Пояснительная записка
к проекту федерального закона «О территориях традиционного природопользования
коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской
Федерации»
Концепция и проект новой редакции федерального закона «О территориях традиционного
природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего
Востока Российской Федерации» (далее - законопроект) подготовлены в соответствии
с поручением Президента Российской Федерации от
6 июля 2002 г. № Пр-1180 и поручениями Правительства Российской Федерации
от 9 июля 2002 г. № МК-П11-10002, от 10 сентября
2002 г. № АГ-П9-13026, от 5 января 2003 г. № МК-П11-00069 и от 26
ноября 2003 г. № ВЯ-П11-14119.
Законопроект разработан на основе рекомендаций Комиссии по разграничению
предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской
Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации
и органами местного самоуправления при Президенте Российской Федерации.
Подготовка законопроекта осуществлена с учетом норм действующего законодательства
о гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации
и целевого природно-ресурсного законодательства Российской Федерации.
Проект федерального закона подготовлен с учетом решений, принятых на
совещании у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации
В.Б.Христенко 2 июня 2003 г. (протокол № ХВ-П11-21пр), замечаний и предложений
Главного государственно-правового управления при Президенте Российской
Федерации (ГГПУ), «Рекомендаций по подготовке и оформлению проектов федеральных
законов», «Рекомендаций по использованию единообразной терминологии при
разработке законопроектов федеральными органами исполнительной власти».
При подготовке законопроекта учтены изменения полномочий и функций органов
государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления
в соответствии изменениями и дополнениями, внесенными в Федеральным закон
«Об общих принципах организации законодательных (представительных)
и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»
от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ (в ред. от 4 июля 2003 г.
№ 95-ФЗ).
Положения законопроекта синхронизированы с изменениями в законодательстве
в связи с принятием Земельного кодекса Российской Федерации, внесенными
Правительством Российской Федерации в Государственную Думу Федерального
Собрания Российской Федерации (письмо от 19 января 2004 г.
№ 201п-П6). Эти изменения предусматривают исключение права лиц и объединений
малочисленных народов на безвозмездное владение землями различных
категорий и полномочий органов государственной власти субъектов Российской
Федерации и местного самоуправления по образованию территорий традиционного
природопользования.
Концепция законопроекта предусматривает:
-
изменение статуса территорий традиционного природопользования (далее -
ТТП);
-
установление в отношении ТТП особого режима природопользования и охраны
в форме ограничений экономической деятельности без изменения целевого назначения
земель;
-
исключения деления ТТП на территории федерального, регионального и местного
значения;
-
исключение полномочий органов государственной власти субъектов Российской
Федерации и органов местного самоуправления в части установления случаев
образования ТТП, их правового режима и границ;
-
образование ТТП федеральными законами.
Подготовка проекта федерального закона в новой редакции обоснована необходимостью:
-
разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной
власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов
Российской Федерации;
-
закрепления правовых оснований, правового содержания особого режима природопользования
и охраны и процедур образования ТТП;
-
использования дополнительного понятийного аппарата.
Основными целями настоящего закона являются:
-
обеспечение необходимого уровня государственных гарантий и создание условий
для ведения традиционного природопользования коренными малочисленными народами
Севера, Сибири и Дальнего Востока (далее – КМНС);
-
защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных
народов;
-
развитие самобытной культуры малочисленных народов Севера.
Для реализации этих целей в проекте федерального закона устанавливаются
общие принципы и процедуры:
образования, установления границ и упразднения территорий традиционного
природопользования;
осуществления хозяйственной и иной деятельности в границах таких территорий.
С учетом опыта правового регулирования хозяйственной деятельности
установление особого режима ТТП в форме исчерпывающего перечня ограничений
экономической деятельности обеспечивает ведение традиционного природопользования
и позволяет образовывать данные территории без изменения целевого назначения
земель. Такой подход позволяет обеспечить реализацию конституционных прав
КМНС и условия, необходимые для совместного и бесконфликтного ведения
традиционного природопользования и экономической деятельности.
Основанием для рассмотрения и принятия решения о начале процедуры подготовки
предложения об образовании территории традиционного природопользования
является обращение общин малочисленных народов Севера к субъектам права
законодательной инициативы.
Образование ТТП осуществляется федеральными законами.
Проекты федеральных законов об образовании ТТП, а также проекты федеральных
законов о внесении изменений и дополнений в федеральные законы о ТТП
вносятся в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации
с приложением обращения об образовании территории традиционного природопользования,
обосновывающих материалов и заключения Правительства Российской Федерации,
в соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации (за исключением
случаев внесения проектов указанных законов Правительством Российской Федерации).
Принятие законопроекта потребует внесения изменений и дополнений в
Земельный кодекс Российской Федерации (от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ),
ст.7, п.3 (в части исключения из него полномочий органов государственной
власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления
в сфере установления случаев образования территорий традиционного природопользования,
ст. 95, п.1 (с исключением земель ТТП из состава земель особо охраняемых
природных территорий), ст. 97 п.5 (определение полномочий Правительства
Российской Федерации в части установления границ, режима использования
и охраны ТТП). Предлагаемая редакция изменений и дополнений в
Земельный кодекс Российской Федерации прилагается.
При подготовке проекта федерального закона учтены предложения Ассоциации
коренных малочисленных народов (АКМНС) по правовому закреплению участия
малочисленных народов, их общин и уполномоченных представителей в процедурах
подготовки законодательных актов и обосновывающих материалов об образовании
ТТП, ведению реестра ТТП, обеспечению приоритета КМНС при предоставлении
в пользование оленьих пастбищ, природных ресурсов и объектов животного
мира, необходимых для осуществления традиционного природопользования.
Учет обычаев малочисленных народов Севера установлен в качестве обязательного
требования при подготовке предложений по образованию ТТП и определению
особенностей их режима.
При доработке законопроекта учтены замечания ГГПУ по использованию понятийного
аппарата, приведению норм законодательного регулирования в соответствие
с Конституцией Российской Федерации (ст. 69 и 72 часть «м») и федеральным
законодательством, гарантирующим права КМНС на осуществление традиционного
природопользования. В целях обеспечения необходимого уровня гарантий указанных
прав коренных народов в законопроекте установлены нормы, законодательно
закрепляющие компенсацию реального ущерба при предоставлении земельных
участков на ТТП и установлена прозрачная процедура образования этих территорий.
В проекте федерального закона использован понятийный аппарат и современные
методы правового регулирования, обеспечивающие необходимый уровень государственных
гарантий прав малочисленных народов в соответствии с Конституцией Российской
Федерации и федеральным законодательством.
К проекту федерального закона «О территориях традиционного природопользования
коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской
Федерации» прилагаются:
-
финансово-экономическое обоснование;
-
изменения и дополнения в Земельном кодексе Российской Федерации, которые
необходимо принять в связи с новой редакцией федерального закона;
-
перечень нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации,
предусмотренных законопроектом.
|