Концепция

новой редакции Федерального Закона «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации»

(с учетом предложений федеральных органов исполнительной власти Российской  Федерации и Института законодательства и сравнительного правоведения  при Правительстве Российской Федерации) 

 
 
 

Используемые термины, понятия и сокращения:

            (ТТП) - территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока – участки земель различных категорий, с которыми непосредственно связаны природные ресурсы и отдельные природные объекты, необходимые для ведения традиционных видов деятельности и сохранения традиционного образа жизни в местах их традиционного проживания и хозяйственной деятельности ;
            (КМНС) - коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
 

1. Основная идея и предмет регулирования закона

            Основная идея разработки проекта федерального закона «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» в новой редакции состоит в закреплении в соответствие с концепцией правовой реформы объема полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в процессе проектирования, образования и упразднения (ликвидации) ТТП, определении порядка установления особых условий хозяйственной и иной деятельности в границах ТТП, определении принципов выделения природных ресурсов и обособленных природных объектов на ТТП, необходимых для традиционного природопользования.
            С учетом положений статей 69 и 72 Конституции Российской Федерации к сфере ведения Российской Федерации предлагается отнести установление общих принципов и условий ведения традиционного природопользования, порядка проектирования, образования и установления границ ТТП, порядка определения особых условий хозяйственной и иной деятельности (правового режима) в границах ТТП, общих условий предоставления КМНС в границах ТТП земельных участков и необходимых природных ресурсов в целях традиционного природопользования.
            С учетом определения конкретных полномочий федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в вопросах проектирования, образования и установления границ ТТП в предложенном законопроекте предлагается исключить положения о делении ТТП на категории: федерального, регионального и местного значения, и отнесению ТТП к особо охраняемым природным территориям, установив в отношении ТТП особые условия хозяйственной и иной деятельности и охраны природной среды, с учетом включения в состав таких территорий различных категорий земель без изменения их целевого назначения.

            К ведению Российской Федерации предлагается отнести:

  •  установление правовых оснований использования и охраны природных ресурсов, земельных участков и обособленных природных объектов на ТТП;
  •  установление общих принципов, регламентирующих порядок и процедуры образования и упразднения ТТП;
  •  определение принципов выделения природных ресурсов и обособленных природных объектов для целей традиционного природопользования;
  •  определение порядка проектирования ТТП, ведения субъектами Российской Федерации региональных реестров ТТП, порядка контроля за соблюдением КМНС режима использования природными ресурсами, земельными участками и обособленными природными объектами на ТТП (постановление Правительства Российской Федерации);
  •  рассмотрение предложений субъектов Российской Федерации об образовании ТТП;
  •  принятие решений об образовании ТТП и их границах, определение режима использования и охраны ТТП, порядка установления особых условий хозяйственной и иной деятельности на ТТП (постановлениями Правительства Российской Федерации),
  •  установление порядка осуществления и содержания контроля за соблюдением хозяйствующими субъектами правового режима ТТП;
  •  ведение мониторинга экономического и социального развития КМНС на ТТП и контроль за соблюдением установленного режима ТТП.


            К сфере ведения органов государственной власти субъектов Российской Федерации предлагается отнести:

  •  правовое регулирование отношений по вопросам традиционного природопользования в рамках своих полномочий;
  •  рассмотрение заявлений КМНС об образовании ТТП;
  •  организация работы по проектированию и образованию ТТП в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
  •  обеспечение гарантий КМНС на участие в определении правового режима ТТП;
  •  разработка режима использования и охраны территорий традиционного природопользования для конкретных ТТП с учетом условий ведения традиционного природопользования КМНС в местах традиционного проживания, социально-экономического развития региона и состояния природной среды;
  •  внесение в Правительство Российской Федерации предложений  об образовании ТТП (проектной документации ТТП и заключений по проектам ТТП);
  •  контроль за соблюдением правового режима ТТП и ведение реестра ТТП;
  •  анализ экономического и социального развития КМНС на основе традиционного природопользования и предоставление информации в федеральные органы исполнительной власти.


            Проект закона направлен на:

  •  правовое закрепление общих принципов, порядка и процедур образования ТТП для целей  сохранения традиционного образа жизни КМНС и ведения ими традиционных промыслов, а также порядка ликвидации (упразднения) таких территорий;
  •  закрепление единого порядка предоставления КМНС в местах их традиционного проживания и хозяйственной деятельности земельных участков и природных ресурсов для целей традиционного природопользования;
  •  закрепление общих принципов и условий пользования КМНС земельными участками и необходимыми для целей традиционного природопользования природными ресурсами в границах ТТП;
  •  закрепление порядка определения особых условий хозяйственной и иной деятельности в границах ТТП;
  •  регулирование отношений КМНС с другими пользователями природных ресурсов на ТТП в процессе традиционного природопользования.

2. Место будущего закона в системе действующего законодательства.

            Федеральный закон «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» в новой редакции устанавливает отношения, связанные с порядком создания и упразднения ТТП, порядком установления в отношении ТТП условий хозяйственной и иной деятельности (правового режима), а также разграничение сфер ведения связанных с реализацией органами исполнительной власти различного уровня своих полномочий по проектированию, образованию и упразднению ТТП и установлению правового режима хозяйственной и иной деятельности. В настоящем федеральном законе будут установлены правовые основания обеспечения гарантий КМНС на участие в определении правового режима ТТП.
            Вопросы, связанные с порядком предоставления, использования и охраны природных ресурсов на ТТП будут регулироваться действующими нормативными правовыми актами  в сфере природоресурсного законодательства.
 

3. Определение в положениях закона правовых новелл и понятийного аппарата.

            В представленном законопроекте предлагается:
  •  определить общие принципы и порядок образования (проектирования и организации) территорий традиционного природопользования и их упразднения (ликвидации) ;
  •  изменить статус ТТП, путем изъятия из действующей редакции названного федерального закона нормы о выделении территорий традиционного природопользования  федерального, регионального и местного значения, а также об отнесении ТТП к особо охраняемым природным территориям;
  •  определить категории земель в составе ТТП;
  •  установить общий порядок установления  правового режима ТТП, определения особых условий  хозяйственной и иной  деятельности на ТТП, особенностей охраны ТТП и традиционного природопользования;
  •  закрепить безвозмездный  доступ КМНС к природным ресурсам в границах ТТП и условия использования природных ресурсов в целях традиционного природопользования и ведения традиционных промыслов;
  •  закрепить установление в границах ТТП постоянных публичных сервитутов в  целях обеспечения для КМНС безвозмездного пользования  земельными участками и природными ресурсами в целях традиционного природопользования в границах ТТП;
  •  определить условия изъятия земельных участков, природных ресурсов  и ответственность за нарушение правового режима, установленного для ТТП;
  •  закрепить норму о запрете на перевод в частную собственность земельных участков в границах ТТП, а также  ранее выделенных для целей традиционного природопользования земельных участков;
  •  закрепить норму о необходимости перерегистрации ранее выделенных в отдельных субъектах Российской Федерации для целей традиционного природопользования  родовых угодий, этно-экологических и иных образований в ТТП;
  •  определить процедуру разработки и рассмотрение проектов ТТП.
            Примечание: В проекте федерального закона предлагается определить процедуру разработки и рассмотрение проектов ТТП:
        а) решение о разработке проектов ТТП принимается на основании обращений лиц, относящимся к КМНС, общин КМНС и их уполномоченных представителей органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления с учетом источников финансирования проектных разработок;
        б) проекты ТТП направляются органами исполнительной власти субъектов РФ в уполномоченный федеральный орган для рассмотрения и последующего внесения в установленном порядке в Правительство Российской Федерации;
Из положений действующего федерального закона предлагается исключить определения и понятия, допускающие возможность их неоднозначного толкования.
            Использование в проекте закона уточненного и расширенного понятийного аппарата, определение порядка установления правового режима ТТП, принципов и порядка образования и упразднения ТТП и необходимые в связи с этим изменения  в структуре и содержании действующей редакции федерального закона являются основанием для внесения проекта федерального закона в новой редакции.
 
 

4. Ожидаемые результаты и прогнозируемые последствия.

            Внесение дополнений и изменений в закон и  осуществление процедур по организации ТТП не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
            Предлагаемые изменения в федеральный закон позволят:
  •  применить единую организационно-правовую форму ТТП в отношении родовых угодий, родовых хозяйств, этно-экологических зон и других территорий для традиционного природопользования КМНС в местах их проживания и хозяйственной деятельности,  установленных ранее в законодательстве и нормативной базе субъектов Российской Федерации (ранее установленные организационно-правовые формы подлежат перерегистрации в ТТП);
  •  закрепить единый в Российской Федерации порядок предоставления в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности КМНС земельных участков и природных ресурсов, необходимых для целей традиционного природопользования;
  •  четко определить полномочия органов исполнительной власти различных уровней в процессе в процессе создания ТТП и установления порядка доступа КМНС к природным ресурсам в целях традиционного природопользования;
  •  упорядочить регулирование отношений государства и КМНС в сфере традиционного природопользования;
            До перерегистрации ранее выделенных территориальных образований КМНС и земельных участков в территории традиционного природопользования в соответствии с настоящим Федеральным законом на такие земельные участки сохраняются в полном объеме права пожизненного наследуемого владения и постоянного безвозмездного пользования, а также условия пользования природными ресурсами в целях традиционного природопользования в соответствии с законодательством  Российской Федерации.

            Законодательное регулирование процесса образования ТТП в предложенном варианте позволит:

  •  определить необходимый и достаточный объем ресурсов и состав земельных участков для устойчивого развития КМНС на базе собственного потенциала;
  •  предоставить в приоритетное пользование КМНС ресурсы традиционного природопользования, земельные участки и обособленные природные объекты на условиях безвозмездности, необходимости и достаточности;
  •   оптимизировать их количество и площадь;
  •  определить для конкретных ТТП формы традиционного природопользования и иные формы использования природных ресурсов;
  •  обеспечить устойчивыми источниками существования 120-130 тыс. чел. коренных жителей, занятых в традиционных отраслях и промыслах;
  •  упорядочить процесс выделения земельных участков и иных природных ресурсов (за исключением ресурсов недр)
  •  сократить расходы бюджетов всех уровней на администрирование по выделению земельных участков и их ресурсов (за исключением ресурсов недр) для целей ТТП.
            Регулирование порядка проектирования,  организации и функционирования ТТП  нормативными актами Правительства Российской Федерации отвечает имеющейся правовой практике в отношении особо охраняемых природных территорий и территорий с особым режимом  использования и охраны.
            Принятие названного выше федерального закона в новой редакции потребует внесения изменений и дополнений в отдельные действующие федеральные законодательные акты:
- в Земельный кодекс Российской Федерации» (137-ФЗ от 25.10.01) ст. 7, п.3 (в части исключения из него полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере установления случаев образования ТТП) и ст. 95 (в части исключения земель ТТП из состава земель особо охраняемых природных территорий), и редакции ст.97,  а также в соответствующие  статьи проектов  федеральных законов «Об обороте земель…» и «О разграничении государственной собственности на землю» в части исключения земельных участков ТТП из земельного оборота( при необходимости);
- в Федеральный Закон «Об охране окружающей среды» (7-ФЗ от 10.01.2002),  в части установления режима особой охраны ТТП (возможность предусмотрена действующим законодательством), а также в случае необходимых  дополнений в Водный и Лесной Кодекс.
 
 

 

Назад