ПРОГРАММА
социально-экономического развития
Российской Федерации
на среднесрочную перспективу
(2003-2005 годы)
3.5. Реформирование системы природопользования
и охраны окружающей среды
Одним из важнейших активов государства являются природные ресурсы которые
представляют собой не только основу для развития перерабатывающих производств,
но и гарантию нормальной жизнедеятельности будущих поколений.
На сегодняшний день природные ресурсы используются государством недостаточно
эффективно. Отсутствуют чёткие, прозрачные условия доступа природопользователей
к ресурсам. Государственные интересы как собственника зачастую не защищены
в полной мере, а пользователи природных ресурсов, в свою очередь, не мотивированы
к эффективному их использованию. При этом структура исчерпаемых природных
ресурсов имеет устойчивую тенденцию к ухудшению, что повышает требовательность
к рациональному природопользованию.
Для решения указанных проблем необходимо реализовать следующие меры:
-
обеспечение прозрачности в предоставлении прав пользования недрами на основе
состязательной процедуры;
-
предоставление гарантий стабильности режимов пользования недрами;
-
создание эффективной системы контроля над исполнением пользователями недр
своих обязательств;
-
формирование условий, обеспечивающих наиболее полное изьятие природных
ресурсов, вовлечение в оборот низкорентабельных ресурсов;
-
усиление роли государства в регулировании рационального пользования и устойчивого
воспроизводства природных ресурсов;
-
закрепление в федеральной собственности основных видов природных ресурсов,
четкое разграничение полномочий федерального центра и регионов по вопросам
распоряжения ресурсами;
-
внедрение гражданско-правовых начал в отношения между государством и недропользователем,
что позволит обеспечить стабильность режима пользования, прозрачность имущественных
отношений, определенность в процедурах решения споров;
-
безусловное применение состязательной процедуры предоставления прав пользования
на основе аукционов за исключением закрытого перечня принятия индивидуальных
решений по вопросам, связанным с интересами национальной безопасности;
-
реформирование системы технического регулирования (нормативы, стандарты)
природопользования в целях сокращения избыточного административного давления;
-
совершенствование системы государственного управления на принципах разделения
регулятивных, распорядительных и контрольных полномочий, обеспечения реализации
политики устойчивого воспроизводства стратегических видов природных ресурсов;
-
разработка новой системы классификации и государственного учета природных
ресурсов, синхронизированной с международными правилами.
-
четкое определение видов пользования недрами, в том числе, выделение в
необходимых случаях разведки в самостоятельный вид недропользования. Такой
шаг позволит избирательно вкладывать государственные средства в разработку
месторождений, которые будут компенсироваться поступлениями от последующих
торгов на право пользования.
В последние
десятилетия промышленно развитые страны активно использует экологию как
фактор экономического и социального развития. Внедрение экологически обоснованных
технологий в промышленности способствует повышению конкурентоспособности
национальной экономики, создавая дополнительное преимущество при выходе
на мировой рынок. Поддержание высоких стандартов экологической комфортности
среды обитания стало необходимым элементом социального стандарта.
С целью повышения эффективности управления охраной окружающей среды
необходимо реализовать следующие основные меры:
-
уточнение распределения правоустанавливающих и правоприменительных
функций государственных природоохранных органов, а также функций
по предоставлению государственных услуг;
-
модификация процедуры предоставления экологических "разрешений" на осуществление
хозяйственной деятельности на базе технологических нормативов, установленных
на федеральном уровне, введение добровольных деклараций как формы экологического
контроля в определение механизмов их исполнения;
-
формирование четких критериев определения регионов с напряженной (кризисной)
экологической ситуацией с целью оказания федеральной адресной поддержки;
-
определение мер стимулирования бизнеса при переходе на экологически
обоснованные технологии в форме соглашений об отложенном достижении
установленных нормативов;
-
формирование институциональной основы внедрения добровольных механизмов
и процедур, соответствующих лучшей международной практике, в том числе,
в виде добровольного подтверждения соответствия международным экологическим
стандартам, применения экологических маркировок продукции, добровольных
программ снижения ресурсоемкости, их стимулирования;
-
создание нормативной правовой и институциональной базы для применения международных
«экологических» финансовых механизмов, предусмотренных положениями
конвенций в области охраны окружающей среды.
|