Информационные ресурсы
НАЦИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ И ПЛАНА ДЕЙСТВИЙ ПО СОХРАНЕНИЮ БИОРАЗНООБРАЗИЯ РОССИИ
VIII Раздел. Управление природоохранной деятельностью в России.
 
 
Название: Диаграмма. Структура экологического контроля в 1998-99 гг.

Содержание (смысл): Характеристика изменений в активности экологического контроля в год, предшествовавший ликвидации Госкомэкологии РФ, возможно послуживших причиной массовых претензий к органам охраны природы. 

Материал: Государственные доклады о состоянии окружающей природной среды Российской Федерации в 1998 и 1999 годах.
 

 

Метод: Данные приведены без преобразований.

Особенности распределения или динамики: Сумма взысканного ущерба в 1999 году возросла за год почти в 8 раз! Из показателей динамики природоохранной деятельности последних лет это был самый резкий скачок. Если в 1993 и 96 гг. доля исков за ущерб в сфере использования и охраны земельных ресурсов составляла 9.1 и 10,2%% соответственно, то в 1999 году этот показатель скачкообразно увеличился до 89.4% !! При этом нет связи объемов взыскания ущерба (см. выше) с показателями нарушенности земель и их динамикой. Похоже, что территориальные органы охраны природы попытались воспользоваться неопределенностью земельных отношений (отсутствует Земельный Кодекс)  для создания дополнительного источника получения средств.
Взысканные здесь суммы, в отличие от платы за загрязнения и штрафов, миновали бюджет. Более того, львиная часть начисленного ущерба (88,1%) стала в 1999 году покрываться работами «в натуре», т.е. вообще без всякой финансовой проводки. Так была создана питательная среда для коррупции. Использование экологических предлогов для откровенного вымогательства, видимо, дестабилизировало взаимоотношения производителей и экологического контроля, урегулирование которых и вызвало необходимость реорганизации природоохранного управления.