Материалы и методы.

Настоящая работа основана на сопоставлении результатов социологических обследований населения, выполненных ВЦИОМ, с обширными массивами статистической информации о социально-демографической структуре, выборах, хозяйственном развитии, состоянии и использовании природных экосистем разных регионов России. Первичный цифровой материал в книге не приводится, чтобы не перегружать текст. Однако заинтересованные читатели могут найти его на сервере “Популярная наука” по адресу http://www.sci.aha.ru, где результаты опросов населения приведены в виде файлов со сводными таблицами, а необходимый статистический материал собран в специальный справочник “Россия в цифрах”. Кроме этого, на сервере присутствуют два крупных произведения: Web-атласы “Россия как система” и “Окружающая среда и здоровье населения России”. В этих произведениях, подготовленных коллективом под руководством А.С.Мартынова, также содержится большое количество первичных числовых и картографических материалов, использованных в настоящей работе. Все посетители сервера могут совершенно свободно скопировать эти материалы на свои компьютеры и при желании проверить или дополнить полученные нами выводы.

Н.Г. Алексеев

С любезным приглашением сделать “несколько примечаний на полях” рукописи данной книги я и согласился, и задумался. Согласился потому, что меня привлекла активная жизненная позиция автора на одном из семинаров, где мы впервые встретились. Задумался, поскольку было неясно: а что можно получить из чтения, а возможно и проработки этой книги? Экологическая литература самых различных жанров весьма обширна. Так возник первый вопрос, а, соответственно, и общее решение читая текст, выдвигать возникающие по ходу проблемы. В этой связи, пожалуй, необходимо зафиксировать собственную позицию как позицию человека занимающегося методологическими проблемами образования.

Уже первичный беглый просмотр заставил задуматься о стилистике, внутренней особенности книги. Она своеобразна и, думается, имеет смысл выделить некоторые её характеристики:

Для этого дается как образец конкретной ориентационности сети в разбираемой проблематике, так и собранный и обработанный материал для возможных читательских построений.

Предваряя изложение основных материалов книги, мы коротко отметим одну особенность, которая не только выполняет методические функции, но и позволяет нашим читателям лучше воспринимать материал. Речь идет о широком использовании образных моделей исследуемых нами систем и явлений. Модель - это упрощенная картина реального мира, обладающая некоторыми, но не всеми его свойствами (Lave, March, 1974). Как и все модели, карты, диаграммы, “поля” кластеризации и их комбинации проще тех процессов и объектов, которые они отображают или объясняют. Точная числовая информация в них заменена полуколичественной в виде рангов и градаций характеризуемых явлений. По существу, здесь речь идет о специальных, так называемых иконографических моделях (Берлянт А.М., 1996).

Важное преимущество иконографических моделей состоит в “сжатии” информации до ограниченного числа объектов, образов, показателей и т.п., что решает проблему избыточности. В таком виде информация наиболее удобна для человека, так как по сути воспроизводит процесс восприятия реальности моделирующими системами мозга (любой человек в состоянии уверенно сопоставлять одновременно от 3-х до 7-ми независимых факторов). Не случайно триады типа “хорошо-нормально-плохо”, “много-средне-мало” - не просто оценки, но глубинная основа восприятия мира человеком. Именно так надо воспринимать приведенные в книге картосхемы и диаграммы, снабженные цветной или черно-белой легендой: высокие значения обычно показаны темными (красными) оттенками; низким значениям соответствуют светлые (зеленые) тона. Этот прием позволяет, с одной стороны, формализовать информацию, с другой - сделать ее доступной для восприятия без дополнительных разъяснений.

Сложные системы образуются из взаимодействия некоторой совокупности подсистем. Общество России - пример именно такой системы, в которой особенности функционирования “целого” определяется деятельностью ее частей - регионов, отраслей, крупных социальных групп. Графические и картографические модели в настоящей работе - это взгляд на целое как совокупность частей. Декомпозиционный подход позволяет видеть не только значение каждой подсистемы, но и ее место (пространственное или социальное) относительно других подсистем. Недостаток числового или табличного представления информации в том, что оно не отражает пространственного или типологического соседства объектов, которое на карте или кластерном “поле” способно сформировать единую группу близких значений. Например, появляется возможность сопоставить положение структур с высокими (темные-красные тона) или низкими (зеленые или светлые тона) уровнями экологических беспокойств и представления об уровне жизни, природе и иных условиях в этих же группах структур. Оценка сразу же помещается человеком в шкалу собственных представлений о том, кто хуже и кто лучше должен выглядеть в исследуемом явлении. В анализ включаются знания. За счет этого исследование визуальных моделей позволяет получать новую информацию, которая могла вообще не учитываться и даже не подразумеваться официальной статистикой или социологическим опросом.

Одним из способов такого исследования является поиск графически похожих (коррелированных) образов. Просматривая очередную серию графиков, диаграмм или карт, читатель может отметить: “я это уже где-то видел”. И этот момент всегда имеет практическую ценность. Установление сходства образов с показателями, казавшимися невзаимосвязанными, переводит исследователя в абсолютно новую плоскость, открывающую возможности для поиска нетривиальных сходств и обобщений. Обнаружив, например, для экологической обеспокоенности сходство её распределения по регионам или социальным группам с распределением некоторых сфер деятельности или состоянием экосистем, можно расширить представления о механизмах формирования взглядов населения. Новые предположения и выводы позволяли обнаружить те же закономерности на некоторых старых образах, ранее отвергнутых или непонятых нами. Так рождалось новое знание. В этом смысле сходство или различие графических моделей - это не только источник предположений, но и доказательства, на основании которых сделаны многие выводы в настоящей работе.

Использованный набор методических приемов позволил нам кардинально расширить возможности исследования сложных социальных, политических, экономических и экологических процессов, в том числе “вдохнуть вторую жизнь” в социологические материалы ВЦИОМ или электоральную статистику Центризбиркома РФ. Детальное их изложение и освоение аналитиками широкого профиля является специальной задачей. Частично решить эту задачу можно, ознакомившись с методическими разделами упомянутого выше Web-атласа “Россия как система” или прослушав курс лекций по методам прикладного исследования сложных социально-экономических систем в периоды кризисов и проведения избирательных кампаний для специалистов информационно-аналитических служб регионов, крупных компаний и партий (курс организован одним из учебных центров Академии народного хозяйства при Правительстве России).

Оглавление