Одобрены на заседании
Правительства
Российской Федерации
(протокол от 14 июня 2001 г.
№ 24, раздел III, п.1)
Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике
1. Общие положения
Настоящие
Основы представляют собой систему принципов и направлений деятельности
государства в Арктике на длительную перспективу в целях обеспечения национальной
безопасности Российской Федерации и устойчивого социально-экономического
развития районов арктической зоны.
Арктика - северная полярная область Земли, включающая Северный Ледовитый
океан и окружающие его окраины материков Евразия и Северная Америка. К
ней относятся территории, находящиеся в пределах средней многолетней изотермы
июля 10оС, где в условиях вечной мерзлоты существуют покровные
ледники или безлесная тундра, и акватории, на которых однолетний лед в
отдельные годы не вытаивает в весенне-летний период, превращаясь затем
в многолетний. В пределах Арктики расположены территории, континентальный
шельф и исключительные экономические зоны восьми арктических государств
- России, Канады, Соединенных Штатов Америки, Норвегии, Дании, Финляндии,
Швеции и Исландии.
Арктическая зона Российской Федерации определена решением Государственной
комиссии при Совете Министров СССР по делам Арктики от 22 апреля 1989 г.
В эту зону полностью или частично входят территории Республики Саха (Якутия),
Мурманской и Архангельской областей, Красноярского края, Ненецкого, Ямало-Ненецкого,
Таймырского (Долгано-Ненецкого) и Чукотского автономных округов, включая
земли и острова, указанные в Постановлении Президиума Центрального Исполнительного
Комитета СССР от 15 апреля 1926 г. «Об объявлении территорией СССР земель
и островов, расположенных в Северном Ледовитом океане», а также прилегающие
к северному побережью Российской Федерации внутренние морские воды, территориальное
море, исключительная экономическая зона и континентальный шельф, в пределах
которых Россия обладает суверенными правами и юрисдикцией в соответствии
с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года.
Выделение Арктики в самостоятельный объект государственной политики обусловлено
особыми национальными интересами России в этом регионе и его спецификой.
Особые национальные интересы России в Арктике охватывают прежде всего сферы
экономики, экологии, обороны, науки и геополитики.
Потребности экономики страны и истощение запасов природных ресурсов в освоенных
районах объективно предопределяют увеличение их добычи в арктической зоне
Российской Федерации. В этом регионе сосредоточены основные запасы ряда
важнейших полезных ископаемых, которые являются определяющими для развития
экономики России. Так, разведанные запасы газа промышленных категорий там
составляют 80 процентов общероссийских. В Арктике сосредоточено 90 процентов
извлекаемых ресурсов углеводородов всего континентального шельфа Российской
Федерации, в том числе 70 процентов - на шельфе Баренцева и
Карского морей. Прогнозируется наличие углеводородов и в глубоководной
части Северного Ледовитого океана в количестве 15 - 20 млрд.тонн условного
топлива.
В арктических районах сконцентрирована добыча природного газа, апатитового
концентрата, многих стратегически важных цветных и драгоценных металлов
(никель, медь, кобальт и другие).
Здесь производится продукция, обеспечивающая получение около 11 процентов
национального дохода России (при доле населения, равной 1 проценту) и составляющая
22 процента объема общероссийского экспорта.
Вопросы экологической безопасности Арктики приобретают особое значение
в связи с повышенной уязвимостью окружающей природной среды, интенсификацией
освоения природных ресурсов, переходом России к модели устойчивого развития
в интересах нынешнего и будущих поколений. Биологические ресурсы Арктики
служат основой жизнедеятельности коренных малочисленных народов Севера,
их хозяйственного уклада и культуры. Арктические острова и некоторые континентальные
районы располагают уникальными экосистемами, не имеющими аналогов в мире.
Там произрастают редкие растения и обитают животные, являющиеся частью
генофонда Земли. Поэтому Арктика играет большую роль в сохранении экологического
равновесия на планете.
Арктика имеет исключительно важное военно-стратегическое значение для решения
задач обороны страны. Здесь базируются силы Северного флота и находится
их операционная зона, сосредоточен ряд важнейших предприятий оборонной
промышленности. Государственная граница Российской Федерации на протяжении
почти 20 тыс.километров проходит по Северному Ледовитому океану, ее защита
и охрана сопряжены с особыми трудностями.
В Арктике все виды деятельности в наибольшей степени связаны с интересами
военной безопасности страны.
В России за прошедший период был создан уникальный научно-технический
потенциал, позволяющий успешно решать крупномасштабные хозяйственные и
оборонные задачи в Арктике. Россия заинтересована не только в сохранении
этого потенциала, но и в последовательном расширении фундаментальных и
прикладных научных исследований. Без надлежащего научного обеспечения дальнейшее
наращивание производительных сил в Арктике может обернуться невосполнимыми
потерями. Фундаментальные и прикладные научные исследования в регионе имеют
существенное значение для изучения глобальных процессов на Земле, а также
для рационального, экологически безопасного использования природных ресурсов
Арктики.
В силу особого географического положения, наличия больших запасов природных
ресурсов, оборонной, научной и экологической значимости Арктика является
местом пересечения интересов многих стран. Поэтому Россия заинтересована
в том, чтобы:
-
в регионе сохранялась обстановка мира и сотрудничества, а имеющиеся между
странами различия не приводили к напряженным отношениям и конфликтным ситуациям;
-
арктические страны, которые несут особую ответственность за сохранение
окружающей природной среды и устойчивое развитие Арктики, имели в регионе
преимущественные права в этих областях по сравнению с неарктическими странами;
-
были сохранены и упрочены ее лидирующие позиции в изучении, освоении Арктики
и других видах деятельности.
Необходимость
особой государственной политики Российской Федерации в Арктике вызывается
также созданием в сентябре 1996 г. межправительственной организации по
сотрудничеству в этом регионе - Арктического совета, призванного осуществлять
согласованную политику арктических стран в области охраны окружающей природной
среды и устойчивого развития региона.
Арктике присущи следующие специфические черты, отличающие ее от других
районов Севера Российской Федерации:
-
экстремальные для проживания человека природно-климатические условия (низкие
в течение всего года температуры, продолжительная полярная ночь и продолжительный
полярный день, ледяной покров морей и устьев рек в течение более полугода,
частые магнитные бури, утончающийся озоновый слой, сильные ветры и метели,
плотные туманы, однообразие ландшафтов арктических пустынь и тундры, многолетняя
мерзлота) оказывают отрицательное воздействие на здоровье людей;
-
условия хозяйствования и жизнеобеспечения почти полностью зависят от поставок
топлива, продовольствия и других товаров по сложным транспортным схемам,
с использованием воздушного и водного путей, в том числе Северного морского
пути и малых рек;
-
окружающая природная среда крайне уязвима, экосистемы малоустойчивы, легко
нарушаются в результате антропогенного воздействия и практически не восстанавливаются;
-
доля коренных малочисленных народов Севера в общей численности населения
арктических районов значительно выше по сравнению с аналогичными показателями
других районов страны;
-
хозяйственная деятельность и жизнеобеспечение населения требуют повышенных
затрат, вследствие чего хозяйство плохо приспособлено к функционированию
в рыночных условиях;
-
наиболее остро проявляются проблемы (экономические, экологические и другие),
связанные с проведением государственных реформ, а также проблемы, представляющие
угрозу национальной безопасности Российской Федерации.
Островная
часть арктической зоны Российской Федерации имеет особое для страны значение
из-за расположения на островах оборонных объектов отдельных видов Вооруженных
Сил Российской Федерации, пограничных застав, полярных гидрометеорологических
станций и постов, научных станций, геолого-разведочных экспедиций, заповедников,
исторических памятников и памятников культуры.
Государственная политика в области экономики и экологии российской части
Арктики должна проводиться в соответствии с Федеральным законом «Об основах
государственного регулирования социально-экономического развития Севера
Российской Федерации». Вместе с тем, принимая во внимание особые интересы
России в Арктике и специфику этого региона, необходимо предусмотреть более
жесткое государственное регулирование и приоритетное решение имеющихся
здесь проблем. Кроме того, следует учитывать обязательства Российской Федерации
по международным договорам, связанным с Арктикой.
Основные направления государственной политики Российской Федерации в Арктике
охватывают экономику, экологию, науку, военную безопасность и международное
сотрудничество.
2. Экономическая политика
Главной задачей экономической политики в Арктике является создание благоприятных
условий для жизнедеятельности населения и развития производства с учетом
долгосрочных планов развития экономики страны.
Ближайшая задача - рационализировать объем добычи природных ресурсов
и обеспечить эффективное функционирование ресурсодобывающих предприятий,
прежде всего топливно-энергетического, горно-промышленного и рыбохозяйственного
комплексов.
Совершенствование структуры производства в Арктике должно осуществляться
в соответствии с потребностями экономики страны в целом и природно-климатическими
условиями каждого конкретного района при государственной поддержке в первую
очередь хозяйствующих субъектов, деятельность которых связана с обеспечением
государственных нужд. Отрасли традиционной хозяйственной деятельности следует
ориентировать на жизнеобеспечение и полную занятость коренных малочисленных
народов Севера.
Развитие производительных сил должно сопровождаться совершенствованием
методов освоения и рационального использования природных ресурсов. Природно-ресурсный
потенциал необходимо поддерживать с учетом удовлетворения потребностей
будущих поколений и изменений конъюнктуры рынков сырьевых товаров.
Очередность и целесообразность освоения месторождений полезных ископаемых
должны определяться на основе их количественных и качественных характеристик
и комплексной оценки экономических, социальных, экологических и оборонных
факторов.
Надежное функционирование хозяйственного комплекса региона обеспечивается
развитием транспорта, связи, энергетики, строительства. Особое место отводится
поддержанию и укреплению Северного морского пути, являющегося главной арктической
транспортной магистралью, соединяющей транспортные подсистемы Европейского,
Сибирского и Дальневосточного Севера. Предусматривается совершенствование
организационной структуры управления и транспортно-технологической системы
Северного морского пути, включая развитие морского и смежных видов транспорта,
авиационного и навигационно-гидрографического обеспечения, а также гидрометеорологического
обеспечения судоходства и других видов деятельности в Арктике.
Особенности механизма государственного воздействия на экономические процессы
в Арктике заключаются в следующем:
-
обеспечение развития отдельных отраслей и территорий в части, касающейся
создания объектов производственной инфраструктуры, транспорта, связи, жилищно-коммунального
хозяйства и комплексного изучения природных ресурсов;
-
создание благоприятных условий для российских и иностранных инвесторов,
направляющих средства в первую очередь на развитие инфраструктуры отрасли,
на решение социальных проблем и осуществление мероприятий по изучению и
защите окружающей природной среды, предусмотренных разделами 3 и 4 настоящих
Основ;
-
ограничение хозяйственной деятельности на экологически неблагополучных
территориях;
-
осуществление государственного контроля над ценами и тарифами на услуги
естественных монополий, а также применение гибкой системы тарифов на перевозки
грузов по Северному морскому пути;
-
осуществление государственной финансовой поддержки завоза топливно-энергетических
ресурсов, продовольствия и непродовольственных товаров первой необходимости
в районы с ограниченными сроками завоза грузов (продукции), а также использование
нетрадиционных возобновляемых источников энергии и местных видов топлива;
-
развитие на новой технической и технологической основе существующих полярных
гидрометеорологических и научных станций в целях развития системы гидрометеорологического
обеспечения плавания по Северному морскому пути и обеспечения полетов авиации;
-
оказание в приоритетном порядке прямой государственной финансовой поддержки
социально-экономического развития особо кризисных арктических районов наряду
со стимулированием развития местного экономического потенциала;
-
углубление взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам развития
арктических территорий с учетом их общегосударственного значения.
Инвестиционную
политику в отношении освоения природных ресурсов Арктики с привлечением
различных источников финансирования необходимо осуществлять при регулирующей
роли государства. Должны постепенно ликвидироваться экономически неэффективные
производства, кроме традиционных отраслей хозяйствования коренных малочисленных
народов Севера.
3. Экологическая политика
Основной задачей экологической политики в Арктике является обеспечение
экологической безопасности региона путем совершенствования государственного
регулирования природопользования и осуществления мер в области охраны окружающей
природной среды. Решение этой задачи должно осуществляться по следующим
основным направлениям:
-
совершенствование нормативно-правовой базы в области охраны окружающей
природной среды, в первую очередь путем установления более жестких экологических
требований к хозяйственной деятельности с учетом специфики арктических
экосистем;
-
развитие финансово-экономического механизма, обеспечивающего рациональное
природопользование и охрану окружающей природной среды в Арктике;
-
совершенствование деятельности природоохранных органов в арктических районах
и обеспечение межведомственной координации и эффективного взаимодействия
федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области
охраны окружающей природной среды;
-
проведение государственной экологической экспертизы проектов хозяйственной
и иной деятельности, оказывающей отрицательное воздействие на окружающую
природную среду, независимо от сметной стоимости этих проектов;
-
осуществление особого контроля за размещением в Арктике производств, создающих
повышенные нагрузки на окружающую природную среду, а также за производственной
деятельностью в арктической зоне в целом;
-
расширение использования экологически чистых источников энергии;
-
обеспечение экологически безопасной утилизации различных видов отходов,
включая захоронение радиоактивных, особо опасных и опасных материалов и
веществ;
-
формирование системы мер по ресурсосбережению и комплексному использованию
природных ресурсов;
-
осуществление специальных мер по регулированию освоения и использования
природных ресурсов в местах компактного проживания и традиционного хозяйствования
коренных малочисленных народов Севера;
-
восстановление нарушенных экосистем Арктики путем реабилитации территорий;
-
расширение сети особо охраняемых природных территорий (включая морские
акватории) с установлением в их пределах необходимых транспортных коридоров;
-
реализация мер по обеспечению биологического разнообразия;
-
осуществление мероприятий по обеспечению охраны морской среды в Арктике,
по предотвращению возможного негативного воздействия на морские экосистемы
работ, связанных с освоением нефтегазовых месторождений в арктических морях;
-
разработка и реализация мер по минимизации воздействия на окружающую природную
среду при осуществлении деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации,
других войск, воинских формирований и органов;
-
организация экологического мониторинга арктических территорий и акваторий;
-
разработка превентивных мер, направленных на предотвращение чрезвычайных
экологических ситуаций;
-
взаимодействие с общественными объединениями и населением при решении экологических
проблем;
-
повышение квалификации персонала природоохранных служб и работников промышленных
предприятий, участвующих в сохранении и восстановлении природных комплексов
Арктики;
-
повышение уровня экологического просвещения, образования и воспитания населения
в целях формирования мировоззрения, отвечающего задачам сохранения природной
среды в Арктике;
-
развитие сотрудничества в области охраны окружающей среды между странами
Арктического региона, усиление контроля за трансграничным переносом загрязняющих
веществ в Арктике.
4. Политика в области научных исследований и инновационной деятельности
Главными задачами политики в области научных исследований и инновационной
деятельности в Арктике являются обеспечение дальнейшего накопления знаний
о северной полярной области Земли и разработка специальных, ориентированных
на жесткие природно-климатические условия Арктики технологий, необходимых
для решения хозяйственных и оборонных задач, а также проблем фундаментальной
науки. Основными направлениями деятельности в этой области должны стать:
-
научное обоснование долгосрочных перспектив и основных направлений развития
различных видов деятельности в Арктике;
-
изучение окружающей природной среды, накопление данных о количественных
и качественных характеристиках природных ресурсов, комплексная оценка минерально-сырьевого
потенциала и биологических ресурсов Арктики, формирование банков данных
на основе современных информационных технологий;
-
осуществление контроля за фоновым состоянием природных комплексов Арктики
и прогнозирование их изменений на основе экспедиционных исследований и
моделирования физических и физико-химических процессов;
-
оценка роли Арктики в глобальных климатических процессах и природно-климатических
изменениях, происходящих в различных средах под влиянием как естественных,
так и антропогенных факторов;
-
определение воздействия окружающей природной среды на жизнедеятельность
человека и состояние хозяйственных объектов в Арктике, в том числе влияния
магнитосферных и ионосферных воздействий на человека, на магистральные
трубопроводы, линии электропередачи и системы связи;
-
изучение воздействия хозяйственной, военной и иной деятельности на природную
среду Арктики;
-
разработка и внедрение новых техники, технологий и материалов, адаптированных
к природно-климатическим условиям Арктики;
-
создание на современной технологической основе специализированных автоматизированных
технических средств для изучения региона, освещения ледовой, гидрометеорологической
и геофизической обстановки;
-
проведение комплексных научных экспедиций для реализации крупномасштабных
многоцелевых проектов;
-
широкое использование дистанционных методов и средств, в том числе космических,
для получения данных о природной среде Арктики;
-
обоснование внешней границы континентального шельфа России в Арктике по
геологическим и геофизическим данным;
-
проведение исследований в области истории, культуры, экономики региона,
охраны здоровья населения и полярников, а также в области права.
5. Политика в области военной безопасности, защиты и охраны государственной
границы Российской Федерации, исключительной экономической зоны и континентального
шельфа Российской Федерации
Совершенствование и развитие группировок войск Вооруженных Сил Российской
Федерации, других войск, воинских формирований и органов, дислоцированных
в Арктическом регионе, необходимо осуществлять применительно к основным
положениям Концепции национальной безопасности Российской Федерации, Военной
доктрины Российской Федерации и решениям Совета Безопасности Российской
Федерации в области обеспечения военной безопасности государства, защиты
и охраны государственной границы Российской Федерации, исключительной экономической
зоны и континентального шельфа Российской Федерации.
Главными задачами политики в области военной безопасности, защиты и охраны
государственной границы Российской Федерации, исключительной экономической
зоны и континентального шельфа Российской Федерации в Арктике являются:
-
обеспечение надежного функционирования группировки морских стратегических
ядерных сил Военно-Морского Флота для реализации задачи ядерного сдерживания
угрозы агрессии против Российской Федерации и ее союзников;
-
обеспечение надежного контроля государственной границы Российской Федерации
и арктических морских пространств в целях защиты национальных интересов
Российской Федерации в Арктике.
При
этом необходимо осуществлять в области военной безопасности ряд внешнеполитических
и военно-организационных мероприятий, в том числе:
-
поддерживать возможности Военно-Морского Флота, Военно-воздушных сил, органов
морской охраны Пограничной службы Российской Федерации и других органов
по обеспечению функций сдерживания и контроля деятельности иностранных
государств в морях и воздушном пространстве арктической зоны Российской
Федерации;
-
активно противодействовать наращиванию военной инфраструктуры и расширению
военной деятельности на Аляске, в Канаде, Гренландии, Исландии, на севере
Норвегии, в том числе на архипелаге Шпицберген, и в акваториях арктических
морей;
-
способствовать отказу Норвегии от постоянного базирования войск иностранных
государств и размещения ядерного оружия на ее территории в мирное время,
противодействовать ее отходу от политики ограничений на проведение военных
учений с участием союзников по НАТО, на полеты военных самолетов и заходы
кораблей этого блока в граничащие с Россией районы;
-
содействовать сохранению политики военного неприсоединения Финляндии и
Швеции.
Для
обеспечения надежной защиты и охраны государственной границы Российской
Федерации, охраны внутренних морских вод, территориального моря, исключительной
экономической зоны, континентального шельфа Российской Федерации и их природных
ресурсов в Арктике необходимо осуществлять контроль за обстановкой на основе
комплексного использования радиотехнических, морских, авиационных, оперативных
сил и средств и других возможностей соответствующих органов, а также обеспечивать
эффективный пограничный контроль в пунктах пропуска через государственную
границу Российской Федерации.
Федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти
субъектов Российской Федерации необходимо усилить взаимодействие при решении
вопросов освещения обстановки в арктических морях, внедрять в практику
деятельности войск и органов Пограничной службы Российской Федерации в
Арктике малозатратные формы и способы служебно-боевых действий.
Все виды деятельности (хозяйственная, научно-экспедиционная, туристическая)
юридических и физических лиц в арктической зоне Российской Федерации, а
также международное сотрудничество по арктическим проблемам необходимо
осуществлять в установленном порядке при обязательном согласовании с соответствующими
федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации для исключения возможности нанесения ущерба
интересам национальной безопасности Российской Федерации.
6. Политика в области международного сотрудничества
Главными задачами политики в области международного сотрудничества в Арктике
являются:
-
поддержание в этом регионе мира и стабильности;
-
обеспечение благоприятных внешних условий для социально-экономического
развития арктических районов, решения природоохранных, научных и других
задач в арктической зоне Российской Федерации;
-
создание необходимых условий для защиты национальных интересов России в
Арктике.
Для
решения указанных задач необходимо:
-
укреплять как на двусторонней основе, так и в рамках региональных организаций,
в том числе Арктического совета и Совета Баренцева/Евроарктического региона,
добрососедские отношения России с арктическими странами, осуществлять взаимовыгодное
экономическое, научно-техническое, культурное и иное сотрудничество по
проблемам, представляющим общий интерес, решать спорные вопросы путем переговоров,
не допуская возникновения в Арктике очагов напряженности и конфронтации;
-
при подготовке международных документов, касающихся Арктики, проводить
линию на предоставление арктическим странам в силу их ведущей роли в Арктическом
регионе особых прав по сравнению с неарктическими государствами и на закрепление
за ними ответственности за экономическое развитие и экологическое благополучие
региона;
-
осуществлять региональный подход к международному сотрудничеству, воздерживаться
от широкой интернационализации решения арктических проблем, в том числе
попыток их рассмотрения и решения в рамках универсальных международных
организаций, включая ООН, не препятствовать деятельности неарктических
стран в Арктике, не затрагивающей национальной безопасности Российской
Федерации;
-
использовать возможности международного сотрудничества в целях эффективного
освоения природных ресурсов исключительной экономической зоны и континентального
шельфа Российской Федерации;
-
содействовать организации транзитных полетов в Арктике, а также использованию
Северного морского пути для международного судоходства, при условии что
оно будет осуществляться в соответствии с правилами Российской Федерации;
-
принимать меры по стабилизации, а в дальнейшем - по расширению производства
традиционных для российской части Арктики экспортных товаров, по диверсификации
экспортной базы, созданию благоприятного инвестиционного климата в российской
части Арктики;
-
повысить эффективность государственного контроля за предоставлением иностранным
и совместным коммерческим организациям права на участие в освоении стратегических
видов природных ресурсов, обеспечивать приоритет иностранным инвесторам,
которые ввозят капитал и технологии для комплексной переработки природного
сырья и создания современной производственной и социальной инфраструктуры;
-
создать необходимые условия для расширения приграничного сотрудничества
с соседними государствами в Арктике в рамках полномочий, предоставленных
субъектам Российской Федерации;
-
усовершенствовать механизм государственного контроля за обеспечением национальных
интересов России при осуществлении международного сотрудничества в Арктике.
Политика
России в отношении архипелага Шпицберген определяется Концепцией политики
Российской Федерации на норвежском архипелаге Шпицберген, одобренной Указом
Президента Российской Федерации от 31 декабря 1997 г. № 1386с.
7. Законодательное обеспечение реализации государственной политики Российской
Федерации в Арктике
В целях реализации настоящих Основ необходимо разработать соответствующую
нормативно-правовую базу.
|