Концепция
новой редакции Федерального Закона «О территориях традиционного природопользования
коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской
Федерации»
(с учетом предложений федеральных органов исполнительной власти
Российской Федерации и Института законодательства и сравнительного
правоведения при Правительстве Российской Федерации)
|
Используемые термины, понятия и сокращения:
(ТТП)
- территории традиционного природопользования коренных малочисленных
народов Севера, Сибири и Дальнего Востока – участки земель различных категорий,
с которыми непосредственно связаны природные ресурсы и отдельные природные
объекты, необходимые для ведения традиционных видов деятельности и сохранения
традиционного образа жизни в местах их традиционного проживания и хозяйственной
деятельности ;
(КМНС) - коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока
Российской Федерации.
1. Основная идея и предмет регулирования закона
Основная
идея разработки проекта федерального закона «О территориях традиционного
природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего
Востока Российской Федерации» в новой редакции состоит в закреплении в
соответствие с концепцией правовой реформы объема полномочий федеральных
органов государственной власти и органов государственной власти субъектов
Российской Федерации и органов местного самоуправления в процессе проектирования,
образования и упразднения (ликвидации) ТТП, определении порядка установления
особых условий хозяйственной и иной деятельности в границах ТТП, определении
принципов выделения природных ресурсов и обособленных природных объектов
на ТТП, необходимых для традиционного природопользования.
С учетом положений статей 69 и 72 Конституции Российской Федерации к сфере
ведения Российской Федерации предлагается отнести установление общих принципов
и условий ведения традиционного природопользования, порядка проектирования,
образования и установления границ ТТП, порядка определения особых условий
хозяйственной и иной деятельности (правового режима) в границах ТТП, общих
условий предоставления КМНС в границах ТТП земельных участков и необходимых
природных ресурсов в целях традиционного природопользования.
С учетом определения конкретных полномочий федеральных органов исполнительной
власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в
вопросах проектирования, образования и установления границ ТТП в предложенном
законопроекте предлагается исключить положения о делении ТТП на категории:
федерального, регионального и местного значения, и отнесению ТТП к особо
охраняемым природным территориям, установив в отношении ТТП особые условия
хозяйственной и иной деятельности и охраны природной среды, с учетом включения
в состав таких территорий различных категорий земель без изменения их целевого
назначения.
К
ведению Российской Федерации предлагается отнести:
-
установление правовых оснований использования и охраны природных
ресурсов, земельных участков и обособленных природных объектов на ТТП;
-
установление общих принципов, регламентирующих порядок и процедуры
образования и упразднения ТТП;
-
определение принципов выделения природных ресурсов и обособленных
природных объектов для целей традиционного природопользования;
-
определение порядка проектирования ТТП, ведения субъектами Российской
Федерации региональных реестров ТТП, порядка контроля за соблюдением КМНС
режима использования природными ресурсами, земельными участками и обособленными
природными объектами на ТТП (постановление Правительства Российской Федерации);
-
рассмотрение предложений субъектов Российской Федерации об образовании
ТТП;
-
принятие решений об образовании ТТП и их границах, определение режима
использования и охраны ТТП, порядка установления особых условий хозяйственной
и иной деятельности на ТТП (постановлениями Правительства Российской Федерации),
-
установление порядка осуществления и содержания контроля за соблюдением
хозяйствующими субъектами правового режима ТТП;
-
ведение мониторинга экономического и социального развития КМНС на
ТТП и контроль за соблюдением установленного режима ТТП.
К сфере ведения органов государственной власти субъектов Российской
Федерации предлагается отнести:
-
правовое регулирование отношений по вопросам традиционного природопользования
в рамках своих полномочий;
-
рассмотрение заявлений КМНС об образовании ТТП;
-
организация работы по проектированию и образованию ТТП в порядке,
установленном Правительством Российской Федерации;
-
обеспечение гарантий КМНС на участие в определении правового режима
ТТП;
-
разработка режима использования и охраны территорий традиционного
природопользования для конкретных ТТП с учетом условий ведения традиционного
природопользования КМНС в местах традиционного проживания, социально-экономического
развития региона и состояния природной среды;
-
внесение в Правительство Российской Федерации предложений об
образовании ТТП (проектной документации ТТП и заключений по проектам ТТП);
-
контроль за соблюдением правового режима ТТП и ведение реестра ТТП;
-
анализ экономического и социального развития КМНС на основе традиционного
природопользования и предоставление информации в федеральные органы исполнительной
власти.
Проект закона направлен на:
-
правовое закрепление общих принципов, порядка и процедур образования
ТТП для целей сохранения традиционного образа жизни КМНС и ведения
ими традиционных промыслов, а также порядка ликвидации (упразднения) таких
территорий;
-
закрепление единого порядка предоставления КМНС в местах их традиционного
проживания и хозяйственной деятельности земельных участков и природных
ресурсов для целей традиционного природопользования;
-
закрепление общих принципов и условий пользования КМНС земельными
участками и необходимыми для целей традиционного природопользования природными
ресурсами в границах ТТП;
-
закрепление порядка определения особых условий хозяйственной и иной
деятельности в границах ТТП;
-
регулирование отношений КМНС с другими пользователями природных ресурсов
на ТТП в процессе традиционного природопользования.
2. Место будущего закона в системе действующего законодательства.
Федеральный
закон «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных
народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» в новой
редакции устанавливает отношения, связанные с порядком создания и упразднения
ТТП, порядком установления в отношении ТТП условий хозяйственной и иной
деятельности (правового режима), а также разграничение сфер ведения связанных
с реализацией органами исполнительной власти различного уровня своих полномочий
по проектированию, образованию и упразднению ТТП и установлению правового
режима хозяйственной и иной деятельности. В настоящем федеральном законе
будут установлены правовые основания обеспечения гарантий КМНС на участие
в определении правового режима ТТП.
Вопросы, связанные с порядком предоставления, использования и охраны природных
ресурсов на ТТП будут регулироваться действующими нормативными правовыми
актами в сфере природоресурсного законодательства.
3. Определение в положениях закона правовых новелл и понятийного аппарата.
В представленном
законопроекте предлагается:
-
определить общие принципы и порядок образования (проектирования и
организации) территорий традиционного природопользования и их упразднения
(ликвидации) ;
-
изменить статус ТТП, путем изъятия из действующей редакции названного
федерального закона нормы о выделении территорий традиционного природопользования
федерального, регионального и местного значения, а также об отнесении ТТП
к особо охраняемым природным территориям;
-
определить категории земель в составе ТТП;
-
установить общий порядок установления правового режима ТТП,
определения особых условий хозяйственной и иной деятельности
на ТТП, особенностей охраны ТТП и традиционного природопользования;
-
закрепить безвозмездный доступ КМНС к природным ресурсам в
границах ТТП и условия использования природных ресурсов в целях традиционного
природопользования и ведения традиционных промыслов;
-
закрепить установление в границах ТТП постоянных публичных сервитутов
в целях обеспечения для КМНС безвозмездного пользования земельными
участками и природными ресурсами в целях традиционного природопользования
в границах ТТП;
-
определить условия изъятия земельных участков, природных ресурсов
и ответственность за нарушение правового режима, установленного для ТТП;
-
закрепить норму о запрете на перевод в частную собственность земельных
участков в границах ТТП, а также ранее выделенных для целей традиционного
природопользования земельных участков;
-
закрепить норму о необходимости перерегистрации ранее выделенных
в отдельных субъектах Российской Федерации для целей традиционного природопользования
родовых угодий, этно-экологических и иных образований в ТТП;
-
определить процедуру разработки и рассмотрение проектов ТТП.
Примечание:
В проекте федерального закона предлагается определить процедуру разработки
и рассмотрение проектов ТТП:
а) решение о разработке
проектов ТТП принимается на основании обращений лиц, относящимся к КМНС,
общин КМНС и их уполномоченных представителей органами исполнительной власти
субъектов РФ и органами местного самоуправления с учетом источников финансирования
проектных разработок;
б) проекты ТТП направляются
органами исполнительной власти субъектов РФ в уполномоченный федеральный
орган для рассмотрения и последующего внесения в установленном порядке
в Правительство Российской Федерации;
Из положений действующего федерального закона предлагается исключить
определения и понятия, допускающие возможность их неоднозначного толкования.
Использование в проекте закона уточненного и расширенного понятийного аппарата,
определение порядка установления правового режима ТТП, принципов и порядка
образования и упразднения ТТП и необходимые в связи с этим изменения
в структуре и содержании действующей редакции федерального закона являются
основанием для внесения проекта федерального закона в новой редакции.
4. Ожидаемые результаты и прогнозируемые последствия.
Внесение
дополнений и изменений в закон и осуществление процедур по организации
ТТП не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Предлагаемые изменения в федеральный закон позволят:
-
применить единую организационно-правовую форму ТТП в отношении родовых
угодий, родовых хозяйств, этно-экологических зон и других территорий для
традиционного природопользования КМНС в местах их проживания и хозяйственной
деятельности, установленных ранее в законодательстве и нормативной
базе субъектов Российской Федерации (ранее установленные организационно-правовые
формы подлежат перерегистрации в ТТП);
-
закрепить единый в Российской Федерации порядок предоставления в
местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности КМНС земельных
участков и природных ресурсов, необходимых для целей традиционного природопользования;
-
четко определить полномочия органов исполнительной власти различных
уровней в процессе в процессе создания ТТП и установления порядка доступа
КМНС к природным ресурсам в целях традиционного природопользования;
-
упорядочить регулирование отношений государства и КМНС в сфере традиционного
природопользования;
До перерегистрации
ранее выделенных территориальных образований КМНС и земельных участков
в территории традиционного природопользования в соответствии с настоящим
Федеральным законом на такие земельные участки сохраняются в полном объеме
права пожизненного наследуемого владения и постоянного безвозмездного пользования,
а также условия пользования природными ресурсами в целях традиционного
природопользования в соответствии с законодательством Российской
Федерации.
Законодательное
регулирование процесса образования ТТП в предложенном варианте позволит:
-
определить необходимый и достаточный объем ресурсов и состав земельных
участков для устойчивого развития КМНС на базе собственного потенциала;
-
предоставить в приоритетное пользование КМНС ресурсы традиционного
природопользования, земельные участки и обособленные природные объекты
на условиях безвозмездности, необходимости и достаточности;
-
оптимизировать их количество и площадь;
-
определить для конкретных ТТП формы традиционного природопользования
и иные формы использования природных ресурсов;
-
обеспечить устойчивыми источниками существования 120-130 тыс. чел.
коренных жителей, занятых в традиционных отраслях и промыслах;
-
упорядочить процесс выделения земельных участков и иных природных
ресурсов (за исключением ресурсов недр)
-
сократить расходы бюджетов всех уровней на администрирование по выделению
земельных участков и их ресурсов (за исключением ресурсов недр) для целей
ТТП.
Регулирование
порядка проектирования, организации и функционирования ТТП
нормативными актами Правительства Российской Федерации отвечает имеющейся
правовой практике в отношении особо охраняемых природных территорий и территорий
с особым режимом использования и охраны.
Принятие названного выше федерального закона в новой редакции потребует
внесения изменений и дополнений в отдельные действующие федеральные законодательные
акты:
- в Земельный кодекс Российской Федерации» (137-ФЗ от 25.10.01)
ст. 7, п.3 (в части исключения из него полномочий органов государственной
власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления
в сфере установления случаев образования ТТП) и ст. 95 (в части исключения
земель ТТП из состава земель особо охраняемых природных территорий), и
редакции ст.97, а также в соответствующие статьи проектов
федеральных законов «Об обороте земель…» и «О разграничении государственной
собственности на землю» в части исключения земельных участков ТТП из земельного
оборота( при необходимости);
- в Федеральный Закон «Об охране окружающей среды» (7-ФЗ от
10.01.2002), в части установления режима особой охраны ТТП (возможность
предусмотрена действующим законодательством), а также в случае необходимых
дополнений в Водный и Лесной Кодекс.
|