6. Укрепление потенциала устойчивого развития


            При разработке концепции и стратегии перехода России на путь устойчивого развития, а также разработки стратегий, планов и программ в области социально-экономического развития, охраны окружающей среды и конкретных проектов на всех уровнях накапливался определенный опыт. Определенному повышению потенциала в области устойчивого развития способствовали международные программы (в частности, Всемирного Банка, Программы ООН по окружающей среде, Программы ООН по развитию и др.), распространяющие новые подходы в области экологической политики. Однако в целом эти процессы не носили целенаправленного систематического характера и не всегда стимулировали решение экологических, экономических социальных проблем в их взаимосвязи.
            Россия обладает значительным потенциалом для устойчивого развития. Огромный интеллектуальный капитал, фундаментальная и прикладная наука, конкурентоспособные технологии, созданные основы рыночных институтов, обширные природные ресурсы, основные элементы производственной и коммуникационной инфраструктуры – все эти факторы создают предпосылки для экономического и социального обновления страны. Задача заключается в том, чтобы ускорить этот процесс, придать ему устойчивый характер, сделать его социально обусловленным и экологически ориентированным.
В среднесрочной перспективе будет достигнуто сокращение разрыва между Россией и развитыми странами, а в долгосрочной перспективе – обеспечение и упрочение позиции России как одной из стран, активных участников и лидеров мирового процесса устойчивого развития.
 
 

6.1. Экономические приоритеты и механизмы в достижении прогресса

            Стратегические приоритеты развития в экономике Российской Федерации – формирование условий и эффективных экономических механизмов, позволяющих обеспечить достижение следующих базовых целей общества:
  • достойной жизни и свободного развития человека;
  • гармоничных социальных отношений;
  • устойчивой динамики развития;
  • обеспечения национальной безопасности.
            Целью стратегии социально-экономического развития России является последовательное повышение уровня жизни населения на основе самореализации каждого гражданина, снижения социального неравенства, сохранения независимости и культурных ценностей России, утверждения экономической и политической роли страны в мировом сообществе.
            Выбранная стратегия предполагает эффективное выполнение ключевых функций государства: формирование и обеспечение реализации норм и правил поведения экономических агентов; поддержание макроэкономического и структурного равновесия в той части, в которой рыночный механизм оказывается не в состоянии это сделать; создание благоприятных социальных условий функционирования экономики; обеспечение экономической безопасности и эффективное противодействие угрозам и факторам нестабильности.
 

6.2. Основные средства реализации структурной политики

            Основными средствами обеспечения прогрессивных структурных сдвигов станут:
  • развитие рыночных механизмов перераспределения хозяйственных ресурсов в пользу высококонкурентоспособных отраслей и секторов, определяющих общую конкурентоспособность российской экономики; снятие административных, социальных и иных барьеров для этого перераспределения;
  • создание экономических, организационных и правовых механизмов ускоренного развития инвестиционного и инновационного потенциала российской экономики и концентрации его на ключевых направлениях экономического развития;
  • концентрация ресурсов на приоритетных направлениях развития, в том числе с помощью механизмов целевого программирования;
  • реструктуризация неконкурентоспособных секторов при государственной поддержке решения сопутствующих социальных и структурных проблем;
  • поддержка экспорта российских товаров и услуг, в т. ч. экологических и информационных.
  • При этом фундаментальными принципами проведения структурной политики являются:
  • конкурентный рынок как главный регулятор экономического развития;
  • максимальное использование потенциала частного предпринимательства;
  • оптимизация государственного вмешательства  в экономику.
            Структурная перестройка экономики в 2001-2010 гг. будет реализовываться в рамках следующих направлений повышения конкурентоспособности и инновационной открытости российской экономики.
           Первое направление - развитие высокотехнологичных наукоемких отраслей и производств. Его реализация предполагает, прежде всего, содействие развитию рынков этой продукции, защиту интеллектуальной собственности, стимулирование связи инвестиций с научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими разработками.
           Второе направление - развитие конкурентоспособных производств потребительских и инвестиционных товаров, основанном на использовании имеющихся конкурентных преимуществ российских товаропроизводителей, проведении рациональной политики государственных закупок на конкурсной основе, оказании содействия в продвижении российских товаров на внешние рынки.
           Третье направление - обеспечение стабильного развития энергосырьевых производств с целью удовлетворения потребностей внутреннего рынка и притока валютных ресурсов при сохранении окружающей среды.
            Среди механизмов структурной политики важную роль должны играть программно-целевые методы. Формирование федеральных целевых программ будет осуществляться на основе следующих принципов:
  • безусловный отход от отраслевого подхода к интегрированному построению федеральных целевых программ, с учетом социальных и экологических факторов;
  • в части научно-технических программ – обеспечение непрерывности цикла «научные исследования – опытно-конструкторские разработки – технологии – промышленное производство – рыночная реализация»;
  • гибкость в определении программных мероприятий, отбор объектов финансирования на основе комплекса научно-технических, экономических, производственных, экологических и других критериев;
  • сочетание бюджетного и внебюджетного финансирования (бюджетные ассигнования играют роль «катализатора» для привлечения средств предприятий и негосударственных финансовых структур);
  • ориентация на конструктивное взаимодействие государства, частного бизнеса, некоммерческих и общественных организаций, основанное на сочетании экономических интересов и взаимных обязательств.
            Приоритетом государственной структурной политики будет модернизация инфраструктуры (в сфере железнодорожного транспорта, энергетики, жилищно-коммунального хозяйства) как важнейшей сферы, влияющей на темпы экономического роста.
            Основными задачами здесь являются:
  • обеспечение инфраструктурных возможностей для межпроизводственного, межсекторального и межрегионального перераспределения ресурсов и информационного обмена;
  • снятие инфраструктурных ограничений (пропускная способность железных и автомобильных дорог, телефонный трафик, генерация электроэнергии и пр.) для высокого и устойчивого экономического роста;
  • оптимизация тарифной политики, позволяющая обеспечить, с одной стороны, формирование инвестиционного потенциала инфраструктурных секторов и снижение ресурсоемкости экономики, с другой – снижение относительных издержек хозяйствующих субъектов – потребителей их услуг, решение задачи взаимоувязанного тарифного регулирования на услуги субъектов естественных монополий в различных отраслях деятельности.

 

6.3. Институциональные преобразования

            Высвобождение предпринимательской инициативы и повышение ответственности людей за уровень своего материального благосостояния – важнейшие составляющие процесса перехода к устойчивому развитию.
Основные приоритеты политики в этой области - защита прав собственности; развитие и выравнивание условий конкуренции; дебюрократизация экономики; стабильность макроэкономической политики; дальнейшее снижение налогового бремени.
            Экономический рост может быть обеспечен только за счет сочетания накопления капитальных и интеллектуальных ресурсов с повышением эффективности их использования. Снижение административного и налогового давления на бизнес позволит получить отдачу от использования краткосрочных ресурсов роста – через повышение производительности труда, загрузку простаивающих жизнеспособных мощностей. В дальнейшем экономическая свобода и экономическая ответственность выразится в росте эффективности инвестиций, на активное привлечение которых будет направлена экономическая политика государства.
            Современный экономический рост предъявляет очень высокие требования к «человеческому фактору». Поэтому наращивание инвестиций в человеческий капитал – образование и здоровье граждан, науку и культуру –необходимая составная часть социально-экономической политики, основанной на высвобождении предпринимательской инициативы.
В изменившихся условиях реальной экономической свободы и ответственности Россия сумеет противостоять усиливающейся глобальной конкуренции и обеспечит непрерывный инновационный прогресс, необходимый для повышения эффективности и мобильности производства, улучшения качества товаров и услуг, создания и освоения новых товарных рынков, обновления организационных форм предпринимательства в целях устойчивого развития по следующим приоритетным направлениям:
  • защита прав на интеллектуальную собственность - законодательная защита исключительных прав на результат творческой деятельности будет обеспечиваться посредством развития систем патентной охраны (регистрации) товарных знаков, изобретений, знаков обслуживания, полезных моделей и промышленных образцов, правовой защиты авторских и смежных прав; особое внимание будет уделено защите от недобросовестной конкуренции, подделок и ущемления других прав, относящихся к интеллектуальной деятельности в производственной, научной, литературной и художественной областях;
  • обеспечение прав граждан на благоприятную окружающую среду через эффективные  экономические и правовые механизмы управления отношениями в сфере природопользования;
  • в сфере природоресурсных отношений продолжится совершенствование правовых механизмов на принципах платности природопользования и перераспределения налоговой нагрузки с конечной продукции на потребляемые природные ресурсы.

 

6.4. Научное обеспечение

            Научно-технический прогресс – важнейшее условие успешного перехода к устойчивому развитию. Доля инновационно-активных промышленных предприятий в 1999 г. составляла 6,2%. По прогнозным оценкам, к 2010 г. она достигнет примерно 17%. (пороговое значение этого показателя - 25%). Доля инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции в 1999 г. составила 3,5%. В условиях сохранения этой тенденции, в 2010 г. этот показатель достигнет лишь 6,5 - 7,5% (пороговое значение - 15%). Доля затрат на инновации в общем объеме промышленной продукции в 1999 г. составляла 1,06%. По прогнозу, к 2010 г. эта доля достигнет 2,5%, что соответствует пороговому уровню, но в 2 раза ниже, чем в среднем по странам ОЭСР.
            Несмотря на эти трудности, российская наука обладает большим потенциалом, который будет использован для ускорения перехода к устойчивому развитию на его приоритетных направлениях. Для достижения этой цели будут предприняты меры государственной поддержки научных исследований и формироваться условия, влияющие на повышение результативности их использования.
            Реализация государственной научно-технической и промышленной политики – важнейшее условие укрепления потенциала устойчивого развития.
            В условиях ограниченности средств чрезвычайно важным становится определение общегосударственных приоритетов поддержки и финансирования научных разработок. В решении задач устойчивого развития приоритетные научные направления будут способствовать повышению эффективности использования ресурсов, в том числе невозобновляемых, обеспечению экономического и технологического развития страны, решения экологических проблем, связанных с улучшением жизни и здоровья населения.
            Финансирование фундаментальных и прикладных научных исследований будет опираться как на бюджетные, так и на внебюджетные источники. Роль внебюджетных средств будет возрастать. Так, в 90-е годы происходило снижение собственно государственных инвестиций в  проведение исследований (с 0,5% от ВВП в 1992 г. до 0,3% от ВВП в 2000 г.). В то же время общий объем внутреннего финансирования научно-исследовательских работ из всех источников вырос с 0,7% от ВВП в 1992 г. до 1,1% от ВВП в 2000 г. В ближайшей и среднесрочной перспективе прогнозируется сохранение этой тенденции.
            Увеличится объем вневедомственного конкурсного финансирования научных разработок. Возрастет роль неправительственных организаций (Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ), Российский государственный научный фонд (РГНФ), другие научные и венчурные фонды, конкурсные проекты и др.). Осуществляется реорганизация системы государственных научных центров. Будет проведена реструктуризация части отраслевых научно-исследовательских и проектных институтов в организации с развитыми финансово-экономической, маркетинговой и коммерческой структурами, подержанная соответствующими изменениями в законодательной системе. Она устранит сохраняющееся дублирование тематики исследований и разработок.
            Прирост научного потенциала и повышение его эффективности будет достигнут за счет интеграции науки и образования в системе «школа – вуз – аспирантура - докторантура» на основе дальнейшего приоритетного развития системы учебно-научных центров, созданных в рамках федеральной целевой программы «Государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки на 1997-2000 годы». Прогресс в укреплении потенциала науки и повышении эффективности использования результатов научных исследований будет достигнут в сочетании мер государственной поддержки с использованием программно-целевых методов и путем создания благоприятных условий, стимулирующих инновационную деятельность.
 
 

6.5. Международное сотрудничество

            Россия граничит с 14 государствами различной степени экономического развития, в том числе с бывшими республиками СССР, имеет выход к 13-ти морям и сухопутные границы с 14-ю странами. Более 60 трансграничных рек вытекает из России, около 40 – втекают.
            Россия осуществляет международное сотрудничество по различным направлениям: экономическому, торговому, культурному, в области охраны окружающей среды и др.
            В настоящее время важным направлением сотрудничества является процесс присоединения к ВТО.
            Россия активно содействует устойчивому экономическому развитию наименее развитых стран, стимулируя рост их экспорта в рамках российской системы преференций.
            Россия в одностороннем порядке установила преференциальный торговый режим в виде полного освобождения от импортных пошлин основных товаров традиционного экспорта наименее развитых стран (48 государств).
Список основных товаров, происходящих из наименее развитых стран, включает продукцию сельского хозяйства, полезные ископаемые, изделия народных промыслов и некоторые другие товары. В отношении этих товаров Россия не применяет количественные ограничения импорта и не проводит расследования на предмет введения антидемпинговых, компенсационных или специальных защитных мер.
            Импорт товаров из наименее развитых стран в Россию ежегодно составляет 130 млн. долл. США. На 85% этого импорта уже сейчас распространяется режим беспошлинного ввоза.
            Кроме того, Россия заявила о своем намерении присоединиться к инициативе Европейского союза «Все, кроме оружия» о полном освобождении всех товаров, происходящих из наименее развитых стран (за исключением оружия), от взимания импортных пошлин.
 

6.5.1. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды

            Россия осуществляет активное двустороннее и многостороннее международное сотрудничество в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, выполняет обязательства по реализации значительного числа многосторонних, двусторонних и региональных соглашений, в том числе со странами ОЭСР, ЕЭК ООН, СНГ и др.
            Россия будет последовательно реализовывать принципы устойчивого развития на формирующемся рынке глобальных экологических услуг. Продвижение понятия «глобальная экологическая услуга» и его внедрение во внешнеполитические и экономические отношения позволит стране сформировать значимый сегмент этого рынка. Гибкие механизмы, зафиксированные Киотским протоколом, позволяют перераспределять финансовые ресурсы в те страны и использовать их в тех проектах, где достигается максимальное снижение выбросов с минимальными экономическими издержками.
            Россия предложила мировому сообществу использовать средства от торговли квотами эмиссии на деятельность, связанную с дальнейшим снижением эмиссии парниковых газов, так называемую «зеленую инвестиционную схему». Россия считает необходимым продолжать последовательную разработку глобальных экологических услуг как потенциального фактора дополнения национальных усилий ресурсами международного сотрудничества.
            Распространение действия этого механизма на другие «экологические услуги», например, на сохранение естественных экосистем, уникальных природных объектов, других элементов «мирового экологического ресурса» также имеет хорошие перспективы.
            Формой взаимодействия может стать реструктуризация внешних долгов в обмен на природоохранные инвестиции, имеющие важное региональное или глобальное значение по схеме «долги за устойчивое развитие».
Реализация этого предложения непосредственно связана с международной поддержкой национальных действий перехода к устойчивому развитию, посредством которой мировое сообщество получает реальные возможности и конкретные механизмы позитивного влияния.
            Россия готова активно участвовать в программах, имеющих глобальные позитивные результаты, в первую очередь в национальных проектах, направленных на сохранение природной среды и противодействия  глобальной экологической угрозе. Конкретным вкладом России в этом направлении является принятие и начало реализации Национального плана действий по защите арктических морей от загрязнения (НПД-Арктика), который включает Стратегическую программу действий и проекты в его поддержку. Реализация мероприятий НПД-Арктика и связанных с ним совместных проектов расширят возможности международной кооперации в использовании механизмов устойчивого развития в регионе мирового значения.
 

 

Назад

Мойдодыр
мойдодыр
cascada.club
Биржа форекс онлайн торги валюта
биржа форекс онлайн торги валюта
strade24.com
Монтаж мягкой кровли цена Москва
Фабрика мягкой мебели. Розничные цены. Схемы вязания мягких игрушек
fanerastroy.ru