Проект
Версия 10.03.2004

ПЛАН ДЕЙСТВИЙ АРКТИЧЕСКОГО СОВЕТА  ПО УСТОЙЧИВОМУ РАЗВИТИЮ

 
 

Настоящий План действий Арктического совета по устойчивому развитию (далее именуется – ПДУР)  подготовлен в соответствии с Инарской декларацией Арктического совета (2002 г.). ПДУР нацелен на реализацию положений Инарской декларации, Рамочного документа и Программы устойчивого развития, других решений Арктического совета и предусматривает их поэтапное практическое осуществление  с учетом решений Йоханнесбургского Всемирного саммита по устойчивому развитию 2002 года.
 

1. Введение: мандат на разработку

Арктический совет был учрежден в 1996 году в Оттаве (Канада) в качестве межправительственного форума высокого уровня арктических государств для содействия решению проблем Арктики, особенно в области устойчивого развития и защиты окружающей среды.

Совет предпринимал последовательные шаги, направленные на переход к устойчивому развитию в Арктическом регионе. Была провозглашена Программа устойчивого развития и определен круг ее ведения, образована Рабочая группа по устойчивому развитию (СДВГ), принят Рамочный документ по устойчивому развитию. Арктический совет осуществил и продолжает осуществлять значительное количество проектов и программ. Все они фактически являются элементами Программы устойчивого развития и обеспечивают реализацию Рамочного документа.

В результате осуществления этих шагов были созданы условия для перехода к новому этапу деятельности Арктического совета в области устойчивого развития. Была осознана необходимость предпринять всесторонние целенаправленные действия, охватывающие три главные составляющие устойчивого развития – его экономическое, социальное и экологическое измерения. На сессии Арктического совета в Инари (Финляндия, 9-10 октября 2002 г.) министры арктических государств подписали Инарскую декларацию, в которой содержится следующее обязательство:
«разработать план действий по устойчивому развитию для реализации Рамочного документа, принятого министрами в Барроу, приоритетов, определенных в Инарской декларации, новейших научных данных и решений Йоханнесбургского саммита по устойчивому развитию 2002 года с намерением принять этот план действий на следующем заседании Арктического совета на уровне министров».

На заседании Старших должностных лиц Арктического совета (СДЛ) в апреле 2003 г. в Рейкьявике (Исландия) было решено, что СДВГ будет ответственной перед Арктическим советом за разработку этого плана действий, а Россия будет страной-лидером по выполнению этой работы. Россия подготовила и представила концептуальный доклад о подготовке ПДУР, который был одобрен на заседаниях СДВГ и СДЛ в Свартсенги (Исландия) в октябре 2003 г.

Разработка такого комплексного документа возможна только при тесном взаимодействии всех стран-членов Арктического совета, его рабочих групп, постоянных участников и наблюдателей. Поэтому СДВГ пригласила их к участию в разработке ПДУР. Разработанный план является результатом  их совместных усилий и служит важным инструментом для координации действий всех стран и организаций, представленных в Арктическом совете, в интересах обеспечения перехода к устойчивому развитию в циркумполярном регионе.  При разработке ПДУР Российской Федерации оказывала содействие Целевая группа из представителей Канады, Финляндии, Исландии, России, США и Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока (РАЙПОН).

 ПДУР преследует следующие цели:
·    Выявить пробелы в деятельности Арктического совета по каждому измерению устойчивого развития.
·    Определить меры, которые должны быть предприняты Арктическим советом, чтобы устранить эти пробелы.
·    Предпринять целенаправленные действия Арктического совета, обеспечивающие поэтапное продвижение к устойчивому развитию в циркумполярном регионе при гармоничном сочетании всех измерений этого развития, принимая во внимание интересы и традиционные знания жителей Арктики, включая сообщества коренных народов.

Примечание. Эти цели сформулированы в Концептуальном докладе, одобренном в октябре 2003 г.
 
 

2. Особое значение устойчивого развития для Арктики

Необходимость перехода к устойчивому развитию и основные его принципы сформулированы на Конференции ООН по окружающей среде и развитию в 1992 г. в Рио-де-Жанейро, особенно в Декларации Рио и Повестке на XXI век. Для Арктики переход к модели устойчивого развития имеет особенно важное значение по следующим причинам:
·        Окружающая природная среда в этом регионе крайне уязвима, экосистемы малоустойчивы, легко нарушаются в результате антропогенного воздействия или глобального изменения климата.
·        В общей численности населения арктических районов повышена доля коренных народов, основой жизнедеятельности которых являются биологические ресурсы. Хозяйственный уклад, культура и здоровье этих народов подвергаются риску вследствие экономического освоения территорий их традиционного проживания.
·        В Арктике сосредоточены богатые природные ресурсы, которые  уже сейчас широко используются арктическими странами. По мере истощения запасов природных ресурсов в более южных районах интенсивность их освоения в Арктике будет нарастать. Применение неустойчивых моделей управления природными ресурсами приведет к повышению угроз для окружающей среды и местного населения.
·        Решение социальных и экономических проблем в Арктике усложнено вследствие удаленности арктических территорий от основных центров жизнедеятельности, низкой плотности населения, слабо развитой инфраструктуры, суровых природно-климатических условий, наличия вечной мерзлоты и необходимости компенсировать повышенные затраты на проживание и осуществление трудовой деятельности в этих суровых условиях.

Примечание. Эти причины взяты из Концептуального доклада и несколько уточнены.
 
 

3. Устойчивое развитие как основное направление деятельности Арктического совета.


В Оттавской декларации, принятой в 1996 году и учредившей Арктический совет, подчеркнута приверженность Арктического совета принципам устойчивого развития, включая экономическое и социальное развитие, улучшение условий для здоровья людей, роста их  культуры  и благосостояния. Эта декларация определила проблемы устойчивого развития и охраны окружающей среды в Арктике основными в деятельности Арктического совета.

Конференция ООН по окружающей среде и развитию, состоявшаяся в Рио-де-Жанейро в 1992 году, определила важнейшие принципы устойчивого развития, среди них следующие:

  • люди имеют право на здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с природой;
  • государства имеют суверенное право на использование своих природных ресурсов в соответствии с внутренней проводимой политикой, но без ущерба окружающей среде за пределами их границ;
  • право на развитие должно осуществляться таким образом, чтобы удовлетворять потребности нынешнего и будущих поколений;
  • для достижения устойчивого развития защита окружающей среды должна составлять неотъемлемую часть процесса развития и не может рассматриваться в отрыве от него;
  • мир, развитие и охрана окружающей среды взаимосвязаны и неразделимы.


Указанные принципы нашли отражение в документах и решениях Арктического совета, в том числе в «Круге ведения» Программы устойчивого развития и в Рамочном документе.

На министерском заседании Арктического совета в Икалуите (1998 г.) была провозглашена  Программа устойчивого развития, принят Круг её ведения и создана Рабочая группа по устойчивому развитию. В «Круге ведения» сформулирована цель Программы устойчивого развития – предлагать и отбирать мероприятия, которые должны предприниматься арктическими государствами для обеспечения устойчивого развития в Арктике, включая меры по охране и улучшению окружающей среды, развитию экономики и культуры, охране  здоровья коренного и другого населения Арктики, а также по улучшению экологических, экономических и социальных условий в арктических сообществах в целом.

          Следующим шагом стало принятие на министерской сессии  в Барроу (2000г.) Рамочного документа по устойчивому развитию. В нем определены основные принципы, которые следует учитывать при выборе проектов и  совместных мероприятий в области устойчивого развития в Арктике, а также названы направления деятельности, которым Арктический совет придает особое значение в настоящее время.и следующие приоритеты в области устойчивого развития в Арктике: проблемы здоровья и благосостояния населения Арктики, устойчивой экономической деятельности, образования и культурного наследия, детей и молодежи, управления природными, в том числе живыми, ресурсами, развития инфраструктуры.

После Барроу СДЛ тщательно проанализировали организацию всей деятельности Арктического совета и его структуру и подготовили документ, который был одобрен в Инарской декларации. В этом документе подчеркивается, что устойчивое развитие должно пронизывать всю деятельность Арктического совета, а не только СДВГ. При этом СДЛ несут ответственность за то, чтобы вся деятельность рабочих групп и других вспомогательных органов соответствовала общим принципам устойчивого развития и обеспечивала их реализацию (см. пункт 1.3.1 Доклада СДЛ министрам в Инари).

В Инарской декларации министры арктических государств приняли обязательство усилить циркумполярное взаимодействие по обеспечению устойчивого развития в Арктике как основы дальнейшего благополучия и процветания. Они приняли решение разработать ПДУР и представить его на утверждение 4-й министерской сессии Арктического совета. ПДУР должен обеспечить практическую реализацию Рамочного документа, Программы устойчивого развития Арктического совета, а также решений Всемирного саммита в Йоханнесбурге применительно к специфическим условиям Арктического региона.

Программа устойчивого развития и Рамочный документ реализуются в рамках деятельности рабочих групп Арктического совета, на национальном  уровне странами-членами Совета, постоянными участниками и наблюдателями.

Арктический совет реализует значительное количество программ и проектов. Большая их часть связана с экологическим измерением устойчивого развития. В этой области осуществляют свою деятельность   рабочие группы  АМАП, КАФФ, ПАМЕ, ЕППР, а также программы  АКАП и АСИА.

Под эгидой СДВГ выполняется ряд проектов в области экономического и социального измерений устойчивого развития. Однако работа в этой области пока не имеет такого комплексного характера, как по экологическому измерению.

Более подробная информация о деятельности рабочих групп представлена в разделе 8 ПДУР.
 
 

4. Приоритеты, определенные в Рамочном документе, Инарской декларации и плане реализации Всемирного саммита по устойчивому развитию 2002 г.


                При подготовке ПДУР базовыми документами являлись Рамочный документ по устойчивому развитию, Инарская декларация и решения Всемирного саммита по устойчивому развитию в Йоханнесбурге (в части, применимой к условиям в Арктике).

4.1. В Рамочном документе указывается, что в настоящее время Арктический совет  придает особую важность следующим направлениям деятельности :
-         Вопросы здоровья и благосостояния людей, проживающих в Арктике. Предотвращение и контроль заболеваний, а также долговременный мониторинг воздействия загрязнения и изменений климата на здоровье человека.
-         Устойчивая экономическая деятельности и возрастающее процветание населенных пунктов. Создание экономической базы, гарантирующей выживание арктических сообществ.
-         Образование и культурное наследие как фундаментальная предпосылка для устойчивого развития и развития потенциала.
-         Дети и молодежь (благосостояние и развитие потенциала).
-         Управление природными, в том числе живыми ресурсами на основе солидных научных и традиционных знаний.
-         Развитие инфраструктуры.

В соответствии с Рамочным документом при выборе проектов устойчивого развития и определении совместных мероприятий необходимо принимать во внимание следующие принципы:
-         Устойчивое развитие должно отвечать требованиям настоящего времени, не подвергать опасности возможность будущих поколений решать свои собственные проблемы. Экономика, социальное и культурное развитие являются, наряду с защитой окружающей среды, взаимозависимыми и взаимно усиливающими аспектами устойчивого развития.
-         Развитие потенциала является необходимым элементом достижения устойчивого развития.
-         Экономическая активность должна повышать    благополучие и человеческий потенциал при одновременной защите природного  капитала Арктики.
-         Экологические аспекты должны внедряться во все экономические мероприятия, которые могут иметь значительное воздействие на окружающую среду и здоровье человека в арктических государствах.
-         Устойчивое развитие должно базироваться на солидных научных данных и использовании традиционных знаний  коренных и местных жителей.
-         Необходимо разумно сохранять природные ресурсы и управлять ими.
-         Необходимо содействовать усилению инновационных и образовательных процессов в северных поселениях в интересах устойчивого развития.

В Рамочном документе также отмечается, что для успешной реализации Программы устойчивого развития необходима координация действий рабочих групп Арктического совета, что, несомненно, применимо и к ПДУР. Кроме того, в Рамочном документе указывается, что мероприятия и проекты, которые реализуются  в интересах арктических поселений и регионов, должны иметь высший приоритет в Арктическом совете.
 
 

4.2. В Инарской декларации подтверждена «приверженность правительств арктических государств и коренных народов совместным усилиям для содействия устойчивому развитию и защите окружающей среды в Арктическом регионе при повышенном внимании к изменению климата, неистощительному использованию ресурсов и человеческому потенциалу в Арктике».

          В Инарской декларации выделено несколько областей совместной деятельности в Арктическом регионе и отмечены соответствующие им проекты, программы и действия Арктического совета. В приводимой ниже таблице дается их наглядное представление:
 
 
Области деятельности Арктического совета Приоритетные проекты, программы и действия согласно Инарской декларации
1.Условия жизни человека в Арктике 1.1.   Доклад о развитии условий жизнедеятельности человека в Арктике (AHDR) как база знаний для Программы по устойчивому развитию.

1.2.   Разработка конкретных проектов в области экономического сотрудничества.

1.3.   Экологический и культурный туризм.

1.4.   Гендерные проблемы (равноправие женщин, недопущение насилия над женщиной)

1.5.   Охрана здоровья (влияние загрязнения на здоровье, инфекционные болезни, телемедицина, здоровый образ жизни)

1.6.   Развитие инфраструктуры, включая авиационный, морской и наземный транспорт,, телекоммуникации и воздействие изменения климата на инфраструктуру.

2. Действия против загрязнения 2.1. Выполнение рекомендаций АМАП «Загрязнение Арктики 2002».

2.2. Выполнение международных соглашений по борьбе со стойкими органическими загрязнителями (СОЗ) и тяжелыми металлами.

2.3. Мониторинг загрязнения окружающей среды.

2.4. Борьба с загрязнением ртутью.

2.5. Осуществление АКАП, включая приоритетные проекты по более чистому производству, контролю и ликвидации ПХБ, устаревших пестицидов и диоксинов/фуранов.

2.6. Реализация и развитие Региональной программы действий по защите арктической морской среды от деятельности на суше, выполнение национальных планов действий.

2.7. Поддержка российского НПД-Арктика.

2.8. Разработка Стратегического плана защиты арктической морской среды.

2.9. Сокращение выбросов радионуклидов предприятиями по переработке радиоактивных отходов (РАО) европейских стран.

2.10. Безопасность атомных энергетических установок и мест захоронения РАО.

 

3. Сохранение биологического разнообразия и неистощительное использование природных ресурсов 3.1. Выполнение рекомендаций отчета КАФФ «Арктическая флора и фауна. Состояние и сохранение» как стратегическое направление работы по сохранению биоразнообразия.

3.2. Сотрудничество циркумполярное и с неарктическими государствами.

3.3. Усиление мониторинга биоразнообразия с использованием традиционных знаний.

3.4. Выполнение рекомендаций, выработанных по проектам по северной границе лесов, устойчивому оленеводству, священным местам коренных народов.

3.5. Ответственное управление разработкой ресурсов нефти, газа, металлов и минералов, включая предотвращение чрезвычайных ситуаций и выполнение стратегических оценок экологических и других воздействий вследствие освоения природных ресурсов.

3.6. Учет влияния разработки и использования природных ресурсов на традиционные источники жизни коренных народов.

4. Изменение климата 4.1. Оценка воздействий изменения климата в Арктике.

4.2. Развитие потенциала для ослабления последствий изменения климата и адаптации к ним.

4.3. Предотвращение и реагирование на чрезвычайные ситуации, возникающие вследствие колебаний и изменения климата.

5. Арктический совет как партнер международного сотрудничества 5.1. Сотрудничество арктических государств на международных форумах по вопросам окружающей среды и устойчивого развития.

5.2. Взаимодействие с постоянными участниками при разработке региональной и глобальной политики Арктического совета.

5.3. Сотрудничество с Европейской комиссией.

5.4. Увеличение вклада наблюдателей в деятельность Арктического совета.

5.5. Реализация решений Всемирного саммита в Йоханнесбурге, относящихся к Арктике (искоренение бедности в общинах коренных народов; изменение климата; борьба с СОЗ и другими загрязнителями; океанические проблемы; неистощительное использование природных ресурсов; важная роль коренных народов в устойчивом развитии).

5.6. Выполнение Арктическим советом своей роли регионального партнера международного сотрудничества в Арктике в области защиты окружающей среды и устойчивого развития (Вариант: …и организатора решений арктических проблем – см. Доклад СДЛ министрам в Инари, пункт 2.1.1.).

6. Развитие потенциала 6.1. Необходимость учета развития потенциала в деятельности всех рабочих органов Арктического совета.

6.2. Использование информационных и коммуникационных технологий для развития потенциала.

6.3. Усиление поддержки Университета Арктики.

6.4. Комплексный экосистемный подход к управлению природными ресурсами (проект «ЭКОРА»).


 

          4.3. Всемирный саммит по устойчивому развитию в Йоханнесбурге (ВСУР) принял Политическую декларацию и План осуществления решений этого саммита (далее – План осуществления).

В Плане осуществления намечены приоритетные мероприятия в различных областях деятельности мирового сообщества, ориентировочно на предстоящее десятилетие. В нем приветствуются усилия и достигнутые результаты по содействию устойчивому развитию на региональных форумах, поддерживается дальнейшее развитие и реализация сотрудничества странами соответствующих регионов (пункт 72).

Деятельность Арктического совета дважды упоминается в Плане осуществления. В связи с проблемой изменения климата указывается: «Действия на всех уровнях необходимы для: … поддержки инициатив с целью оценки последствий изменения климата, таких как инициатива Арктического совета, включая экологические, экономические и социальные последствия для сообществ местных жителей и коренных народов» (пункт 38I).

 Кроме того, в пункте 80 Плана осуществления признается важный вклад Арктического совета в устойчивое развитие на региональном уровне.

Тем не менее, многие другие аспекты Плана осуществления имеют отношение к арктическому региону. В частности, кроме изменения климата, следующие темы ВСУР должны быть приняты во внимание в ПДУР:  искоренение бедности, изменение неустойчивых способов потребления и производства, неистощительное использование природных ресурсов, сохранение и управление природно-ресурсной базой экономического и социального развития, охрана здоровья, действия по сокращению СОЗ и других загрязнителей, океанические проблемы и важная роль коренных народов в устойчивом развитии (см. пункт 11 Инарской декларации и пункт 2.1.1.2 Доклада СДЛ Министрам в Инари).

Таким образом, суммируя приоритеты, определенные в Рамочном документе, Инарской декларации и Плане реализации Всемирного саммита в Йоханнесбурге, предлагаются следующие приоритеты для первого этапа реализации ПДУР:

В области экономического измерения устойчивого развития

·        Устойчивая экономическая деятельность и возрастающее процветание арктических поселений.
·        Устойчивое использование природных (в том числе, живых) ресурсов.
·        Развитие транспортной инфраструктуры (включая воздушный, морской и наземный транспорт), информационных технологий и средств связи.

В области социального измерения устойчивого развития

·        Охрана здоровья людей, проживающих и работающих в Арктике.
·        Образование и культурное наследие.
·        Благополучие и развитие потенциала детей и молодежи.
·        Равноправие женщин.
·        Повышение благосостояния, искоренение бедности людей, проживающих в Арктике.

В области экологического измерения устойчивого развития

·        Мониторинг и оценка состояния окружающей среды в Арктике.
·        Предотвращение и устранение загрязнения окружающей среды в Арктике.
·        Защита арктической морской среды.
·        Сохранение биоразнообразия в Арктике.
·        Оценка воздействий изменения климата в Арктике.
·        Предотвращение и устранение чрезвычайных экологических ситуаций в Арктике (в том числе, связанных с изменением климата).

На втором и последующих этапах реализации ПДУР страны-члены Арктического совета, рабочие группы и постоянные участники могут вносить предложения об уточнении приоритетов на рассмотрение СДЛ для последующего утверждения на заседании Арктического совета

В соответствии с Инарской декларацией Доклад о развитии условий жизнедеятельности человека в Арктике (AHDR) утвержден в качестве приоритетного проекта, результаты которого должны стать всесторонней базой знаний для Программы Арктического совета по устойчивому развитию. Поэтому выводы и рекомендации AHDR необходимо использованы в ПДУР во всех трех измерениях устойчивого развития (но в первую очередь в области социального измерения). Развитие потенциала в соответствии Рамочным документом и Инарской декларацией следует принимать во внимание в деятельности всех рабочих групп Арктического совета и его также необходимо учитывать в ПДУР во всех трех измерениях устойчивого развития.
 
 

5. Задачи ПДУР


Главной задачей ПДУР является обеспечение координированных действий всех стран-членов Арктического совета, его рабочих групп, постоянных участников и наблюдателей, привлечение общественных организаций, региональных и местных органов власти, а также частного сектора для решения проблем устойчивого развития в циркумполярном регионе в  соответствии  с принципами и приоритетами, изложенными в Рамочном документе, Инарской декларации, других решениях Арктического совета с учетом рекомендаций Всемирного саммита по устойчивому развитию применительно к специфическим условиям Арктического региона.

ПДУР является основным инструментом практической реализации провозглашенной Арктическим советом Программы устойчивого развития. Она  направлена на обеспечение гармоничного экономического, социального и культурного развития в регионе при сохранении окружающей природной среды в интересах нынешнего и будущего поколений.

Задачи в области экономического измерения устойчивого развития.

В этой области деятельность Арктического совета до последнего времени ограничивалась отдельными проектами в интересах коренных малочисленных народов, а также разработкой предложений для развития воздушного транспорта. Инарская декларация призвала арктические государства расширить экономическое сотрудничество и разработать для этого конкретные проекты, представляющие взаимный интерес. Учитывая приоритеты, указанные в разделе 4 ПДУР, на первом этапе его реализации необходимо:
·        Проанализировать, как выполняются рекомендации, разработанные в уже завершенных проектах Арктического совета, относящихся к экономическому измерению устойчивого развития.
·        Выявить пробелы, существующие в деятельности Арктического совета по приоритетным направлениям экономического измерения устойчивого развития, и подготовить рекомендации по устранению этих пробелов.
·        Подготовить для рассмотрения в РГУР и последующего представления СДЛ новые проектные предложения, проекты и другие мероприятия, в первую очередь, относящиеся к устойчивой экономической деятельности и процветанию арктических поселений, устойчивому использованию природных (в том числе, живых) ресурсов, развитию транспортной инфраструктуры (включая воздушный, морской и наземный транспорт), развитию информационных технологий и средств связи.
 
 

Задачи в области социального измерения устойчивого развития.

Основное внимание в этой области в последнее время уделялось реализации проектов, связанных с проблемами детей и молодежи, культурного и экологического туризма, условиями жизни и охраной здоровья коренных народов.  В Инарской декларации,  учитывающей результаты проведенного обследования жизненных условий в Арктике,  заявлено об обязательствах  арктических государств по улучшению условий жизни человека в Арктике, а также сформулированы новые направления деятельности Арктического совета в социально-культурной сфере (вопросы равноправия женщин,  продвижение более здорового образа жизни, развитие образования и обучения молодежи).  С учетом рекомендаций Всемирного саммита по устойчивому развитию в разделе 4 ПДУР к приоритетам деятельности Арктического совета также отнесена задача по повышению благосостояния и искоренению бедности людей.

Достижение указанных приоритетов в Арктическом регионе является сложной долгосрочной задачей. Целесообразность проведения многих мероприятий будет определяться по мере выявления пробелов и расширения базы знаний в этой области.  Важное значение в этой деятельности имеет  определение и принятие согласованных критериев устойчивого социального и культурного развития.

Учитывая указанные приоритеты в области социального и культурного развития на первом этапе реализации ПДУР необходимо:
·        Провести анализ выполнения рекомендаций, разработанных в уже завершенных проектах Арктического совета, относящихся к социальному и культурному измерению устойчивого развития.
·        Выявить пробелы в деятельности Арктического совета по приоритетным направлениям социального и культурного измерения устойчивого развития.
·        Подготовить для рассмотрения в РГУР и последующего представления СДЛ  новые проектные предложения, проекты и другие мероприятия, в первую очередь относящиеся к охране здоровья людей, образованию и культурному наследию, благополучию и развитию потенциала детей и молодежи, равноправию женщин, повышению благосостояния и искоренению бедности людей, проживающих и работающих в Арктике.

Большое значение в развитии сотрудничества в области социального и культурного развития имеет  достижение конкретных  результатов в интересах коренных и местных жителей Арктики, в том числе создание и развитие инфраструктуры социальной и культурной сферы.

Задачи в области экологического измерения устойчивого развития

Деятельность Арктического совета в этой области в предшествующие годы развивалась наиболее комплексно и плодотворно в соответствии с декларациями и другими решениями Совета. Стратегия защиты окружающей среды Арктики, принятая арктическими государствами в 1991 г., является основным политическим документом в этой области до настоящего времени. Созданные еще в рамках этой стратегии четыре рабочих группы, по существу, определяют главные направления деятельности Арктического совета в области экологического измерения устойчивого развития. Накопленные этими группами и образованной впоследствии программой АКАП знания и рекомендации по устранению экологических угроз в Арктике широко используются всеми арктическими государствами, а также при рассмотрении и принятии решений на международных форумах.  С учетом приоритетов, сформулированных в разделе 4 ПДУР и уточняемых самими рабочими группами, на первом этапе реализации ПДУР необходимо:

·        Проанализировать состояние выполнения рекомендаций, разработанных в уже выполненных проектах Арктического совета в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности в арктическом циркумполярном регионе.
·        Выявить пробелы в деятельности Арктического совета по приоритетным направлениям экологического измерения устойчивого развития с учетом новых научных знаний об изменении экологических условий в Арктике. Подготовить рекомендации по устранению этих пробелов.
·        Подготовить для рассмотрения в рабочих органах Арктического совета и последующего представления СДЛ новые проектные предложения, проекты и другие мероприятия, относящиеся к развитию деятельности по мониторингу и оценке состояния окружающей среды, предотвращению и устранению загрязнения окружающей среды, защите арктической морской среды, сохранению биологического разнообразия, оценке воздействий изменения климата, предотвращению и устранению чрезвычайных экологических ситуаций в Арктике (в том числе связанных с изменением климата).

В этой области особое значение имеет сочетание использования новых научных данных и традиционных знаний коренного и местного населения, а также тесное взаимодействие правительств арктических государств с региональными и местными органами власти, общественными организациями и частным сектором.

Примечание. Задачи ПДУР сформулированы с учетом положений Концептуального доклада (пункты 4 и 11), одобренного в октябре 2003 г.
 

6. Основные действия в области устойчивого развития на национальном уровне в арктических странах


В условиях глобализации перед Арктическим советом открываются новые возможности и возникают новые трудные задачи на пути достижения устойчивого развития в Арктике. Глобализация и взаимозависимость расширяют возможности для развития торговли, инвестиций и потоков капитала, а также для технического прогресса во всех сферах экономической деятельности. В Арктическом регионе объективные предпосылки для взаимовыгодного сотрудничества арктических государств весьма велики. В то же время все арктические государства сталкиваются с собственными проблемами, которые решаются на национальном уровне исходя из собственных приоритетов, наличия имеющихся  ресурсов, экономического и человеческого потенциала. Особенности национальных концепций и стратегий устойчивого развития арктических государств должны учитываться с тем, чтобы в ПДУР были включены действия, представляющие интерес для всех или хотя бы группы арктических государств.


Примечание. Краткое изложение стратегий арктических государств в области устойчивого развития будет помещено в текст ПДУР после получения этих материалов от всех арктических государств. Эти материалы не будут редактироваться.
 
 

7. Основные действия в области устойчивого развития в Арктике, предпринимаемые постоянными участниками в Арктическом совете.


Постоянными участниками Арктического совета являются Алеутская международная ассоциация, Арктический совет атабасков, Международный совет гвичинов, Инуиская циркумполярная конференция, Российская ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока и Совет саамов, которые принимают активное участие в работе и принятии решений по проблемам Арктики.

Примечание. Обобщенная информация о деятельности постоянных участников Арктического совета в области устойчивого развития в Арктике будет помещена после получения соответствующих материалов от всех постоянных участников. Обращаемся к Секретариату коренных народов с просьбой обобщить эту информацию и направить ее в Российскую Федерацию и Секретариат СДВГ.
 
 

8. Основные действия в области устойчивого развития в Арктике, предпринимаемые наблюдателями в Арктическом совете

Наблюдателями в Арктическом совете являются:
  • неарктические страны - Франция, Германия, Нидерланды, Польша и Великобритания;
  • международные организации - Конференция парламентариев арктического региона, Международная федерация обществ Красного креста и Красного полумесяца (IFRС), Международный союз защиты природы (IUСN), Северный совет министров (NСМ), Северный форум, Комиссия по морским животным Северной Атлантики (NАММСО), Экономическая комиссия ООН для Европы (UN-ЕСЕ), Программа ООН по  окружающей среде (UNЕР), Программа развития  ООН (UNDР), Международная рабочая группа по делам коренных народов (IWGIА); Консультативный комитет по защите морей (АСОРS), Ассоциация оленеводов мира, Циркумполярный союз охраны (ССU), Международный арктический научный комитет (IASSA), Международная арктическая ассоциация по общественным наукам (IASSA), Международный союз циркумполярного здоровья (IUCН), Всемирный фонд дикой природы (WWF) и Университет Арктики.
  • Северный Совет Министров


Стратегия «Устойчивое развитие – Новые направления для Северных стран» одобрена премьер-министрами Северных стран и Северным советом. Она вступила в силу с 1 января 2001 г. Стратегия содержит долгосрочные цели Северных стран по устойчивому развитию на период до 2020 г. наряду с задачами и инициативами на период 2001-2004 гг., выполнение которых необходимо для достижения долгосрочных целей по ряду отраслей экономики и областей деятельности. В настоящее время подготавливаются предложения по уточнению стратегии и конкретным задачам на период 2005-2008 гг.

Стратегия концентрирует внимание на внедрении принципов устойчивого развития и охраны окружающей среды прежде всего в шести важнейших отраслях экономики: энергетика, транспорт, сельское хозяйство, торговля и промышленность, рыбное хозяйство, лесное хозяйство.

Первоначально в стратегию включены пять наиболее важных межотраслевых проблем: изменение климата, биологическое разнообразие, морская среда, химическое загрязнение и продовольственная безопасность.

В стратегии предусмотрены вопросы организации ее выполнения, регионального и международного сотрудничества, определены индикаторы устойчивого развития.
 
 

Примечание. Обобщенная информация о деятельности в области устойчивого развития в Арктике других наблюдателей, представленных в Арктическом совете, будет помещена после получения информации от тех наблюдателей, которые пожелают принять участие в разработке и последующей реализации ПДУР.
 
 

9. Вклад Рабочих групп и других структур Арктического совета в составление ПДУР


Деятельность Арктического совета в области экологического измерения устойчивого развития осуществляется с помощью рабочих групп АМАП, КАФФ, ПАМЕ, ЕППР, а также программ АКАП и АСИА. Рабочая группа СДВГ призвана обеспечивать деятельность Арктического совета в области экономического и социального измерений устойчивого развития. СДВГ также координировала всю работу по подготовке Россией как страной-лидером ПДУР и была ответственной за представление ПДУР на министерскую сессию Арктического совета для утверждения. Разработка ПДУР осуществлялась под общим руководством и контролем Старших должностных лиц.

Рабочая группа по программе арктического мониторинга и оценки (АМАП)

Основной задачей АМАП является мониторинг, оценка и подготовка докладов о состоянии окружающей среды Арктики в отношении стойких органических загрязнителей (СОЗ), радионуклидов, тяжелых металлов, вызывающих закисление веществ, загрязнения нефтяными углеводородами, проблем изменения климата, уменьшения озонового слоя и повышения ультрафиолетовой радиации.

АМАП подготовил второй всеобъемлющий доклад с оценкой загрязнения Арктики «Загрязнение Арктики 2002», а также выпустил пять научных докладов: по СОЗ, радиоактивности, тяжелым металлам, здоровью человека и изменению путей распространения под названием «АМАП 2002- доклады с оценкой». Все доклады имеются на сайте АМАП:
HTTP://WWW.AMAP.NO , а научные доклады также на  CD-ROM.

На основе этих докладов предложены приоритетные меры по предотвращению загрязнения окружающей среды и уменьшению последствий загрязнения. Эти меры АМАП будет реализовывать на основе своего Стратегического плана. В частности, в 2006 г. АМАП   представит доклады по оценке кислотного загрязнения и загрязнения углеводородами в Арктике. Продолжится работа с Российской Ассоциацией коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока (RAIPON) и Правительством Российской Федерации по выполнению проекта «Стойкие токсичные вещества (PTS), безопасность продуктов питания и коренные народы Российского Севера». На станциях Амдерма и Певек в российской Арктике будет осуществляться долгосрочный мониторинг трансграничного  атмосферного переноса ртути и СОЗ на большие расстояния. К числу приоритетных мероприятий также относятся: изучение процессов  ремобилизации радионуклидов из донных осадков и их воздействия в Арктике; изучение воздействия изменений климата на пути распространения СОЗ, тяжелых металлов и радионуклидов, их накопление и воздействие на биоту; мониторинг воздействий на человека ртути, соответствующих СОЗ, включая диоксины и диоксино-подобные компоненты и другие вызывающие озабоченность химические вещества; ратификация и реализация Протоколов по Дальнему трансграничному переносу загрязняющих веществ по воздуху (LRTAR) Экономической комиссии ООН для Европы относительно тяжелых металлов и СОЗ, а также Стокгольмской конвенции по СОЗ.
АМАП считает необходимым осуществить в ближайшее время и на перспективу  ряд новых мероприятий и подготовит соответствующие проектные предложения.
(АМАП приглашается уточнить и дополнить приведенную выше информацию)
 
 

Рабочая группа по сохранению флоры и фауны (КАФФ)
 

КАФФ является основным форумом Арктического совета по биоразнообразию. Главные направления деятельности КАФФ включают: интеграцию и обмен информацией; мониторинг арктического биоразнообразия; сохранение видов; особо охраняемые районы; сохранение биоразнообразия за пределами особо охраняемых районов. Более подробную информацию можно найти на сайте КАФФ  HTTP://WWW.CAFF.IS.
С 1998 г. КАФФ в своей работе руководствуется Стратегическим планом сохранения биологического разнообразия в Арктике, который затем уточнялся указаниями АС. На основе доклада КАФФ «Арктическая флора и фауна: состояние и сохранение» были подготовлены рекомендации о деятельности Арктического совета в этой области на перспективу, одобренные на министерской сессии в Инари.

КАФФ считает необходимым осуществить в ближайшее время и на перспективу  ряд новых мероприятий и подготовит соответствующие проектные предложения.

(КАФФ приглашается уточнить и дополнить приведенную выше информацию)
 
 

Рабочая группа по предотвращению чрезвычайных ситуаций, готовности к ним и реагированию на них (ЕППР)

Целями рабочей группы ЕППР являются защита арктической окружающей среды от угроз или воздействия деятельности в Арктике, возникающих в результате случайных выбросов загрязняющих веществ, а также содействие устойчивому развитию в арктическом регионе.

Деятельность ЕППР осуществляется на основе своего Стратегического плана. До недавнего времени проекты, реализуемые ЕППР, были связаны, главным образом, с проблемами аварийного нефтяного загрязнения. В последний период ЕППР уделяет большое внимание также возможным чрезвычайным происшествиям, связанным радиоактивными и другими опасными материалами, и провела инвентаризацию произошедших ранее стихийных бедствий в Арктике. Кроме того, выполнены исследования по способам реагирования на нефтяные разливы во льдах, расширено региональное сотрудничество по борьбе с аварийными случаями трансграничного характера и по складированию аварийных нефтяных отходов. Более подробно с деятельностью ЕППР можно ознакомиться на сайте HTTP://EPPR.ARCTIC-COUNCIL.ORG.

ЕППР считает необходимым осуществить в ближайшее время и на перспективу  ряд новых мероприятий и подготовит соответствующие проектные предложения.

(ЕППР приглашается уточнить и дополнить приведенную выше информацию)
 
 

Рабочая группа по защите арктической морской среды (ПАМЕ)

Рабочая группа ПАМЕ занимается политикой и мерами реагирования, не имеющими чрезвычайного характера, относящимися к защите арктической морской среды от деятельности на суше и на море. Эти меры включают координированные действия, программы и руководящие документы, дополняющие существующие международные договоренности. Более полная информация может быть найдена на сайте ПАМЕ в Интернете по адресу HTTP://WWW.PAME.IS.

ПАМЕ реализует и развивает Региональную программу действий по защите арктической морской среды от деятельности на суше (РПД). Важными компонентами РПД являются Национальный план действий по защите морской среды от антропогенного загрязнения в арктическом регионе Российской Федерации (НПД-Арктика) и национальные планы действий, принятые Канадой и Исландией. При содействии ПАМЕ планируется проведение Партнерской конференции в России  для поддержки НПД-Арктика. Разработан и представлен на министерскую сессию Арктического совета в 2004 г. Стратегический план по защите арктической морской среды. Выполнен анализ международных соглашений, регулирующих морскую деятельность. Разработано и рекомендовано для использования руководство по экологическим аспектам работ на нефть и газ на арктическом шельфе. Подготовлены (Норвегией) рекомендации по решению проблемы отходов с морских судов и (Канадой) безопасной транспортировке нефти в арктических водах (?).

ПАМЕ считает необходимым осуществить в ближайшее время и на перспективу  ряд новых мероприятий и подготовит соответствующие проектные предложения.

(ПАМЕ приглашается уточнить и дополнить приведенную выше информацию)
 
 

Рабочая группа по устойчивому развитию (СДВГ)

СДВГ выполняет следующие основные задачи: содействует Старшим должностным лицам в разработке и реализации Программы Арктического совета по устойчивому развитию; отвечает за подготовку предложений Арктическому совету в области социального, экономического и культурного измерений устойчивого развития; совместно с другими рабочими группами Арктического совета содействует интеграции развития потенциала во всю деятельность Совета.

В Барроу министры одобрили и приняли подготовленный СДВГ Рамочный документ по устойчивому развитию, создающий основу для продолжения сотрудничества по устойчивому развитию в Арктике. С целью обеспечения эффективной реализации Рамочного документа и решений Всемирного саммита по устойчивому развитию в Йоханнесбурге под эгидой СДВГ разработан настоящий ПДУР, который представлен на министерскую сессию Арктического совета 2004 г. для одобрения. На эту же сессию представлен Доклад о развитии условий жизнедеятельности человека в Арктике, выводы и рекомендации которого будут использованы для уточнения ПДУР и подготовки второго этапа его реализации.

Приоритетными направлениями деятельности СДВГ являются здравоохранение, образование и обучение, дети и молодежь, а также другие социальные проблемы. По этим направлениям СДВГ выполнила ряд конкретных проектов. Проводятся работы в области развития и переработки продукции оленеводства и участия коренных народов Севера в управлении прибрежными морскими ресурсами. Арктический совет поставил перед СДВГ задачу активизировать свою деятельность в области устойчивого использования природных ресурсов и улучшения инфраструктуры, включая морской и воздушный транспорт, информационные технологии и средства связи, а также уделить должное внимание проблемам женщин в Арктике.

СДВГ считает необходимым осуществить в ближайшее время и на перспективу  ряд новых мероприятий и подготовит соответствующие проектные предложения.

(СДВГ приглашается уточнить и дополнить приведенную выше информацию)
 
 

План действий Арктического совета по устранению загрязнения Арктики (АКАП)

АКАП был создан на основе выводов АМАП. Второе заседание Арктического совета на уровне министров в Барроу в 2000 г. приняло АМАП и установило, что этот план будет основой для развития и выполнения действий под эгидой Совета в отношении предотвращения загрязнения и оздоровления окружающей среды.

Были выполнены следующие проекты, способствующие переходу региона к устойчивому развитию: Многосторонний кооперативный проект по исключению ПХБ из применения и управлению ПХБ-содержащими отходами в Российской Федерации; Снижение /Устранение выбросов диоксинов и фуранов в Российской Федерации и в первую очередь в Арктике и в северных областях, влияющих на Арктику; Разработка информационных материалов по загрязняющим веществам в Арктике для использования делегациями стран Арктического совета на других форумах; Экологически безопасное управление запасами устаревших пестицидов в Российской Федерации; Снижение выбросов ртути в атмосферу в арктических государствах; Выполнение экономически эффективных природоохранных систем управления производством более чистой продукции в Норильской горно-металлургической компании в городе Норильске, Российская Федерация.

АКАП считает необходимым осуществить в ближайшее время и на перспективу ряд новых мероприятий и подготовит соответствующие проектные предложения.

(АКАП приглашается уточнить и дополнить приведенную выше информацию)
 
 

Оценка воздействий изменения климата в Арктике (АСИА)
 

          В рамках АСИА изучены возможные последствия изменения климата и повышения ультрафиолетовой радиации в Арктике для окружающей среды и ее живых ресурсов, здоровья человека и различных отраслей экономики. На основе умеренного сценария изменения климата рассмотрены экологические и социально-экономические последствия этого изменения на периоды до 2020, 2050 и 2080 годов. Подготовлены и представлены на министерскую сессию Арктического совета в 2004 г. результаты научных исследований (научный том) и политический документ с рекомендациями органам власти по мерам противодействия изменениям и адаптации к ним.

АСИА считает необходимым осуществить в ближайшее время и на перспективу  ряд новых мероприятий и подготовит соответствующие проектные предложения.

(АСИА приглашается уточнить и дополнить приведенную выше информацию)
 
 

10. Таблица мероприятий на 2004 – 2006 гг. Плана действий Арктического совета по устойчивому развитию

 
 
Мероприятия 
Ожидаемый результат
Ведущая рабочая группа Арктического совета/страна-лидер
Участники

выполнения мероприятий*

Срок выпол-нения
Финансирование,  млн. долл. США**
Ориенти-ровочная стоимость проекта
Источники финанси-рования
1. ОБЩИЕ УСЛОВИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ В АРКТИКЕ
1.1. Выполненные и выполняемые мероприятия            
1.1.1. Доклад о развитии условий деятельности человека в Арктике Комплексная оценка условий  деятельности человека во всем циркумполярном регионе. Всесторонняя база знаний по устойчивому развитию СДВГ/Исландия Все арктические государства 2002-2004    
1.2. Новые мероприятия            
1.2.1.

 

           
*    Состав участников определяется по результатам консультаций стран-лидеров с членами Арктического совета, постоянными   участниками и наблюдателями

**   Ориентировочная стоимость и источники финансирования будут определены после определения состава участников и масштабов проектов

Примечание. Новые проекты, проектные предложения и другие мероприятия будут включаться в Таблицу действий в соответствии со стандартной процедурой, принятой в Арктическом совете.

2. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

2.1.  Приоритетное направление «Устойчивая экономическая деятельность и возрастающее процветание населенных пунктов»

2.1.1. Анализ состояния проблемы, определение пробелов и приоритетных задач  Обзор деятельности, оценка выполнения ранее сделанных рекомендаций, перечень приоритетных задач, предложения по развитию сотрудничества СДВГ/? Все арктические государства 2004-2005    
2.1.2 Выполненные и выполняемые мероприятия            
2.1.2.1. Устойчивое оленеводство Оценка состояния и рекомендации в области устойчивого развития оленеводства СДВГ/Норве-гия Финляндия, Швеция, Россия, США 2000-2002    
2.1.2.2. Оленеводство и дикие олени/карибу Улучшение базы данных, выявление пробелов и разработка рекомендаций по развитию оленеводства и охотничьих хозяйств СДВГ/Норве-гия ? 2003-2004    
2.1.2.3. Производство и переработка продук-ции в устойчивом оленеводстве Повышения качества продукции  оленеводства.  Обучение переработке мяса оленей  СДВГ/Финлян-дия/ Северный Форум ? 2002- ?     
2.1.2.4. Устойчивое развитие в районе северной границы распространения  лесов Социально-экономические последствия глобальных изменений и рекомендации по экосистемному управлению в регионе СДВГ/Финлян-дия ? 2000-2002    
2.1.3. Новые мероприятия            
2.1.3.1.            
2.2. Приоритетное направление «Устойчивое использование природных (в том числе, живых) ресурсов»

 

2.2.1. Анализ состояния проблемы, определение пробелов и приоритетных задач  Обзор деятельности, оценка выполнения ранее сделанных рекомендаций, перечень приоритетных задач, предложения по развитию сотрудничества СДВГ/? Все арктические государства 2004-2005    
2.2.2. Выполненные и выполняемые мероприятия            
2.2.2.1. Совместное управление морскими ресурсами в арктических районах Построение модели управления морскими ресурсами в прибрежных районах с участием представителей коренных народов СДВГ/Совет саамов/Норве-гия Канада, Дания/Грен-ландия, США 2002    
2.2.3. Новые мероприятия            
2.2.3.1.            
2.3. Приоритетное направление «Развитие транспортной инфраструктуры (включая воздушный, морской и наземный транспорт), информационных технологий и средств связи»

 

2.3.1. Анализ состояния проблемы, определение пробелов и приоритетных задач  Обзор деятельности, оценка выполнения ранее сделанных рекомендаций, перечень приоритетных задач, предложения по развитию сотрудничества СДВГ/? Все арктические государства 2004-2005    
2.3.2. Выполненные и выполняемые мероприятия            
2.3.2.1 Арктическая транспортировка и циркумполярная инфраструктура Разработка предложений по  развитию авиаперевозок, а также морского транспорта и телекоммуникаций в Арктике СДВГ/США/

Северный Форум
 
 

 

Канада, Россия, Финляндия, Великобритания 2000-2004
 
 
 
 

 

   
2.3.3. Новые мероприятия            
2.3.3.1.            
3. СОЦИАЛЬНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

3.1. Приоритетное направление «Охрана здоровья людей, проживающих и работающих в Арктике»

 

3.1.1. Анализ состояния проблемы, определение пробелов и приоритетных задач  Обзор деятельности, оценка выполнения ранее сделанных рекомендаций, перечень приоритетных задач, предложения по развитию сотрудничества СДВГ/? Все арктические государства 2004-2005    
3.1.2.  Выполненные и выполняемые мероприятия            
3.1.2.1. Международ-ное циркумполярное наблюдение: Предотвращение и контроль возникновения  инфекционных заболеваний в Арктике Наблюдения за инфекционными заболеваниями и туберкулезом СДВГ/США Все арктические страны 2000-?    
3.1.2.2. Телемедицина Развитие телемедицинской деятельности  СДВГ/США ? 2000-?    
3.1.3. Новые мероприятия            
3.1.3.1.            
3.2. Приоритетное направление «Образование и культурное наследие»

 

3.2.1. Анализ состояния проблемы, определение пробелов и приоритетных задач  Обзор деятельности, оценка выполнения ранее сделанных рекомендаций, перечень приоритетных задач, предложения по развитию сотрудничества СДВГ/? Все арктические государства 2004-2005    
3.2.2. Выполненные и выполняемые мероприятия            
3.2.2.1. Культурный и экологический  туризм. Устойчивая модель арктического регионального туризма Формирование устойчивой модели арктического регионального туризма. Создание учебного курса по устойчивому туризму. СДВГ/США/ Финляндия ? 1998 -?     
3.2.3. Новые мероприятия            
3.2.3.1.            
3.3. Приоритетное направление “Благополучие и развитие потенциала детей и молодежи»

 

3.3.1. Анализ состояния проблемы, определение пробелов и приоритетных задач Обзор деятельности, оценка выполнения ранее сделанных рекомендаций, перечень приоритетных задач, предложения по развитию сотрудничества СДВГ/? Все арктические государства 2004-2005    
3.3.2. Выполненные и выполняемые мероприятия            
3.3.2.1. Будущее детей и молодежи Арктики Программа по здравоохранению

Программа по формированию сетей

Программа по интернатуре

СДВГ/Канада ? 1998- 2004     
3.3.3. Новые мероприятия            
3.3.3.1.            
3.4. Приоритетное направление «Равноправие женщин»

 

3.4.1. Анализ состояния проблемы, определение пробелов и приоритетных задач  Обзор деятельности, оценка выполнения ранее сделанных рекомендаций, перечень приоритетных задач, предложения по развитию сотрудничества СДВГ/? Все арктические государства 2004-2005    
3.4.2. Выполненные и выполняемые мероприятия            
3.4.2.1.            
3.4.3. Новые мероприятия            
3.4.3.1.            
3.5. Приоритетное направление «Повышение благосостояния, искоренение бедности людей, проживающих в Арктике»

 

3.5.1. Анализ состояния проблемы, определение пробелов и приоритетных задач  Обзор деятельности, оценка выполнения ранее сделанных рекомендаций, перечень приоритетных задач, предложения по развитию сотрудничества СДВГ/? Все арктические государства 2004-2005    
3.5.2. Выполненные и выполняемые мероприятия            
3.5.2.1. Обзор жизненных условий в Арктике  Исследование жизненных условий  инуитов и саамов СДВГ/Дания/

Гренландия

Швеция, Норвегия, 

Россия, США, Канада, Финляндия

2000-2004    
3.5.3. Новые мероприятия            
3.5.3.1.            

4. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

4.1. Приоритетное направление «Мониторинг и оценка состояния окружающей среды в Арктике»

 

4.1.1. Анализ состояния проблемы, определение пробелов и приоритетных задач  Обзор деятельности, оценка выполнения ранее сделанных рекомендаций, перечень приоритетных задач, предложения по развитию сотрудничества АМАП/? Все арктические государства 2004-2005    
4.1.2. Выполненные и выполняемые мероприятия            
4.1.2.1. Доклады «Загрязнение Арктики 2002»  и «АМАП 2002- доклады с оценкой». 

Создание тематических центров данных. Информационные доклады о СОЗ, тяжелых металлах и радионуклидах. Проект по стойким токсическим веществам. 

Создание двух атмосферных станций в Амдерме и Певеке, Россия

1.      Анализ состояния загрязнения окружающей среды стойкими органическими загрязнителями, радионуклидами, тяжелыми металлами, нефтяного загрязнения. 

2.      Анализ изменения климата,  состояния озонового слоя, ультрафиолетовой радиации.

3.      Оценка влияния загрязнения на здоровье человека и биоту.

АМАП/?
 
 

(страны-лидеры должны быть указаны по каждому мероприятию)

? ?    
4.1.3. Новые мероприятия            
4.1.3.1.            
4.2. Приоритетное направление «Предотвращение и устранение загрязнения окружающей среды в  Арктике»

 

4.2.1. Анализ состояния проблемы, определение пробелов и приоритетных задач  Обзор деятельности, оценка выполнения ранее сделанных рекомендаций, перечень приоритетных задач, предложения по развитию сотрудничества АКАП/? Все арктические государства 2004-2005    
4.2.2. Выполненные и выполняемые мероприятия            
4.2.2.1. Исключение ПХБ из применения и управление ПХБ-содержащими отходами в Российской Федерации Оценка источников и разработка оздоровительных действий.

Обоснование возможности выполнения проектов.

Выполнение демонстрационных проектов

АКАП/Россия

  2000-2002

 

   
4.2.2.2. Снижение/ устранение выбросов диоксинов и фуранов в Российской Федерации и в первую очередь в Арктике и в северных областях, влияющих на Арктику Составление перечня источников загрязнения

Обоснование наилучших технологий

Выполнение демонстрационных проектов

АКАП/Россия

Швеция,

США, ЮНЕП

2000-2005    
4.2.2.3. Разработка информационных материалов по загрязняющим веществам в Арктике для использования делегациями стран Арктического совета на других форумах Информационные материалы

АКАП/?

? 2000-2001    
4.2.2.4. Экологически безопасное управление запасами устаревших пестицидов в Российской Федерации Инвентаризация запасов

Оценка и выбор технологий

Демонстрационный проект

 

АКАП/ Россия

? 2000-2004    
4.2.2.5. Снижение выбросов ртути в атмосферу в арктических государствах Определение источников загрязнение

Выбор опытного проекта

Реализация опытных проектов

АКАП/Дания

Все арктические страны 2002-2006    
4.2.2.6. Выполнение экономически эффективных природоохранных систем управления производством более чистой продукции в Норильской горно-металлургической компании в городе Норильске, Российская Федерация Предотвращение, сокращение загрязнения атмосферы и водных объектов

АКАП/Россия

Норвегия,

США

2002-2004    
4.2.3. Новые мероприятия            
4.2.3..1.  

 

       
4.3. Приоритетное направление «Защита арктической морской среды»

 

4.3.1. Анализ состояния проблемы, определение пробелов и приоритетных задач  Обзор деятельности, оценка выполнения ранее сделанных рекомендаций, перечень приоритетных задач, предложения по развитию сотрудничества ПАМЕ/? Все арктические государства 2004-2005    
4.3.2. Выполненные и выполняемые мероприятия            
4.3.2.1.  Региональная программа действий по защите  арктической морской среды от деятельности на суше и ее компоненты: российский НПД-Арктика, НПД Канады и Исландии Индивидуальные и совместные действия, которые приведут к предотвращению, снижению, контролю и ликвидации загрязнения морской среды

ПАМЕ/?

? 1998-?    
4.3.2.2. Руководство по нефти и газу на шельфе Предотвращение загрязнения морской среды при освоении месторождений нефти и газа на арктическом шельфе

ПАМЕ/ ?

? 1997-2002    
4.3.2.3. Защита морской среды при судоходной деятельности Предложения по решения проблемы отходов с морских судов. Оценка потенциальных рисков загрязнения

ПАМЕ/Норвегия

? 2002-2004    
4.3.3. Новые мероприятия            
4.3.3.1.  

 

       
 4.4.  Приоритетное направление «Сохранение биологического разнообразия в Арктике»

 

4.4.1. Анализ состояния проблемы, определение пробелов и приоритетных задач  Обзор деятельности, оценка выполнения ранее сделанных рекомендаций, перечень приоритетных задач, предложения по развитию сотрудничества КААФ/? Все арктические государства 2004-2005    
4.4.2. Выполненные и выполняемые мероприятия            
4.4.2.1.  Интеграция и обмен информацией: доклад «Арктическая флора и фауна: рекомендации по сохранению» Политические рекомендации арктическим министрам относительно необходимых действий для сохранения и  обеспечения устойчивого использования арктической флоры и фауны КААФ/? ? 2001    
4.4.2.2. Мониторинг биоразнообразия в Арктике Создание и функционирование сети экспертов для гармонизации циркумполярных наблюдений КААФ/Исландия ? ?    
4.4.2.3. Сохранение видов Реализация проектов по сохранению морских птиц и мигрирующих птиц КААФ/? ? ?    
4.4.2.4. Особо охраняемые территории Общеобразовательная брошюра. 

Доклад о детальном описании особо охраняемых территорий

Определение ценности сохранения священных мест коренных народов Севера

КААФ/ Дания ?    
4.4.2.5. Сохранение биоразнообразия за пределами особо охраняемых территорий   КААФ/? ? 2000-?

 

   
4.4.3. Новые мероприятия            
4.4.3.1.            
4.5. Приоритетное направление «Оценка воздействий изменения климата в Арктике»

 

4.5.1. Анализ состояния проблемы, определение пробелов и приоритетных задач  Обзор деятельности, оценка выполнения ранее сделанных рекомендаций, перечень приоритетных задач, предложения по развитию сотрудничества АСИА/? Все арктические государства 2004-2005    
4.5.2. Выполненные и выполняемые мероприятия            
4.5.2.1. Подготовка политического документа и научного отчета по оценке воздействий изменения климата в Арктике Оценка возможных в будущем воздействий на окружающую среду и её живые ресурсы, здоровье людей и различные отрасли хозяйства АСИА/США Все арктические государства 2002-2004     
4.5.3. Новые мероприятия            
4.5.3.1.            
4.6. Приоритетное направление «Предотвращение и устранение чрезвычайных экологических ситуаций в Арктике (в том числе, связанных с изменением климата)»

 

4.6.1. Анализ состояния проблемы, определение пробелов и приоритетных задач  Обзор деятельности, оценка выполнения ранее сделанных рекомендаций, перечень приоритетных задач, предложения по развитию сотрудничества ЕППР/? Все арктические государства 2004-2005    
4.6.2. Выполненные и выполняемые мероприятия            
4.6.2.1. Разработка циркумполярной карты возможных рисков нефтяных разливов в Арктике  Предотвращение чрезвычайных ситуаций ЕППР/? Норвегия, Россия, США 2000-2004    
4.6.2.2. Разработка программы по наилучшей практике по чрезвычайным ситуациям (предотвращение, готовность, реагирование) Меры при любом событии на ядерном объекте ЕППР/?        
4.6.3. Новые мероприятия            
4.6.3.1.            

 

Назад