
имеются на сайте АМАП:
http://www.amap.no , а научные доклады также на CD-ROM.
На основе этих докладов предложены приоритетные меры по предотвращению
загрязнения окружающей среды и уменьшению последствий загрязнения.
Эти меры АМАП будет реализовывать на основе своего Стратегического плана.
В частности, в 2006 г. АМАП представит доклады по оценке кислотного
загрязнения и загрязнения углеводородами в Арктике. Продолжится работа
с Российской Ассоциацией коренных малочисленных народов Севера, Сибири
и Дальнего Востока (RAIPON) и Правительством Российской Федерации по выполнению
проекта «Стойкие токсичные вещества (PTS), безопасность продуктов питания
и коренные народы Российского Севера». На станциях Амдерма и Певек в российской
Арктике будет осуществляться долгосрочный мониторинг трансграничного
атмосферного переноса ртути и СОЗ на большие расстояния. К числу приоритетных
мероприятий также относятся: изучение процессов ремобилизации радионуклидов
из донных осадков и их воздействия в Арктике; изучение воздействия изменений
климата на пути распространения СОЗ, тяжелых металлов и радионуклидов,
их накопление и воздействие на биоту; мониторинг воздействий на человека
ртути, соответствующих СОЗ, включая диоксины и диоксино-подобные компоненты
и другие вызывающие озабоченность химические вещества; ратификация и реализация
Протоколов по Дальнему трансграничному переносу загрязняющих веществ по
воздуху (LRTAR) Экономической комиссии ООН для Европы относительно тяжелых
металлов и СОЗ, а также Стокгольмской конвенции по СОЗ.
АМАП считает необходимым осуществить в ближайшее время и на перспективу
следующие мероприятия, включаемые в Таблицу действий (или проработать
необходимость их выполнения):
(информация отсутствует)
Рабочая группа по сохранению флоры и фауны (КАФФ)
КАФФ является основным форумом Арктического совета по биоразнообразию.
Главные направления деятельности КАФФ включают: интеграцию и обмен информацией;
мониторинг арктического биоразнообразия; сохранение видов; особо охраняемые
районы; сохранение биоразнообразия за пределами особо охраняемых районов.
Более подробную информацию можно найти на сайте КАФФ http://www.caff.is.
С 1998 г. КАФФ в своей работе руководствуется Стратегическим планом сохранения
биологического разнообразия в Арктике, который затем уточнялся указаниями
АС. На основе доклада КАФФ «Арктическая флора и фауна: состояние и сохранение»
были подготовлены рекомендации о деятельности Арктического совета в этой
области на перспективу, одобренные на министерской сессии в Инари.
КАФФ считает необходимым осуществить в ближайшее время и на перспективу
следующие мероприятия, включаемые в Таблицу действий (или проработать
необходимость их выполнения):
(информация отсутствует)
Рабочая группа по предотвращению чрезвычайных ситуаций, готовности
к ним и реагированию на них (ЕППР)
Целями рабочей группы ЕППР являются защита арктической окружающей среды
от угроз или воздействия деятельности в Арктике, возникающих в результате
случайных выбросов загрязняющих веществ, а также содействие устойчивому
развитию в арктическом регионе.
Деятельность ЕППР осуществляется на основе своего Стратегического плана.
До недавнего времени проекты, реализуемые ЕППР, были связаны, главным образом,
с проблемами аварийного нефтяного загрязнения. В последний период ЕППР
уделяет большое внимание также возможным чрезвычайным происшествиям, связанным
радиоактивными и другими опасными материалами, и провела инвентаризацию
произошедших ранее стихийных бедствий в Арктике. Кроме того, выполнены
исследования по способам реагирования на нефтяные разливы во льдах, расширено
региональное сотрудничество по борьбе с аварийными случаями трансграничного
характера и по складированию аварийных нефтяных отходов. Более подробно
с деятельностью ЕППР можно ознакомиться на сайте http://eppr.arctic-council.org.
ЕППР считает необходимым осуществить в ближайшее время и на перспективу
следующие мероприятия, включаемые в Таблицу действий (или проработать необходимость
их выполнения):
(информация отсутствует)
Рабочая группа по защите арктической морской среды (ПАМЕ)
Рабочая группа ПАМЕ занимается политикой и мерами реагирования, не имеющими
чрезвычайного характера, относящимися к защите арктической морской среды
от деятельности на суше и на море. Эти меры включают координированные действия,
программы и руководящие документы, дополняющие существующие международные
договоренности. Более полная информация может быть найдена на сайте ПАМЕ
в Интернете по адресу http://www.pame.is.
ПАМЕ реализует и развивает Региональную программу действий по защите арктической
морской среды от деятельности на суше (РПД). Важными компонентами РПД являются
Национальный план действий по защите морской среды от антропогенного загрязнения
в арктическом регионе Российской Федерации (НПД-Арктика) и национальные
планы действий, принятые Канадой и Исландией. При содействии ПАМЕ планируется
проведение Партнерской конференции в России для поддержки НПД-Арктика.
Разработан и представлен на министерскую сессию Арктического совета в 2004
г. Стратегический план по защите арктической морской среды. Выполнен анализ
международных соглашений, регулирующих морскую деятельность. Разработано
и рекомендовано для использования руководство по экологическим аспектам
работ на нефть и газ на арктическом шельфе. Подготовлены (Норвегией) рекомендации
по решению проблемы отходов с морских судов и (Канадой) безопасной транспортировке
нефти в арктических водах (?).
ПАМЕ считает необходимым осуществить в ближайшее время и на перспективу
следующие мероприятия, включаемые в Таблицу действий (или проработать необходимость
их выполнения):
(информация отсутствует)
Рабочая группа по устойчивому развитию (СДВГ)
СДВГ выполняет следующие основные задачи: содействует Старшим должностным
лицам в разработке и реализации Программы Арктического совета по устойчивому
развитию; отвечает за подготовку предложений Арктическому совету в области
социального, экономического и культурного измерений устойчивого развития;
совместно с другими рабочими группами Арктического совета содействует интеграции
развития потенциала во всю деятельность Совета.
В Барроу министры одобрили и приняли подготовленный СДВГ Рамочный документ
по устойчивому развитию, создающий основу для продолжения сотрудничества
по устойчивому развитию в Арктике. С целью обеспечения эффективной реализации
Рамочного документа и решений Всемирного саммита по устойчивому развитию
в Йоханнесбурге под эгидой СДВГ разработан настоящий ПДУР, который представлен
на министерскую сессию Арктического совета 2004 г. для одобрения. На эту
же сессию представлен Доклад о развитии условий жизнедеятельности человека
в Арктике, выводы и рекомендации которого будут использованы для уточнения
ПДУР и подготовки второго этапа его реализации.
Приоритетными направлениями деятельности СДВГ являются здравоохранение,
образование и обучение, дети и молодежь, а также другие социальные проблемы.
По этим направлениям СДВГ выполнила ряд конкретных проектов. Проводятся
работы в области развития и переработки продукции оленеводства и участия
коренных народов Севера в управлении прибрежными морскими ресурсами. Арктический
совет поставил перед СДВГ задачу активизировать свою деятельность в области
устойчивого использования природных ресурсов и улучшения инфраструктуры,
включая морской и воздушный транспорт, информационные технологии и средства
связи, а также уделить должное внимание проблемам женщин в Арктике.
СДВГ считает необходимым осуществить в ближайшее время и на перспективу
следующие мероприятия, включаемые в Таблицу действий (или проработать необходимость
их выполнения):
(информация отсутствует)
План действий Арктического совета по устранению загрязнения Арктики
(АКАП)
АКАП был создан на основе выводов АМАП. Второе заседание Арктического совета
на уровне министров в Барроу в 2000 г. приняло АМАП и установило, что этот
план будет основой для развития и выполнения действий под эгидой Совета
в отношении предотвращения загрязнения и оздоровления окружающей среды.
Были выполнены следующие проекты, способствующие переходу региона к устойчивому
развитию: Многосторонний кооперативный проект по исключению ПХБ из применения
и управлению ПХБ-содержащими отходами в Российской Федерации; Снижение
/Устранение выбросов диоксинов и фуранов в Российской Федерации и в первую
очередь в Арктике и в северных областях, влияющих на Арктику; Разработка
информационных материалов по загрязняющим веществам в Арктике для использования
делегациями стран Арктического совета на других форумах; Экологически безопасное
управление запасами устаревших пестицидов в Российской Федерации; Снижение
выбросов ртути в атмосферу в арктических государствах; Выполнение экономически
эффективных природоохранных систем управления производством более чистой
продукции в Норильской горно-металлургической компании в городе Норильске,
Российская Федерация.
АКАП считает необходимым осуществить в ближайшее время и на перспективу
следующие мероприятия, включаемые в Таблицу действий (или проработать необходимость
их выполнения):
(информация отсутствует)
Оценка воздействий изменения климата в Арктике (АСИА)
В рамках АСИА изучены возможные последствия изменения климата и повышения
ультрафиолетовой радиации в Арктике для окружающей среды и ее живых ресурсов,
здоровья человека и различных отраслей экономики. На основе умеренного
сценария изменения климата рассмотрены экологические и социально-экономические
последствия этого изменения на периоды до 2020, 2050 и 2080 годов. Подготовлены
и представлены на министерскую сессию Арктического совета в 2004 г. результаты
научных исследований (научный том) и политический документ с рекомендациями
органам власти по мерам противодействия изменениям и адаптации к ним.
АСИА считает необходимым осуществить в ближайшее время и на перспективу
следующие мероприятия, включаемые в Таблицу действий (или проработать необходимость
их выполнения):
(информация отсутствует)
9. Механизм реализации и средства осуществления ПДУР
Осуществление ПДУР требует значительной активизации тех арктических стран,
которые принимают лидирующую роль в организации выполнения мероприятий.
Все страны организуют выполнение мероприятий исходя из того, что
они несут главную ответственность за свое собственное развитие.
Государства-члены Арктического совета и страны-наблюдатели сотрудничают
в духе арктического партнерства и самостоятельно определяют свой вклад
в финансирование, а также выделяют материальные и интеллектуальные ресурсы
в таких объемах, которые необходимы для осуществления мероприятий и инвестиционных
проектов, исходя из собственных интересов и учитывая ухудшение состояния
арктической среды.
Приветствуется готовность стран выступить в качестве донора или компаньона
в решении наиболее сложных проблем (экономических, социальных и экологических),
прежде всего имеющих трансграничный характер. При этом страна, ответственная
за решение проблемы, должна обеспечить целевое и доступное для контроля
расходование средств, предоставляемых донорами.
Каждая страна-участник ПДУР должна накапливать собственные ресурсы как
в государственном, так и в частном секторах для выполнения мероприятий
ПДУР, а также создавать благоприятные условия для эффективного вложения
внешних инвестиций в проекты устойчивого развития.
Для достижения поставленных целей будет приветствоваться создание других
финансовых механизмов, включая участие бизнеса и международных организаций
в финансировании мероприятий и инвестиционных проектов, рекомендованных
Арктическим советом и включенных в настоящий План действий.
Кроме того, следует активно использовать результаты научных исследований,
программ и проектов, касающихся Арктического региона, проводимых рядом
правительственных и неправительственных международных организаций, таких
как МАНК, ЮНЕП, Европейский Союз (рамочные исследовательские программы),
НАТО, Международная геосферно-биосферная программа, Всемирный фонд дикой
природы, Международный союз охраны природы и др.
Выполнение положений настоящего документа предполагает разработку
национальных планов действий и проведение анализа результатов их реализации
для обмена информацией и опытом решения национальных проблем устойчивого
развития. Арктический совет должен принять согласованные критерии устойчивого
развития, на основании которых можно будет контролировать, насколько успешно
идет реализация ПДУР в Арктическом регионе в целом и в отдельных странах.
Должны быть также приняты требования к проектам, осуществляемым Арктическим
советом. Это могут быть общие требования для всех проектов Совета и, возможно,
частные требования для каждой Рабочей группы. Арктический совет должен
обратить внимание на разработку моделей устойчивого развития и на определение
пилотных (эталонных) районов для апробирования этих моделей.
Существенную роль для успешной реализации ПДУР должно сыграть надлежащее
информационное обеспечение (информационный блок на интернет-сайте Арктического
совета; популяризация в национальных средствах массовой информации и на
международных форумах и т.д.).
Переход к устойчивому развитию в Арктическом регионе является длительным
процессом. В ПДУР невозможно предусмотреть все необходимые мероприятия
на длительную перспективу. Целесообразность проведения многих мероприятий
будет определена по мере выявления пробелов по каждому измерению устойчивого
развития и расширения базы знаний в этой области. Поэтому Таблица действий
ПДУР будет регулярно (каждые два года) обновляемым документом при относительно
постоянной текстовой части ПДУР.
Контроль за реализацией ПДУР и его периодическое обновление будут осуществляться
следующим образом:
-
СДВГ будет представлять на каждую министерскую сессию Арктического
совета доклад о ходе реализации ПДУР и предложения по уточнению Таблицы
действий.
-
СДВГ будет представлять на каждое заседание СДЛ информацию о ходе
реализации ПДУР.
-
Страны-лидеры по осуществлению мероприятий, предусмотренных ПДУР,
будут заблаговременно до заседаний СДЛ представлять в СДВГ и Рабочую группу,
ответственную по каждому мероприятию, информацию о ходе выполнения своего
мероприятия.
-
На основании согласованных критериев устойчивого развития СДВГ будет
каждые два года оценивать успешность реализации ПДУР.
-
Страна, председательствующая в Арктическом совете, будет в течение
двух лет страной-лидером для отслеживания хода выполнения ПДУР и подготовки
предложений для включения в Таблицу действий.
-
Страна-лидер и СДВГ должны работать в тесном контакте со странами-членами
Арктического совета, постоянными участниками и наблюдателями и получать
от них информацию, необходимую для контроля за ходом выполнения ПДУР и
его периодического обновления.
ТАБЛИЦА МЕРОПРИЯТИЙ ПЛАНА ДЕЙСТВИЙ АКТИЧЕСКОГО СОВЕТА ПО УСТОЙЧИВОМУ
РАЗВИТИЮ
Блок 1. Экономическое измерение устойчивого развития
Мероприятия | Ожидаемый результат | Ведущая рабочая группа Арктического совета/страна-лидер | Участники выполнения мероприятий* | Срок выполнения | Ориентировочная стоимость проекта (млн. долл. США**) | Источники финансирования (млн. долл. США**) |
1. Анализ состояния проблемы, определение пробелов и приоритетных задач | 1. Оценка уровня и перспектив экономического сотрудничества в рамках Арктического совета | СДВГ/? | Все арктические государства | 2004 -2005 гг | | |
2. Выполненные и выполняемые мероприятия | | | | | | |
2.1. Устойчивое оленеводство | Оценка состояния и рекомендации в области устойчивого развития оленеводства | СДВГ/Норве-гия | Финляндия, Швеция, Россия, США | 2000-2002 гг | | |
2.2. Оленеводство и дикие олени/карибу | Улучшение базы данных, выявление пробелов и разработка рекомендаций по развитию оленеводства и охотничьих хозяйств | СДВГ/Норве-гия | ? | 2003-2004 гг | | |
2.3. Производство и переработка продук-ции в устойчивом оленеводстве | Повышения качества продукции оленеводства. Обучение по переработке мяса оленей | СДВГ/Финлян-дия/ Северный Форум | ? | 2002- ? гг | | |
2.4. Устойчивое развитие в районе северной границы распространения лесов | Социально-экономические последствия глобальных изменений и рекомендации по экосистемному управлению в регионе | СДВГ/Финлян-дия | ? | 2000-2002 гг | | |
2.5. Совместное управление морскими ресурсами в арктических районах | Построение модели управления морскими ресурсами в прибрежных районах с участием представителей коренных народов | СДВГ/Совет саамов/Норве-гия | Канада, Дания/Грен-ландия, США | 2002 гг | | |
2.6. Арктическая транспортировка и циркумполярная инфраструктура | Разработка предложений по развитию авиаперевозок, а также морского транспорта и телекоммуникаций в Арктике | СДВГ/США/Северный Форум | Канада, Россия, Финляндия, Великобритания | 2000-2004 гг | | |
2.7. Доклад о развитии условий деятельности человека в Арктике | Всесторонняя оценка условий деятельности человека во всем циркумполярном регионе. | СДВГ/Исландия | Все арктические государства | 2002-2004 | | |
3. Новые мероприятия | | | | | | |
3.1. Изменение неустойчивых моделей потребления и производства(раздел Ш плана выполнения решений Иоханнесбугского саммита) | Изменение сложившихся в странах структур производства и потребления. Ускорение перехода к устойчивым моделям потребления и производства | СДВГ/? | ? | ? | | |
3.2. Устойчивое рыболовство (пункт 31 плана выполнения решений Иоханнесбугского саммита) | Сохранение и восстановление запасов живых ресурсов моря до уровней максимального устойчивого улова | СДВГ/? | ? | ? | | |
3.2.1. Устойчивое развитие ресурсной базы рыбного хозяйства | 1. Анализ состояния и оценка перспектив сотрудничества арктических государств в области развития рыбного хозяйства.2. Рекомендации по восстановлению истощенных запасов водных биологических ресурсов до уровня их максимального устойчивого улова.3. Рекомендации по развитию промысла нерыбных видов водных биологических ресурсов, в том числе аквакультуры.4. Анализ опыта создания условий для развития малых предприятий по переработке сырья, производству рыбной продукции | СДВГ/? | Россия | 2005-2010 гг | | |
3.3. Охрана и рациональное использование природной ресурсной базы экономического и социального развития (раздел IV плана выполнения решений Иоханнесбугского саммита) | Увеличение вклада горнодобывающей промышленности, минеральных ресурсов и металлов в процесс облегчения устойчивого развития(пункт 46) | СДВГ/? | ? | ? | | |
3.3.1. Устойчивое развитие добычи нефти и газа | 1. Анализ состояния и оценка перспектив сотрудничества арктических государств в области развития добычи нефти и газа на континентальном шельфе арктических морей. 2. Рекомендации по созданию и применению новых эффективных и экологически безопасных технологий добычи нефти и газа в арктических условиях.3. Анализ опыта решения социальных, экономических и экологических проблем в районах развития нефтегазового комплекса в арктической зоне, в том числе на территории традиционного природопользования общин коренных народов | СДВГ/Россия | ? | 2005 -2010 гг | 500,0 | |
3.3.2. Трубопроводная транспортировка нефти и газа из районов добычи в районы переработки и сбыта | Анализ состояния и перспектив развития трубопроводной транспортировки нефти и газа в арктической зоне. | СДВГ/Россия | ? | 2005-2010 гг | 250,0 | |
3.4. Развитие инфокоммуника-ционной инфраструктуры | 1. Анализ состояния и перспектив сотрудничества арктических государств в области развития телекоммуникационных систем. 2. Развитие сотрудничества в области создания новых космических аппаратов связи и вещания, спутниковой мультисервисной телекоммуникационной сети для населения арктических районов. 3. Анализ опыта развития наземных средств и сети связи для улучшения доступа местного и коренного населения арктических районов к информационным ресурсам общего пользования | СДВГ/Россия | ? | 2005-2010 гг | 300,0 | |
3.5. Подготовка проектного предложения об использовании Северного морского пути для международного судоходства, включая трансконтинентальные перевозки грузов | 1. Оценка состояния и перспектив грузопотоков 2. Перспективы развития инфраструктуры Северного морского пути, включая морские и речные порты 3. Определение перспектив использования и развития транспортного и ледокольного флота 4. Предложения по созданию благоприятных экономических и правовых условий | СДВГ/Россия | ? | 2005-2006 гг | | |
Блок 2. Социальное и культурное измерения устойчивого развития
Мероприятия | Ожидаемый результат | Ведущая рабочая группа Арктического совета/страна-лидер | Участники выполнения мероприятий* | Срок выполнения | Ориентировочная стоимость проекта (млн. долл. США**) | Источники финансирования (млн. долл. США**) |
1. Анализ состояния проблемы, определение пробелов и приоритетных задач | Оценка уровня и перспектив развития сотрудничества в области социального и культурного развития в рамках Арктического совета | СДВГ/? | ? | 2004-2005 гг | | |
2. Выполненные и выполняемые мероприятия | | | | | | |
2.1. Будущее детей и молодежи Арктики | 1. Программа по здравоохранению 2. Программа по формированию сетей 3. Программа по интернатуре | СДВГ/Канада | ? | 1998- 2004 гг | | |
2.2. Культурный и экологический туризм | Формирование устойчивой модели арктического регионального туризма. Создание учебного курса по устойчивому туризму. | СДВГ/? | ? | 1998 -? | | |
2.3. Обзор жизненных условий в Арктике | Исследование жизненных условий инуитов и саамов | СДВГ/США | Швеция, Норвегия, Дания/ГренландияРоссия | 2000-2004 гг | | |
2.4. Международное циркумполярное наблюдение: Предотвращение и контроль возникновения инфекционных заболеваний в Арктике | Наблюдения за инфекционными заболеваниями и туберкулезом | СДВГ/? | ? | 2000-? Гг | | |
2.5. Телемедицина | Развитие телемедицинской деятельности | СДВГ/США | ? | 2000-? | | |
3. Новые мероприятия | | | | | | |
3.1. Разработка проектных предложений по развитию социальной инфраструктуры в Арктике | Принципиальные подходы к расселению в Арктике.Предложения по планировке и застройке населенных мест в Арктике (города, рабочие поселки, села, вахтовые поселения). Принципы проектирования и строительства жилья, объектов социально-бытового и культурного обслуживания в Арктике. | СДВГ/Россия | Все арктические государства | 2005-2006 гг | | |
3.2. Равенство полов | Содействие равноправному доступу и полному участию женщин в принятии решений на всех уровнях в коренных и местных общинах, открытому доступу женщин к экономическим возможностям, образованию и здравоохранению | СДВГ/? | ? | ? | | |
Блок 3. Экологическое измерение устойчивого развития
Мероприятия | Ожидаемый результат | Ведущая рабочая группа Арктического совета/страна-лидер | Участники выполнения мероприятий* | Срок выполнения | Ориентировочная стоимость проекта (млн. долл. США**) | Источники финансирования (млн. долл. США**) |
2. Выполненные и выполняемые мероприятия | | | | | | |
2.1. Мониторинг и оценка состояния окружающей среды Арктики (АМАП)Доклады "Загрязнение Арктики 2002" и "АМАП 2002- доклады с оценкой". Созданы тематические центры данных. Информационные доклады о СОЗ, тяжелых металлах и радионуклидах. Проект по стойким токсическим веществам. Созданы две атмосферные станции в Амдерме и Певеке.Эту информацию необходимо представить в табличном виде. | 1. Анализ состояния загрязнения окружающей среды стойкими органическими загрязнителями, радионуклидами, тяжелыми металлами, нефтяного загрязнения. 2. Анализ изменения климата, состояния озонового слоя, ультрафиолетовой радиации. 3. Оценка влияния загрязнения на здоровье человека и биоту. | АМАП/? | ? | ? | | |
2.2.. Сохранение арктической флоры и фауны (КАФФ)Информация подлежит уточнению | | | | | | |
2.2.1. Интеграция и обмен информацией: доклад "Арктическая флора и фауна: рекомендации по сохранению" | Политические рекомендации арктическим министрам относительно необходимых действий для сохранения и обеспечения устойчивого использования арктической флоры и фауны | КААФ/? | ? | 2001 г | | |
2.2.2.. Мониторинг биоразнообразия в Арктике | Создание и функционирование сети экспертов для гармонизации циркумполярных наблюдений | КААФ/Исландия | ? | ? | | |
2.2.3. Сохранение видов | Реализация проектов по сохранению морских птиц и мигруирующих птиц | КААФ/? | ? | ? | | |
2.2.4. Особо охраняемые территории | Общеобразовательная брошюра. Доклад о детальном описании особо охраняемых территорийОпределение ценности сохранения священных мест аборигенов народов Севера | КААФ/ | Дания | ? | | |
2.2.5.. Сохранение биоразнообразия за пределами особо охраняемых территорий | | КААФ/? | ? | 2000-?гг | | |
2.3. Защита арктической морской среды (ПАМЕ)Информация подлежит уточнению | | | | | | |
2.3.1. Региональная программа действий по защите арктической морской среды от деятельности на суше и ее компоненты: российский НПД-Арктика, НПД Канады и Исландии | | ПАМЕ/? | ? | 2000- | | |
2.3.2. Руководство по нефти и газу на шельфе | | ПАМЕ/ ? | ? | ? | | |
2.3.3. Защита морской среды при судоходной деятельности | Предложения по решения проблемы отходов с морских судов.Оценка потенциальных рисков | ПАМЕ/Норвегия | ? | 2002-2004 гг | | |
2.4.Предотвращение чрезвычайных ситуаций, готовность к ним и реагирование на них (ЕППР)Информация подлежит уточнению | | | | | | |
2.4.1. Разработка циркумполярной карты возможных рисков нефтяных разливов в Арктике | Предотвращение чрезвычайных ситуаций | ЕППР/? | Норвегия, Россия, США | 2000-2004 гг | | |
2.4.2. Разработка программы по наилучшей практике по чрезвычайным ситуациям (предотвращение, готовность, реагирование) | Меры при любом событии на ядерном объекте | ЕППР/? | | | | |
2.5. План Арктического совета по устранению загрязнения (АКАП)Информация подлежит уточнению | | | | | | |
2.5.1. Исключение ПХБ из применения и управление ПХБ-содержащими отходами в Российской Федерации | Оценка источников и разработка оздоровительных действий.Обоснование возможности выполнения проектов.Выполнение демонстрационных ппроектов | АКАП/Россия | | 2000-2002гг. | | |
2.5. 2. Снижение/ устранение выбросов диоксинов и фуранов в Российской Федерации и в первую очередь в Арктике и в северных областях, влияющих на Арктику | Составление перечня источников загрязненияОбоснование наилучших технологийВыполнение демонстрационных проектов | АКАП/Россия | Швеция,США, ЮНЕП | 2000-2005 гг | | |
2.5.3. Разработка информационных материалов по загрязняющим веществам в Арктике для использования делегациями стран Арктического совета на других форумах | Информационные материалы | АКАП/? | ? | 2000-2001 гг | | |
2.5.4. Экологически безопасное управление запасами устаревших пестицидов в Российской Федерации | Инвентаризация запасовОценка и выбор технологийДемонстрационный проект | АКАП/ Россия | ? | 2000-2004 гг | | |
2.5.5. Снижение выбросов ртути в атмосферу в арктических государствах | Определение источников загрязнениеВыбор опытного проектаРеализация опытных проектов | АКАП/Дания | Канада,Финляндия,Исландия,Норвегия,Россия,Швеция, США | 2002-2006 гг | | |
2.5.6. Выполнение экономически эффективных природоохранных систем управления производством более чистой продукции в Норильской горно-металлургической компании в городе Норильске, Российская Федерация | Предотвращение, сокращение загрязнения атмосферы и водных объектов | АКАП/Россия | Норвегия,США | 2002-2004 гг | | |
2.6. Оценка воздействий изменения климата в Арктике (АСИА)Информация подлежит уточнению | | | | | | |
2.6.1. Подготовка политического документа и научного отчета по оценке воздействий изменения климата в Арктике | | АСИА/США | Все арктические государства | 2002-2004 гг | | |
3. Новые мероприятия | | | | | | |
3.1. Институциональ-ные рамки устойчиво-го развития(раздел Х1 Плана выполнения решений Иоханнесбургского саммита) | 1. Создание действенной институциональной базы устойчивого развития на всех уровнях (пункт 137) | ? | ? | ? | | |
* Состав участников определяется по результатам консультаций стран-лидеров с членами Арктического совета, постоянными участниками и наблюдателями
** Ориентировочная стоимость и источники финансирования будут определены после определения состава участников и масштабов проектов
|