Проект
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов
Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации
Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы образования,
использования и охраны территорий традиционного природопользования коренных
малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации
для ведения ими на этих территориях традиционного природопользования и
традиционного образа жизни.
ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1.Основные понятия
Территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов
Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также иных этнических
общностей, чья жизнедеятельность неразрывно связана с таким традиционным
природопользованием (далее - территории традиционного природопользования)
– территории с особым режимом природопользования и охраны, обеспечивающим
ведение традиционного природопользования и традиционного образа жизни коренными
малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации,
а также представителями иных этнических общностей, чья жизнедеятельность
неразрывно связана с таким традиционным природопользованием и образом жизни
(далее – малочисленные народы Севера) в местах их проживания и хозяйственной
деятельности.
Традиционное природопользование малочисленных народов Севера (далее - традиционное
природопользование) – исторически сложившиеся способы освоения окружающей
природной среды, неразрывно связанные с территориями проживания и хозяйственной
деятельности малочисленных народов Севера и иные способы использования
растительного и животного мира, признанные таковыми федеральными законами.
Особый режим природопользования и охраны территорий традиционного природопользования
– законодательно установленные ограничения хозяйственной деятельности в
границах территорий традиционного природопользования, обеспечивающие ведение
традиционного природопользования, сохранение исконной природной среды обитания
и традиционного образа жизни малочисленных народов Севера.
Статья 2. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области образования,
установления границ и упразднения территорий традиционного природопользования.
Настоящий Федеральный закон устанавливает общие принципы:
-
образования, установления границ и упразднения территорий традиционного
природопользования;
-
осуществления хозяйственной и иной деятельности в границах таких территорий.
Статья 3. Цели настоящего Федерального закона
Целями настоящего Федерального закона являются:
-
обеспечение условий ведения традиционного природопользования малочисленными
народами Севера;
-
защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных
народов Севера;
-
сохранение и развитие самобытной культуры малочисленных народов Севера.
Глава II. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НА ТЕРРИТОРИЯХ ТРАДИЦИОННОГО
ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
Статья 4. Общие принципы правового регулирования на территориях
традиционного природопользования
1. Территории традиционного природопользования создаются в местах проживания
и хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера для ведения ими
традиционного природопользования и сохранения традиционного образа жизни.
Малочисленные народы Севера в границах созданных территорий традиционного
природопользования имеют приоритет перед иными лицами при предоставлении
в пользование оленьих пастбищ, природных ресурсов и объектов животного
мира, необходимых для осуществления традиционного природопользования.
2. Образование и упразднение территорий традиционного природопользования,
установление и изменение их режима и границ осуществляется федеральными
законами, вносимыми субъектами права законодательной инициативы при наличии
обязательного заключения Правительства Российской Федерации.
Границы территорий традиционного природопользования устанавливаются
с указанием географических координат.
Статья 5. Особый режим природопользования и охраны территорий традиционного
природопользования
1. Особый режим природопользования и охраны на территориях традиционного
природопользования устанавливается на всех категориях земель, за исключением
перечисленных в настоящей статье, без изменения их целевого назначения.
Особый режим природопользования и охраны территорий традиционного природопользования
не может устанавливаться на:
-
землях поселений;
-
землях промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения,
информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны,
безопасности и иного специального назначения;
-
землях сельскохозяйственного назначения, за исключением оленьих пастбищ,
на которых традиционное природопользование осуществляется в соответствии
с настоящим Федеральным законом, земельным и гражданским законодательством.
2. На землях особо охраняемых территорий и объектов, традиционное природопользование
осуществляется в соответствии с законодательством об особо охраняемых природных
территориях и земельным законодательством.
3. В границах территорий традиционного природопользования для целей законодательного
регулирования особого режима природопользования и охраны территорий традиционного
природопользования устанавливаются ограничения хозяйственной деятельности,
виды которой определяются в соответствии с общероссийским классификатором
видов экономической деятельности.
4. В границах территорий традиционного природопользования ведение традиционного
природопользования осуществляется на условиях безвозмездности в соответствии
с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми
актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Статья 6. Сохранение объектов культурного наследия на территориях
традиционного природопользования
1. В целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия
(памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на сопряженных
с ними территориях в соответствии с законодательством в области сохранения,
использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного
наследия народов Российской Федерации и земельным законодательством
устанавливаются зоны охраны, определяющие режим использования земель, запрещающий
или ограничивающий хозяйственную деятельность.
Научные или иные изыскания в отношении объектов культурного наследия
(памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в границах
территорий традиционного природопользования проводятся, если указанная
деятельность обеспечивает сохранность этих объектов и не нарушает особого
режима природопользования и охраны территории традиционного природопользования.
Статья 7. Предоставление земельных участков на территориях традиционного
природопользования
Предоставление земельных участков, находящихся в границах территорий традиционного
природопользования осуществляется в случаях и порядке, предусмотренных
земельным законодательством Российской Федерации. В этих случаях особый
режим природопользования и охраны устанавливается в отношении аналогичных
участков, необходимых для осуществления традиционного природопользования,
с включением их в границы территории традиционного природопользования и/или
компенсируется реальный ущерб, причиненный в результате такого предоставления
в порядке, установленном гражданским законодательством.
Статья 8. Реестр территорий традиционного природопользования
Территории традиционного природопользования, образованные в соответствии
с настоящим Федеральным законом, подлежат включению в реестр территорий
традиционного природопользования.
Ведение реестра территорий традиционного природопользования осуществляет
уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в порядке, установленном
Правительством Российской Федерации.
Статья 9. Рациональное природопользование и охрана окружающей среды
территорий традиционного природопользования
Контроль за соблюдением режима природопользования и охраны территорий традиционного
природопользования, прав на использование природных ресурсов, объектов
животного мира, предоставления лимитов и квот осуществляют уполномоченные
федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти
субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий.
Малочисленные народы Севера содействуют должностным лицам государственных
органов контроля (надзора) в осуществлении ими своих полномочий на территориях
традиционного природопользования.
Глава III. ОБРАЗОВАНИЕ И УПРАЗДНЕНИЕ ТЕРРИТОРИЙ ТРАДИЦИОННОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
Статья 10. Порядок образования территорий традиционного природопользования
1. Проекты федеральных законов об образовании территории традиционного
природопользования вносятся субъектом права законодательной инициативы
в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации (далее
- Государственная Дума) с приложением к ним :
-
обращения малочисленных народов Севера об образовании территории традиционного
природопользования;
-
обосновывающих материалов проекта федерального закона об образовании территории
традиционного природопользования;
-
оценки социально-экономических последствий образования территории традиционного
природопользования;
-
положительного заключения экспертиз, предусмотренных законодательством
Российской Федерации;
-
заключения Правительства Российской Федерации.
2. Проект федерального закона об образовании территорий традиционного природопользования
должен содержать:
-
описание границ территории традиционного природопользования;
-
описание объектов культурного наследия на территории традиционного природопользования
и их границ;
-
исчерпывающий перечень видов традиционного природопользования и условий
их осуществления на территории традиционного природопользования;
-
исчерпывающий перечень ограничений хозяйственной деятельности в границах
территории традиционного природопользования.
3. Подготовка проекта федерального закона об образовании территории традиционного
природопользования осуществляется при участии исполнительных органов государственной
власти субъектов Российской Федерации и уполномоченных представителей малочисленных
народов Севера с учетом:
-
соблюдения принципа необходимого и достаточного ресурсного обеспечения
традиционного природопользования и сохранения традиционного образа жизни;
-
возможности осуществления традиционного природопользования и других форм
хозяйственной деятельности;
-
обеспечения условий возобновления биологических ресурсов и сохранения природной
среды;
-
сохранения исторически сложившихся социальных и культурных связей малочисленных
народов Севера и иных этнических групп, ведущих традиционное природопользование
и традиционный образ жизни в местах их компактного проживания;
-
сохранения целостности объектов культурного наследия и обычаев коренных
малочисленных народов Севера.
Не допускается образование территорий традиционного природопользования
в случаях, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными
конституционными законами, федеральными законами.
4. Основанием для рассмотрения и принятия решения о начале процедуры подготовки
проекта закона об образовании территории традиционного природопользования
и обосновывающих его материалов является обращение малочисленных народов
Севера к субъекту права законодательной инициативы. Субъект права законодательной
инициативы в трехмесячный срок сообщает заявителям о порядке работы над
проектом федерального закона об образовании территории традиционного природопользования
или направляет мотивированный отказ.
5. Обращение малочисленных народов Севера об образовании территории традиционного
природопользования должно содержать:
-
сведения о заявителях;
-
сведения о территории, на которой предлагается осуществлять традиционное
природопользование;
-
перечень видов традиционного природопользования, районы, сроки и условия
его осуществления.
6. Обосновывающие материалы об образовании территории традиционного природопользования
должны содержать:
описание природных характеристик хозяйства и населения территории традиционного
природопользования и соответствующих карт и схем;
-
обоснование видов традиционного природопользования и условий их осуществления
на территории традиционного природопользования с приложением соответствующего
картографического описания;
-
обоснование ограничений хозяйственной деятельности, определяемых с учетом
особенностей традиционного природопользования, районов и условий его осуществления
с приложением соответствующих карт и схем;
-
картографическое описание границ территории традиционного природопользования
и их обоснование, согласованные с субъектом (субъектами) Российской
Федерации.
Статья 11. Порядок, основания упразднения и изменения особого
режима природопользования и охраны территорий традиционного природопользования
1. Территория традиционного природопользования может быть упразднена в
связи:
с прекращением традиционного природопользования малочисленными народами
Севера в границах территории традиционного природопользования;
с переводом земель, на которых образована территория традиционного
природопользования, в другие категории земель, указанных в пункте 1 статьи
5 настоящего Федерального закона.
2. Внесение субъектом права законодательной инициативы проекта федерального
закона об упразднении территории традиционного природопользования в Государственную
Думу осуществляется при наличии оценки последствий упразднения такой территории
и заключений экспертиз, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
3. При упразднении территории традиционного природопользования она подлежит
исключению из реестра территорий традиционного природопользования.
Глава IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 12. Переходные положения
Правовой статус ранее созданных территорий традиционного природопользования,
родовых угодий, родовых хозяйств, этноэкологических парков, зон и других
форм организации территорий традиционного природопользования малочисленных
народов Севера в течение пяти лет со дня вступления в силу настоящего Федерального
закона подлежит приведению в соответствие с нормами настоящего Федерального
закона. Ранее созданные в соответствии с федеральным законодательством
и законодательством субъектов Российской Федерации формы организации территорий
традиционного природопользования малочисленных народов Севера приобретают
статус территорий традиционного природопользования после проведения процедуры
их образования в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными принятыми
в соответствии с ним федеральными законами.
Статья 13. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с
настоящим Федеральным законом
Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона признать утратившим
силу Федеральный закон от 7 мая 2001 г. № 49-ФЗ «О территориях традиционного
природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего
Востока Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации,
2001, № 20, 1972).
Статья 14. Вступление в силу настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с момента его официального
опубликования.
2. Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правитель
ству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие
с настоящим Федеральным законом.
Президент
Российской Федерации
В. Путин
|