Пояснительная записка
к проекту федерального закона «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации»


                Концепция и проект новой редакции федерального закона «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» (далее - законопроект) подготовлены в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от      6 июля 2002 г. № Пр-1180 и поручениями Правительства Российской Федерации от     9 июля 2002 г. № МК-П11-10002, от 10 сентября 2002 г. № АГ-П9-13026, от 5  января 2003 г. № МК-П11-00069 и от 26 ноября 2003 г. № ВЯ-П11-14119.
                Законопроект разработан на основе рекомендаций Комиссии по разграничению предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при Президенте Российской Федерации.
                Подготовка законопроекта осуществлена с учетом норм действующего законодательства  о гарантиях прав коренных  малочисленных народов Российской Федерации и  целевого природно-ресурсного законодательства Российской Федерации.
Проект федерального закона подготовлен с учетом решений, принятых на совещании у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации  В.Б.Христенко 2 июня 2003 г. (протокол № ХВ-П11-21пр), замечаний и предложений Главного государственно-правового управления при Президенте Российской Федерации (ГГПУ), «Рекомендаций по подготовке и оформлению проектов федеральных законов», «Рекомендаций по использованию единообразной терминологии при разработке законопроектов федеральными органами исполнительной власти».
                При подготовке законопроекта учтены изменения полномочий и функций органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления в соответствии изменениями и дополнениями, внесенными в Федеральным закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных)  и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 г.  № 184-ФЗ (в ред. от 4 июля 2003 г.          № 95-ФЗ).
                Положения законопроекта синхронизированы с изменениями в законодательстве в связи с принятием Земельного кодекса Российской Федерации, внесенными Правительством  Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации (письмо от 19 января 2004 г.              № 201п-П6). Эти изменения предусматривают исключение права лиц и объединений малочисленных народов на  безвозмездное владение землями различных категорий и полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления по образованию территорий традиционного природопользования.
                Концепция законопроекта предусматривает:

  • изменение статуса территорий традиционного природопользования (далее - ТТП);
  • установление в отношении ТТП особого режима природопользования и охраны в форме ограничений экономической деятельности без изменения целевого назначения земель;
  • исключения деления ТТП на территории федерального, регионального и местного значения;
  • исключение полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в части установления случаев образования ТТП, их правового режима и границ;
  • образование ТТП федеральными законами.
                 Подготовка проекта федерального закона в новой редакции обоснована необходимостью:
  • разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • закрепления правовых оснований, правового содержания особого режима природопользования и охраны и процедур образования ТТП;
  • использования дополнительного понятийного аппарата.
                Основными целями настоящего закона являются:
  • обеспечение необходимого уровня государственных гарантий и создание условий для ведения традиционного природопользования коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока (далее – КМНС);
  • защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни  малочисленных народов;
  • развитие самобытной культуры малочисленных народов Севера.
                Для реализации этих целей в проекте федерального закона устанавливаются общие принципы и процедуры:
образования, установления границ и упразднения территорий традиционного природопользования;
осуществления хозяйственной и иной деятельности в границах таких территорий.
                 С учетом опыта правового регулирования хозяйственной деятельности   установление особого режима ТТП в форме исчерпывающего перечня ограничений экономической деятельности обеспечивает ведение традиционного природопользования и позволяет образовывать данные территории без изменения целевого назначения земель. Такой подход позволяет обеспечить реализацию конституционных прав  КМНС и условия,  необходимые для совместного и бесконфликтного ведения традиционного природопользования и  экономической деятельности.
                Основанием для рассмотрения и принятия решения о начале процедуры подготовки предложения об образовании территории традиционного природопользования является обращение общин малочисленных народов Севера к субъектам права законодательной инициативы.
                 Образование  ТТП осуществляется федеральными законами.
                Проекты федеральных законов об образовании ТТП, а также проекты федеральных законов о внесении изменений и дополнений в федеральные законы о ТТП  вносятся в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации с приложением обращения об образовании территории традиционного природопользования, обосновывающих материалов и заключения Правительства Российской Федерации, в соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации (за исключением случаев внесения проектов указанных законов Правительством Российской Федерации).
                 Принятие законопроекта потребует внесения изменений и дополнений в  Земельный кодекс Российской Федерации (от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ), ст.7, п.3 (в части исключения из него полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере установления случаев образования территорий традиционного природопользования, ст. 95, п.1 (с исключением земель ТТП из состава земель особо охраняемых природных территорий), ст. 97 п.5 (определение полномочий Правительства Российской Федерации в части установления границ, режима использования и охраны ТТП).  Предлагаемая редакция изменений и дополнений в  Земельный кодекс Российской Федерации прилагается.
                При подготовке проекта федерального закона учтены предложения Ассоциации коренных малочисленных народов (АКМНС) по правовому закреплению участия малочисленных народов, их общин и уполномоченных представителей в процедурах подготовки законодательных актов и обосновывающих материалов об образовании ТТП, ведению реестра ТТП, обеспечению приоритета КМНС при предоставлении в пользование оленьих пастбищ, природных ресурсов и объектов животного мира, необходимых для осуществления традиционного природопользования.  Учет обычаев малочисленных народов Севера установлен в качестве обязательного требования при подготовке предложений по образованию ТТП и  определению особенностей их режима.
                  При доработке законопроекта учтены замечания ГГПУ по использованию понятийного аппарата, приведению норм законодательного регулирования в соответствие с Конституцией Российской Федерации (ст. 69 и 72 часть «м») и федеральным законодательством, гарантирующим права КМНС на осуществление традиционного природопользования. В целях обеспечения необходимого уровня гарантий указанных прав коренных народов в законопроекте установлены нормы,  законодательно закрепляющие компенсацию реального ущерба при предоставлении земельных участков на ТТП и установлена прозрачная процедура образования этих территорий.
                В проекте федерального закона использован понятийный аппарат  и современные методы правового регулирования, обеспечивающие необходимый уровень государственных гарантий прав малочисленных народов в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством.
                К проекту федерального закона «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» прилагаются:
  • финансово-экономическое обоснование;
  • изменения и дополнения в Земельном кодексе Российской Федерации, которые необходимо принять в связи с новой редакцией федерального закона;
  • перечень нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, предусмотренных законопроектом.

 


 
Назад