ПРОГРАММА 
социально-экономического развития
Российской Федерации
на среднесрочную перспективу

(2003-2005 годы)

3.5. Реформирование системы природопользования 
и охраны окружающей среды


            Одним из важнейших активов государства являются природные ресурсы которые представляют собой не только основу для развития перерабатывающих производств, но и гарантию нормальной жизнедеятельности будущих поколений.
            На сегодняшний день природные ресурсы используются государством недостаточно эффективно. Отсутствуют чёткие, прозрачные условия доступа природопользователей к ресурсам. Государственные интересы как собственника зачастую не защищены в полной мере, а пользователи природных ресурсов, в свою очередь, не мотивированы к эффективному их использованию. При этом структура исчерпаемых природных ресурсов имеет устойчивую тенденцию к ухудшению, что повышает требовательность к рациональному природопользованию.
            Для решения указанных проблем необходимо  реализовать следующие меры:

  • обеспечение прозрачности в предоставлении прав пользования недрами на основе состязательной процедуры;
  • предоставление гарантий стабильности режимов пользования недрами;
  • создание эффективной системы контроля над исполнением пользователями недр своих обязательств;
  • формирование условий, обеспечивающих наиболее полное изьятие природных ресурсов, вовлечение в оборот низкорентабельных ресурсов;
  • усиление роли государства в регулировании рационального пользования и устойчивого воспроизводства природных ресурсов;
  • закрепление в федеральной собственности основных видов природных ресурсов, четкое разграничение полномочий федерального центра и регионов по вопросам распоряжения ресурсами;
  • внедрение гражданско-правовых начал в отношения между государством и недропользователем, что позволит обеспечить стабильность режима пользования, прозрачность имущественных отношений, определенность в процедурах решения споров;
  • безусловное применение состязательной процедуры предоставления прав пользования на основе аукционов за исключением закрытого перечня принятия индивидуальных решений по вопросам, связанным с интересами национальной безопасности;
  • реформирование системы технического регулирования (нормативы, стандарты) природопользования в целях сокращения избыточного административного давления;
  • совершенствование системы государственного управления на принципах разделения регулятивных, распорядительных и контрольных полномочий, обеспечения реализации политики устойчивого воспроизводства стратегических видов природных ресурсов;
  • разработка новой системы классификации и государственного учета природных ресурсов, синхронизированной с международными правилами.
  • четкое определение видов пользования недрами, в том числе, выделение в необходимых случаях разведки в самостоятельный вид недропользования. Такой шаг позволит избирательно вкладывать государственные средства в разработку месторождений, которые будут компенсироваться поступлениями от последующих торгов на право пользования.
            В последние десятилетия промышленно развитые страны активно использует экологию как фактор экономического и социального развития. Внедрение экологически обоснованных технологий  в промышленности способствует  повышению конкурентоспособности национальной экономики, создавая дополнительное преимущество при выходе на мировой рынок. Поддержание высоких стандартов экологической комфортности среды обитания стало необходимым элементом  социального стандарта.
            С целью повышения эффективности  управления охраной окружающей среды необходимо реализовать следующие основные меры:
  • уточнение распределения правоустанавливающих  и правоприменительных функций государственных природоохранных органов,  а также  функций по предоставлению государственных услуг;
  • модификация процедуры предоставления экологических "разрешений" на осуществление хозяйственной деятельности на базе технологических нормативов, установленных на федеральном уровне, введение добровольных деклараций как формы экологического контроля в определение механизмов их исполнения;
  • формирование четких критериев определения регионов с напряженной (кризисной) экологической ситуацией с целью оказания федеральной адресной поддержки;
  • определение  мер  стимулирования бизнеса при переходе на экологически обоснованные технологии в форме соглашений об отложенном  достижении установленных нормативов;
  • формирование институциональной основы внедрения добровольных механизмов и процедур, соответствующих лучшей международной практике, в том числе, в виде  добровольного подтверждения соответствия международным экологическим стандартам, применения экологических маркировок продукции, добровольных программ снижения ресурсоемкости,  их стимулирования;
  • создание нормативной правовой и институциональной базы для применения международных «экологических» финансовых механизмов,  предусмотренных положениями конвенций в области охраны окружающей среды.

 

 

Назад