Проект



РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации


            Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы образования, использования и охраны территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для ведения ими на этих территориях традиционного природопользования и традиционного образа жизни.
 

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Статья 1.Основные понятия

                Территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также иных этнических общностей, чья жизнедеятельность неразрывно связана с таким традиционным природопользованием (далее - территории традиционного природопользования) – территории с особым режимом природопользования и охраны, обеспечивающим ведение традиционного природопользования и традиционного образа жизни коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также представителями иных этнических общностей, чья жизнедеятельность неразрывно связана с таким традиционным природопользованием и образом жизни (далее – малочисленные народы Севера) в местах их проживания и хозяйственной деятельности.
                Традиционное природопользование малочисленных народов Севера (далее - традиционное природопользование) – исторически сложившиеся способы освоения окружающей природной среды, неразрывно связанные с территориями проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера и иные способы использования растительного и животного мира, признанные таковыми федеральными законами.
Особый режим природопользования и охраны территорий традиционного природопользования – законодательно установленные ограничения хозяйственной деятельности в границах территорий традиционного природопользования, обеспечивающие ведение традиционного природопользования, сохранение исконной природной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных народов Севера.

Статья 2. Отношения,  регулируемые настоящим Федеральным законом

                Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области образования, установления границ и упразднения территорий традиционного природопользования.
                Настоящий Федеральный закон устанавливает общие принципы:

  • образования, установления границ и упразднения территорий традиционного природопользования;
  • осуществления хозяйственной и иной деятельности в границах таких территорий.


Статья 3. Цели настоящего Федерального закона

                Целями настоящего Федерального закона являются:

  • обеспечение условий ведения традиционного природопользования малочисленными народами Севера;
  • защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни  малочисленных народов Севера;
  • сохранение и развитие самобытной культуры малочисленных народов Севера.

 

Глава II. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НА ТЕРРИТОРИЯХ   ТРАДИЦИОННОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ


Статья 4.  Общие принципы правового регулирования на территориях традиционного природопользования

                1. Территории традиционного природопользования создаются в местах проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера для ведения ими традиционного природопользования и сохранения традиционного образа жизни. Малочисленные народы Севера в границах созданных территорий традиционного природопользования имеют приоритет перед иными лицами при предоставлении в пользование оленьих пастбищ, природных ресурсов и объектов животного мира, необходимых для осуществления традиционного природопользования.
                2. Образование и упразднение территорий традиционного природопользования, установление и изменение их режима и границ осуществляется федеральными законами, вносимыми субъектами права законодательной инициативы при наличии обязательного заключения Правительства Российской Федерации.
Границы территорий традиционного природопользования устанавливаются с указанием географических координат.
 
 

Статья 5. Особый режим природопользования и охраны территорий традиционного природопользования

                1. Особый режим природопользования и охраны на территориях традиционного природопользования устанавливается на всех категориях земель, за исключением перечисленных в настоящей статье, без изменения их целевого назначения.
Особый режим природопользования и охраны территорий традиционного природопользования не может устанавливаться на:

  • землях поселений;
  • землях промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и иного специального назначения;
  • землях сельскохозяйственного назначения, за исключением оленьих пастбищ, на которых традиционное природопользование осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, земельным и гражданским законодательством.
                2. На землях особо охраняемых территорий и объектов, традиционное природопользование осуществляется в соответствии с законодательством об особо охраняемых природных территориях и земельным законодательством.
                3. В границах территорий традиционного природопользования для целей законодательного регулирования особого режима природопользования и охраны территорий традиционного природопользования устанавливаются ограничения хозяйственной деятельности, виды которой определяются в соответствии с общероссийским классификатором видов экономической деятельности.
                4. В границах территорий традиционного природопользования ведение традиционного природопользования осуществляется на условиях безвозмездности в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Статья 6. Сохранение объектов культурного наследия на территориях традиционного природопользования

                1.  В целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на сопряженных с ними территориях  в соответствии с законодательством в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия народов Российской Федерации  и земельным законодательством устанавливаются зоны охраны, определяющие режим использования земель, запрещающий или ограничивающий хозяйственную деятельность.
                Научные или иные изыскания в отношении объектов  культурного наследия (памятников  истории и культуры) народов Российской Федерации в границах территорий традиционного природопользования проводятся, если указанная деятельность обеспечивает сохранность этих объектов и не нарушает особого режима природопользования и охраны территории традиционного природопользования.

Статья 7. Предоставление земельных участков на территориях традиционного природопользования

                Предоставление земельных участков, находящихся в границах территорий традиционного природопользования осуществляется в случаях и порядке, предусмотренных земельным законодательством Российской Федерации. В этих случаях особый режим природопользования и охраны устанавливается в отношении аналогичных участков, необходимых  для осуществления традиционного природопользования, с включением их в границы территории традиционного природопользования и/или компенсируется реальный ущерб,  причиненный в результате такого предоставления в порядке, установленном  гражданским законодательством.
 

Статья 8. Реестр территорий традиционного природопользования

                Территории традиционного природопользования, образованные в соответствии с настоящим Федеральным законом, подлежат включению в реестр территорий традиционного природопользования.
Ведение реестра территорий традиционного природопользования осуществляет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
 

Статья 9. Рациональное природопользование и охрана окружающей среды территорий традиционного природопользования

                Контроль за соблюдением режима природопользования и охраны территорий традиционного природопользования, прав на использование природных ресурсов, объектов животного мира, предоставления лимитов и квот осуществляют уполномоченные федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий.
                Малочисленные народы Севера содействуют должностным лицам государственных органов контроля (надзора) в осуществлении ими своих полномочий на территориях традиционного природопользования.
 

Глава III. ОБРАЗОВАНИЕ И УПРАЗДНЕНИЕ ТЕРРИТОРИЙ ТРАДИЦИОННОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ


Статья 10. Порядок образования территорий традиционного природопользования

                1. Проекты федеральных законов об образовании территории традиционного природопользования вносятся субъектом права законодательной инициативы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Государственная Дума) с приложением к ним :

  • обращения малочисленных народов Севера об образовании территории традиционного природопользования;
  • обосновывающих материалов проекта федерального закона об образовании территории традиционного природопользования;
  • оценки социально-экономических последствий образования территории традиционного природопользования;
  • положительного заключения экспертиз, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
  • заключения Правительства Российской Федерации.
                2. Проект федерального закона об образовании территорий традиционного природопользования должен содержать:
  • описание границ территории традиционного природопользования;
  • описание объектов культурного наследия на территории традиционного природопользования и их границ;
  • исчерпывающий перечень видов традиционного природопользования и условий их осуществления на территории традиционного природопользования;
  • исчерпывающий перечень ограничений хозяйственной деятельности в границах территории традиционного природопользования.
                3. Подготовка проекта федерального закона об образовании территории традиционного природопользования осуществляется при участии исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченных представителей малочисленных народов Севера с учетом:
  • соблюдения принципа необходимого и достаточного ресурсного обеспечения традиционного природопользования и сохранения традиционного образа жизни;
  • возможности осуществления традиционного природопользования и других форм хозяйственной деятельности;
  • обеспечения условий возобновления биологических ресурсов и сохранения природной среды;
  • сохранения исторически сложившихся социальных и культурных связей малочисленных народов Севера и иных этнических групп, ведущих традиционное природопользование и традиционный образ жизни в местах их компактного проживания;
  • сохранения целостности объектов культурного наследия и обычаев коренных малочисленных народов Севера.
                Не допускается образование территорий традиционного природопользования в случаях, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами.
                4. Основанием для рассмотрения и принятия решения о начале процедуры подготовки проекта закона об образовании территории традиционного природопользования и обосновывающих его материалов является обращение малочисленных народов Севера к субъекту права законодательной инициативы. Субъект права законодательной инициативы в трехмесячный срок сообщает заявителям о порядке работы над проектом федерального закона об образовании территории традиционного природопользования или направляет мотивированный отказ.
                5. Обращение малочисленных народов Севера об образовании территории традиционного природопользования должно содержать:
  • сведения о заявителях;
  • сведения о территории, на которой предлагается осуществлять традиционное природопользование;
  • перечень видов традиционного природопользования, районы, сроки и условия его осуществления.
                6. Обосновывающие материалы об образовании территории традиционного природопользования должны содержать:
описание природных характеристик хозяйства и населения территории традиционного природопользования и соответствующих карт и схем;
  • обоснование видов традиционного природопользования и условий их осуществления на территории традиционного природопользования с приложением соответствующего  картографического описания;
  • обоснование ограничений хозяйственной деятельности, определяемых с учетом особенностей традиционного природопользования, районов и условий его осуществления с приложением соответствующих карт и схем;
  • картографическое описание  границ территории традиционного природопользования и их обоснование,  согласованные с субъектом (субъектами) Российской Федерации.


Статья 11. Порядок, основания упразднения и изменения особого режима природопользования и охраны территорий традиционного природопользования

                1. Территория традиционного природопользования может быть упразднена в связи:
с прекращением традиционного природопользования малочисленными народами Севера в границах территории традиционного природопользования;
с переводом земель, на которых образована территория традиционного природопользования, в другие категории земель, указанных в пункте 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.
                2. Внесение субъектом права законодательной инициативы проекта федерального закона об упразднении территории традиционного природопользования в Государственную Думу осуществляется при наличии оценки последствий упразднения такой территории и заключений экспертиз, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
                3. При упразднении территории традиционного природопользования она подлежит исключению из реестра территорий традиционного природопользования.
 
 

Глава IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 
  Статья 12. Переходные положения

                Правовой статус ранее созданных территорий традиционного природопользования, родовых угодий, родовых хозяйств, этноэкологических парков, зон и других форм организации территорий традиционного природопользования малочисленных народов Севера в течение пяти лет со дня вступления в силу настоящего Федерального закона подлежит приведению в соответствие с нормами настоящего Федерального закона. Ранее созданные в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации формы организации территорий традиционного природопользования малочисленных народов Севера приобретают статус территорий традиционного природопользования после проведения процедуры их образования в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными принятыми в соответствии с ним федеральными законами.

Статья 13. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

                 Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона признать утратившим силу Федеральный закон от 7 мая 2001 г. № 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 20, 1972).
 

Статья 14. Вступление в силу настоящего Федерального закона

                1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с момента его официального опубликования.
                2. Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правитель       ству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

         Президент
Российской Федерации                В. Путин


 
Назад