Проект
Версия 10.03.2004 ПЛАН ДЕЙСТВИЙ АРКТИЧЕСКОГО СОВЕТА ПО УСТОЙЧИВОМУ РАЗВИТИЮ
Настоящий План действий Арктического совета по устойчивому развитию
(далее именуется – ПДУР) подготовлен в соответствии с Инарской декларацией
Арктического совета (2002 г.). ПДУР нацелен на реализацию положений Инарской
декларации, Рамочного документа и Программы устойчивого развития, других
решений Арктического совета и предусматривает их поэтапное практическое
осуществление с учетом решений Йоханнесбургского Всемирного саммита
по устойчивому развитию 2002 года.
1. Введение: мандат на разработкуСовет предпринимал последовательные шаги, направленные на переход к устойчивому развитию в Арктическом регионе. Была провозглашена Программа устойчивого развития и определен круг ее ведения, образована Рабочая группа по устойчивому развитию (СДВГ), принят Рамочный документ по устойчивому развитию. Арктический совет осуществил и продолжает осуществлять значительное количество проектов и программ. Все они фактически являются элементами Программы устойчивого развития и обеспечивают реализацию Рамочного документа. В результате осуществления этих шагов были созданы условия для перехода
к новому этапу деятельности Арктического совета в области устойчивого развития.
Была осознана необходимость предпринять всесторонние целенаправленные действия,
охватывающие три главные составляющие устойчивого развития – его экономическое,
социальное и экологическое измерения. На сессии Арктического совета в Инари
(Финляндия, 9-10 октября 2002 г.) министры арктических государств подписали
Инарскую декларацию, в которой содержится следующее обязательство:
На заседании Старших должностных лиц Арктического совета (СДЛ) в апреле 2003 г. в Рейкьявике (Исландия) было решено, что СДВГ будет ответственной перед Арктическим советом за разработку этого плана действий, а Россия будет страной-лидером по выполнению этой работы. Россия подготовила и представила концептуальный доклад о подготовке ПДУР, который был одобрен на заседаниях СДВГ и СДЛ в Свартсенги (Исландия) в октябре 2003 г. Разработка такого комплексного документа возможна только при тесном взаимодействии всех стран-членов Арктического совета, его рабочих групп, постоянных участников и наблюдателей. Поэтому СДВГ пригласила их к участию в разработке ПДУР. Разработанный план является результатом их совместных усилий и служит важным инструментом для координации действий всех стран и организаций, представленных в Арктическом совете, в интересах обеспечения перехода к устойчивому развитию в циркумполярном регионе. При разработке ПДУР Российской Федерации оказывала содействие Целевая группа из представителей Канады, Финляндии, Исландии, России, США и Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока (РАЙПОН). ПДУР преследует следующие цели:
Примечание. Эти цели сформулированы в Концептуальном докладе,
одобренном в октябре 2003 г.
2. Особое значение устойчивого развития для Арктики· Окружающая природная среда в этом регионе крайне уязвима, экосистемы малоустойчивы, легко нарушаются в результате антропогенного воздействия или глобального изменения климата. · В общей численности населения арктических районов повышена доля коренных народов, основой жизнедеятельности которых являются биологические ресурсы. Хозяйственный уклад, культура и здоровье этих народов подвергаются риску вследствие экономического освоения территорий их традиционного проживания. · В Арктике сосредоточены богатые природные ресурсы, которые уже сейчас широко используются арктическими странами. По мере истощения запасов природных ресурсов в более южных районах интенсивность их освоения в Арктике будет нарастать. Применение неустойчивых моделей управления природными ресурсами приведет к повышению угроз для окружающей среды и местного населения. · Решение социальных и экономических проблем в Арктике усложнено вследствие удаленности арктических территорий от основных центров жизнедеятельности, низкой плотности населения, слабо развитой инфраструктуры, суровых природно-климатических условий, наличия вечной мерзлоты и необходимости компенсировать повышенные затраты на проживание и осуществление трудовой деятельности в этих суровых условиях. Примечание. Эти причины взяты из Концептуального доклада и
несколько уточнены.
3. Устойчивое развитие как основное направление деятельности Арктического совета.
В Оттавской декларации, принятой в 1996 году и учредившей Арктический совет, подчеркнута приверженность Арктического совета принципам устойчивого развития, включая экономическое и социальное развитие, улучшение условий для здоровья людей, роста их культуры и благосостояния. Эта декларация определила проблемы устойчивого развития и охраны окружающей среды в Арктике основными в деятельности Арктического совета. Конференция ООН по окружающей среде и развитию, состоявшаяся в Рио-де-Жанейро в 1992 году, определила важнейшие принципы устойчивого развития, среди них следующие:
На министерском заседании Арктического совета в Икалуите (1998 г.) была провозглашена Программа устойчивого развития, принят Круг её ведения и создана Рабочая группа по устойчивому развитию. В «Круге ведения» сформулирована цель Программы устойчивого развития – предлагать и отбирать мероприятия, которые должны предприниматься арктическими государствами для обеспечения устойчивого развития в Арктике, включая меры по охране и улучшению окружающей среды, развитию экономики и культуры, охране здоровья коренного и другого населения Арктики, а также по улучшению экологических, экономических и социальных условий в арктических сообществах в целом. Следующим шагом стало принятие на министерской сессии в Барроу (2000г.) Рамочного документа по устойчивому развитию. В нем определены основные принципы, которые следует учитывать при выборе проектов и совместных мероприятий в области устойчивого развития в Арктике, а также названы направления деятельности, которым Арктический совет придает особое значение в настоящее время.и следующие приоритеты в области устойчивого развития в Арктике: проблемы здоровья и благосостояния населения Арктики, устойчивой экономической деятельности, образования и культурного наследия, детей и молодежи, управления природными, в том числе живыми, ресурсами, развития инфраструктуры. После Барроу СДЛ тщательно проанализировали организацию всей деятельности Арктического совета и его структуру и подготовили документ, который был одобрен в Инарской декларации. В этом документе подчеркивается, что устойчивое развитие должно пронизывать всю деятельность Арктического совета, а не только СДВГ. При этом СДЛ несут ответственность за то, чтобы вся деятельность рабочих групп и других вспомогательных органов соответствовала общим принципам устойчивого развития и обеспечивала их реализацию (см. пункт 1.3.1 Доклада СДЛ министрам в Инари). В Инарской декларации министры арктических государств приняли обязательство усилить циркумполярное взаимодействие по обеспечению устойчивого развития в Арктике как основы дальнейшего благополучия и процветания. Они приняли решение разработать ПДУР и представить его на утверждение 4-й министерской сессии Арктического совета. ПДУР должен обеспечить практическую реализацию Рамочного документа, Программы устойчивого развития Арктического совета, а также решений Всемирного саммита в Йоханнесбурге применительно к специфическим условиям Арктического региона. Программа устойчивого развития и Рамочный документ реализуются в рамках деятельности рабочих групп Арктического совета, на национальном уровне странами-членами Совета, постоянными участниками и наблюдателями. Арктический совет реализует значительное количество программ и проектов. Большая их часть связана с экологическим измерением устойчивого развития. В этой области осуществляют свою деятельность рабочие группы АМАП, КАФФ, ПАМЕ, ЕППР, а также программы АКАП и АСИА. Под эгидой СДВГ выполняется ряд проектов в области экономического и социального измерений устойчивого развития. Однако работа в этой области пока не имеет такого комплексного характера, как по экологическому измерению. Более подробная информация о деятельности рабочих групп представлена
в разделе 8 ПДУР.
4. Приоритеты, определенные в Рамочном документе, Инарской декларации и плане реализации Всемирного саммита по устойчивому развитию 2002 г.
4.1. В Рамочном документе указывается, что в настоящее время
Арктический совет придает особую важность следующим направлениям
деятельности :
В соответствии с Рамочным документом при выборе проектов устойчивого
развития и определении совместных мероприятий необходимо принимать во внимание
следующие принципы:
В Рамочном документе также отмечается, что для успешной реализации Программы
устойчивого развития необходима координация действий рабочих групп Арктического
совета, что, несомненно, применимо и к ПДУР. Кроме того, в Рамочном документе
указывается, что мероприятия и проекты, которые реализуются в интересах
арктических поселений и регионов, должны иметь высший приоритет в Арктическом
совете.
4.2. В Инарской декларации подтверждена «приверженность правительств арктических государств и коренных народов совместным усилиям для содействия устойчивому развитию и защите окружающей среды в Арктическом регионе при повышенном внимании к изменению климата, неистощительному использованию ресурсов и человеческому потенциалу в Арктике». В Инарской декларации
выделено несколько областей совместной деятельности в Арктическом регионе
и отмечены соответствующие им проекты, программы и действия Арктического
совета. В приводимой ниже таблице дается их наглядное представление:
4.3. Всемирный саммит по устойчивому развитию в Йоханнесбурге (ВСУР) принял Политическую декларацию и План осуществления решений этого саммита (далее – План осуществления). В Плане осуществления намечены приоритетные мероприятия в различных областях деятельности мирового сообщества, ориентировочно на предстоящее десятилетие. В нем приветствуются усилия и достигнутые результаты по содействию устойчивому развитию на региональных форумах, поддерживается дальнейшее развитие и реализация сотрудничества странами соответствующих регионов (пункт 72). Деятельность Арктического совета дважды упоминается в Плане осуществления. В связи с проблемой изменения климата указывается: «Действия на всех уровнях необходимы для: … поддержки инициатив с целью оценки последствий изменения климата, таких как инициатива Арктического совета, включая экологические, экономические и социальные последствия для сообществ местных жителей и коренных народов» (пункт 38I). Кроме того, в пункте 80 Плана осуществления признается важный вклад Арктического совета в устойчивое развитие на региональном уровне. Тем не менее, многие другие аспекты Плана осуществления имеют отношение к арктическому региону. В частности, кроме изменения климата, следующие темы ВСУР должны быть приняты во внимание в ПДУР: искоренение бедности, изменение неустойчивых способов потребления и производства, неистощительное использование природных ресурсов, сохранение и управление природно-ресурсной базой экономического и социального развития, охрана здоровья, действия по сокращению СОЗ и других загрязнителей, океанические проблемы и важная роль коренных народов в устойчивом развитии (см. пункт 11 Инарской декларации и пункт 2.1.1.2 Доклада СДЛ Министрам в Инари). Таким образом, суммируя приоритеты, определенные в Рамочном документе, Инарской декларации и Плане реализации Всемирного саммита в Йоханнесбурге, предлагаются следующие приоритеты для первого этапа реализации ПДУР: В области экономического измерения устойчивого развития · Устойчивая экономическая
деятельность и возрастающее процветание арктических поселений.
В области социального измерения устойчивого развития · Охрана здоровья людей, проживающих
и работающих в Арктике.
В области экологического измерения устойчивого развития · Мониторинг и оценка состояния
окружающей среды в Арктике.
На втором и последующих этапах реализации ПДУР страны-члены Арктического совета, рабочие группы и постоянные участники могут вносить предложения об уточнении приоритетов на рассмотрение СДЛ для последующего утверждения на заседании Арктического совета В соответствии с Инарской декларацией Доклад о развитии условий жизнедеятельности
человека в Арктике (AHDR) утвержден в качестве приоритетного проекта, результаты
которого должны стать всесторонней базой знаний для Программы Арктического
совета по устойчивому развитию. Поэтому выводы и рекомендации AHDR необходимо
использованы в ПДУР во всех трех измерениях устойчивого развития (но в
первую очередь в области социального измерения). Развитие потенциала в
соответствии Рамочным документом и Инарской декларацией следует принимать
во внимание в деятельности всех рабочих групп Арктического совета и его
также необходимо учитывать в ПДУР во всех трех измерениях устойчивого развития.
5. Задачи ПДУР
Главной задачей ПДУР является обеспечение координированных действий всех стран-членов Арктического совета, его рабочих групп, постоянных участников и наблюдателей, привлечение общественных организаций, региональных и местных органов власти, а также частного сектора для решения проблем устойчивого развития в циркумполярном регионе в соответствии с принципами и приоритетами, изложенными в Рамочном документе, Инарской декларации, других решениях Арктического совета с учетом рекомендаций Всемирного саммита по устойчивому развитию применительно к специфическим условиям Арктического региона. ПДУР является основным инструментом практической реализации провозглашенной Арктическим советом Программы устойчивого развития. Она направлена на обеспечение гармоничного экономического, социального и культурного развития в регионе при сохранении окружающей природной среды в интересах нынешнего и будущего поколений. Задачи в области экономического измерения устойчивого развития. В этой области деятельность Арктического совета до последнего времени
ограничивалась отдельными проектами в интересах коренных малочисленных
народов, а также разработкой предложений для развития воздушного транспорта.
Инарская декларация призвала арктические государства расширить экономическое
сотрудничество и разработать для этого конкретные проекты, представляющие
взаимный интерес. Учитывая приоритеты, указанные в разделе 4 ПДУР, на первом
этапе его реализации необходимо:
Задачи в области социального измерения устойчивого развития. Основное внимание в этой области в последнее время уделялось реализации проектов, связанных с проблемами детей и молодежи, культурного и экологического туризма, условиями жизни и охраной здоровья коренных народов. В Инарской декларации, учитывающей результаты проведенного обследования жизненных условий в Арктике, заявлено об обязательствах арктических государств по улучшению условий жизни человека в Арктике, а также сформулированы новые направления деятельности Арктического совета в социально-культурной сфере (вопросы равноправия женщин, продвижение более здорового образа жизни, развитие образования и обучения молодежи). С учетом рекомендаций Всемирного саммита по устойчивому развитию в разделе 4 ПДУР к приоритетам деятельности Арктического совета также отнесена задача по повышению благосостояния и искоренению бедности людей. Достижение указанных приоритетов в Арктическом регионе является сложной долгосрочной задачей. Целесообразность проведения многих мероприятий будет определяться по мере выявления пробелов и расширения базы знаний в этой области. Важное значение в этой деятельности имеет определение и принятие согласованных критериев устойчивого социального и культурного развития. Учитывая указанные приоритеты в области социального и культурного развития
на первом этапе реализации ПДУР необходимо:
Большое значение в развитии сотрудничества в области социального и культурного развития имеет достижение конкретных результатов в интересах коренных и местных жителей Арктики, в том числе создание и развитие инфраструктуры социальной и культурной сферы. Задачи в области экологического измерения устойчивого развития Деятельность Арктического совета в этой области в предшествующие годы развивалась наиболее комплексно и плодотворно в соответствии с декларациями и другими решениями Совета. Стратегия защиты окружающей среды Арктики, принятая арктическими государствами в 1991 г., является основным политическим документом в этой области до настоящего времени. Созданные еще в рамках этой стратегии четыре рабочих группы, по существу, определяют главные направления деятельности Арктического совета в области экологического измерения устойчивого развития. Накопленные этими группами и образованной впоследствии программой АКАП знания и рекомендации по устранению экологических угроз в Арктике широко используются всеми арктическими государствами, а также при рассмотрении и принятии решений на международных форумах. С учетом приоритетов, сформулированных в разделе 4 ПДУР и уточняемых самими рабочими группами, на первом этапе реализации ПДУР необходимо: · Проанализировать состояние
выполнения рекомендаций, разработанных в уже выполненных проектах Арктического
совета в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности
в арктическом циркумполярном регионе.
В этой области особое значение имеет сочетание использования новых научных данных и традиционных знаний коренного и местного населения, а также тесное взаимодействие правительств арктических государств с региональными и местными органами власти, общественными организациями и частным сектором. Примечание. Задачи ПДУР сформулированы с учетом положений
Концептуального доклада (пункты 4 и 11), одобренного в октябре 2003 г.
6. Основные действия в области устойчивого развития на национальном уровне в арктических странах
В условиях глобализации перед Арктическим советом открываются новые
возможности и возникают новые трудные задачи на пути достижения устойчивого
развития в Арктике. Глобализация и взаимозависимость расширяют возможности
для развития торговли, инвестиций и потоков капитала, а также для технического
прогресса во всех сферах экономической деятельности. В Арктическом регионе
объективные предпосылки для взаимовыгодного сотрудничества арктических
государств весьма велики. В то же время все арктические государства сталкиваются
с собственными проблемами, которые решаются на национальном уровне исходя
из собственных приоритетов, наличия имеющихся ресурсов, экономического
и человеческого потенциала. Особенности национальных концепций и стратегий
устойчивого развития арктических государств должны учитываться с тем, чтобы
в ПДУР были включены действия, представляющие интерес для всех или хотя
бы группы арктических государств. 7. Основные действия в области устойчивого развития в Арктике, предпринимаемые постоянными участниками в Арктическом совете.
Примечание. Обобщенная информация о деятельности постоянных
участников Арктического совета в области устойчивого развития в Арктике
будет помещена после получения соответствующих материалов от всех постоянных
участников. Обращаемся к Секретариату коренных народов с просьбой обобщить
эту информацию и направить ее в Российскую Федерацию и Секретариат СДВГ.
8. Основные действия в области устойчивого развития в Арктике, предпринимаемые наблюдателями в Арктическом совете
Стратегия концентрирует внимание на внедрении принципов устойчивого развития и охраны окружающей среды прежде всего в шести важнейших отраслях экономики: энергетика, транспорт, сельское хозяйство, торговля и промышленность, рыбное хозяйство, лесное хозяйство. Первоначально в стратегию включены пять наиболее важных межотраслевых проблем: изменение климата, биологическое разнообразие, морская среда, химическое загрязнение и продовольственная безопасность. В стратегии предусмотрены вопросы организации ее выполнения, регионального
и международного сотрудничества, определены индикаторы устойчивого развития.
Примечание. Обобщенная информация о деятельности в области
устойчивого развития в Арктике других наблюдателей, представленных в Арктическом
совете, будет помещена после получения информации от тех наблюдателей,
которые пожелают принять участие в разработке и последующей реализации
ПДУР.
9. Вклад Рабочих групп и других структур Арктического совета в составление ПДУР
Рабочая группа по программе арктического мониторинга и оценки (АМАП) Основной задачей АМАП является мониторинг, оценка и подготовка докладов о состоянии окружающей среды Арктики в отношении стойких органических загрязнителей (СОЗ), радионуклидов, тяжелых металлов, вызывающих закисление веществ, загрязнения нефтяными углеводородами, проблем изменения климата, уменьшения озонового слоя и повышения ультрафиолетовой радиации. АМАП подготовил второй всеобъемлющий доклад с оценкой загрязнения Арктики
«Загрязнение Арктики 2002», а также выпустил пять научных докладов: по
СОЗ, радиоактивности, тяжелым металлам, здоровью человека и изменению путей
распространения под названием «АМАП 2002- доклады с оценкой». Все доклады
имеются на сайте АМАП:
На основе этих докладов предложены приоритетные меры по предотвращению
загрязнения окружающей среды и уменьшению последствий загрязнения. Эти
меры АМАП будет реализовывать на основе своего Стратегического плана. В
частности, в 2006 г. АМАП представит доклады по оценке кислотного
загрязнения и загрязнения углеводородами в Арктике. Продолжится работа
с Российской Ассоциацией коренных малочисленных народов Севера, Сибири
и Дальнего Востока (RAIPON) и Правительством Российской Федерации по выполнению
проекта «Стойкие токсичные вещества (PTS), безопасность продуктов питания
и коренные народы Российского Севера». На станциях Амдерма и Певек в российской
Арктике будет осуществляться долгосрочный мониторинг трансграничного
атмосферного переноса ртути и СОЗ на большие расстояния. К числу приоритетных
мероприятий также относятся: изучение процессов ремобилизации радионуклидов
из донных осадков и их воздействия в Арктике; изучение воздействия изменений
климата на пути распространения СОЗ, тяжелых металлов и радионуклидов,
их накопление и воздействие на биоту; мониторинг воздействий на человека
ртути, соответствующих СОЗ, включая диоксины и диоксино-подобные компоненты
и другие вызывающие озабоченность химические вещества; ратификация и реализация
Протоколов по Дальнему трансграничному переносу загрязняющих веществ по
воздуху (LRTAR) Экономической комиссии ООН для Европы относительно тяжелых
металлов и СОЗ, а также Стокгольмской конвенции по СОЗ.
Рабочая группа по сохранению флоры и фауны (КАФФ)
КАФФ является основным форумом Арктического совета по биоразнообразию.
Главные направления деятельности КАФФ включают: интеграцию и обмен информацией;
мониторинг арктического биоразнообразия; сохранение видов; особо охраняемые
районы; сохранение биоразнообразия за пределами особо охраняемых районов.
Более подробную информацию можно найти на сайте КАФФ HTTP://WWW.CAFF.IS.
КАФФ считает необходимым осуществить в ближайшее время и на перспективу ряд новых мероприятий и подготовит соответствующие проектные предложения. (КАФФ приглашается уточнить и дополнить приведенную выше информацию)
Рабочая группа по предотвращению чрезвычайных ситуаций, готовности к ним и реагированию на них (ЕППР) Целями рабочей группы ЕППР являются защита арктической окружающей среды от угроз или воздействия деятельности в Арктике, возникающих в результате случайных выбросов загрязняющих веществ, а также содействие устойчивому развитию в арктическом регионе. Деятельность ЕППР осуществляется на основе своего Стратегического плана. До недавнего времени проекты, реализуемые ЕППР, были связаны, главным образом, с проблемами аварийного нефтяного загрязнения. В последний период ЕППР уделяет большое внимание также возможным чрезвычайным происшествиям, связанным радиоактивными и другими опасными материалами, и провела инвентаризацию произошедших ранее стихийных бедствий в Арктике. Кроме того, выполнены исследования по способам реагирования на нефтяные разливы во льдах, расширено региональное сотрудничество по борьбе с аварийными случаями трансграничного характера и по складированию аварийных нефтяных отходов. Более подробно с деятельностью ЕППР можно ознакомиться на сайте HTTP://EPPR.ARCTIC-COUNCIL.ORG. ЕППР считает необходимым осуществить в ближайшее время и на перспективу ряд новых мероприятий и подготовит соответствующие проектные предложения. (ЕППР приглашается уточнить и дополнить приведенную выше информацию)
Рабочая группа по защите арктической морской среды (ПАМЕ) Рабочая группа ПАМЕ занимается политикой и мерами реагирования, не имеющими чрезвычайного характера, относящимися к защите арктической морской среды от деятельности на суше и на море. Эти меры включают координированные действия, программы и руководящие документы, дополняющие существующие международные договоренности. Более полная информация может быть найдена на сайте ПАМЕ в Интернете по адресу HTTP://WWW.PAME.IS. ПАМЕ реализует и развивает Региональную программу действий по защите арктической морской среды от деятельности на суше (РПД). Важными компонентами РПД являются Национальный план действий по защите морской среды от антропогенного загрязнения в арктическом регионе Российской Федерации (НПД-Арктика) и национальные планы действий, принятые Канадой и Исландией. При содействии ПАМЕ планируется проведение Партнерской конференции в России для поддержки НПД-Арктика. Разработан и представлен на министерскую сессию Арктического совета в 2004 г. Стратегический план по защите арктической морской среды. Выполнен анализ международных соглашений, регулирующих морскую деятельность. Разработано и рекомендовано для использования руководство по экологическим аспектам работ на нефть и газ на арктическом шельфе. Подготовлены (Норвегией) рекомендации по решению проблемы отходов с морских судов и (Канадой) безопасной транспортировке нефти в арктических водах (?). ПАМЕ считает необходимым осуществить в ближайшее время и на перспективу ряд новых мероприятий и подготовит соответствующие проектные предложения. (ПАМЕ приглашается уточнить и дополнить приведенную выше информацию)
Рабочая группа по устойчивому развитию (СДВГ) СДВГ выполняет следующие основные задачи: содействует Старшим должностным лицам в разработке и реализации Программы Арктического совета по устойчивому развитию; отвечает за подготовку предложений Арктическому совету в области социального, экономического и культурного измерений устойчивого развития; совместно с другими рабочими группами Арктического совета содействует интеграции развития потенциала во всю деятельность Совета. В Барроу министры одобрили и приняли подготовленный СДВГ Рамочный документ по устойчивому развитию, создающий основу для продолжения сотрудничества по устойчивому развитию в Арктике. С целью обеспечения эффективной реализации Рамочного документа и решений Всемирного саммита по устойчивому развитию в Йоханнесбурге под эгидой СДВГ разработан настоящий ПДУР, который представлен на министерскую сессию Арктического совета 2004 г. для одобрения. На эту же сессию представлен Доклад о развитии условий жизнедеятельности человека в Арктике, выводы и рекомендации которого будут использованы для уточнения ПДУР и подготовки второго этапа его реализации. Приоритетными направлениями деятельности СДВГ являются здравоохранение, образование и обучение, дети и молодежь, а также другие социальные проблемы. По этим направлениям СДВГ выполнила ряд конкретных проектов. Проводятся работы в области развития и переработки продукции оленеводства и участия коренных народов Севера в управлении прибрежными морскими ресурсами. Арктический совет поставил перед СДВГ задачу активизировать свою деятельность в области устойчивого использования природных ресурсов и улучшения инфраструктуры, включая морской и воздушный транспорт, информационные технологии и средства связи, а также уделить должное внимание проблемам женщин в Арктике. СДВГ считает необходимым осуществить в ближайшее время и на перспективу ряд новых мероприятий и подготовит соответствующие проектные предложения. (СДВГ приглашается уточнить и дополнить приведенную выше информацию)
План действий Арктического совета по устранению загрязнения Арктики (АКАП) АКАП был создан на основе выводов АМАП. Второе заседание Арктического совета на уровне министров в Барроу в 2000 г. приняло АМАП и установило, что этот план будет основой для развития и выполнения действий под эгидой Совета в отношении предотвращения загрязнения и оздоровления окружающей среды. Были выполнены следующие проекты, способствующие переходу региона к устойчивому развитию: Многосторонний кооперативный проект по исключению ПХБ из применения и управлению ПХБ-содержащими отходами в Российской Федерации; Снижение /Устранение выбросов диоксинов и фуранов в Российской Федерации и в первую очередь в Арктике и в северных областях, влияющих на Арктику; Разработка информационных материалов по загрязняющим веществам в Арктике для использования делегациями стран Арктического совета на других форумах; Экологически безопасное управление запасами устаревших пестицидов в Российской Федерации; Снижение выбросов ртути в атмосферу в арктических государствах; Выполнение экономически эффективных природоохранных систем управления производством более чистой продукции в Норильской горно-металлургической компании в городе Норильске, Российская Федерация. АКАП считает необходимым осуществить в ближайшее время и на перспективу ряд новых мероприятий и подготовит соответствующие проектные предложения. (АКАП приглашается уточнить и дополнить приведенную выше информацию)
Оценка воздействий изменения климата в Арктике (АСИА)
В рамках АСИА изучены возможные последствия изменения климата и повышения ультрафиолетовой радиации в Арктике для окружающей среды и ее живых ресурсов, здоровья человека и различных отраслей экономики. На основе умеренного сценария изменения климата рассмотрены экологические и социально-экономические последствия этого изменения на периоды до 2020, 2050 и 2080 годов. Подготовлены и представлены на министерскую сессию Арктического совета в 2004 г. результаты научных исследований (научный том) и политический документ с рекомендациями органам власти по мерам противодействия изменениям и адаптации к ним. АСИА считает необходимым осуществить в ближайшее время и на перспективу ряд новых мероприятий и подготовит соответствующие проектные предложения. (АСИА приглашается уточнить и дополнить приведенную выше информацию)
10. Таблица мероприятий на 2004 – 2006 гг. Плана действий Арктического совета по устойчивому развитию
|