КУЛЬТУРА ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ МАЛЫХ НАРОДОВ

На огромных пространствах России до сих пор сохранились многочисленные группировки малых народов, ведущие традиционный образ жизни, основанный на исторически сложившихся методах ведения хозяйства. По принятым в России критериям к таким народам относятся ряд народов Сибири и Европейского Севера. Малые народы Кавказа, даже ведущие традиционное хозяйство, обычно в эту категорию не вносятся.

В России численность малочисленных народов Севера составляет более 1646.5 тыс. человек, из них 797.7 тыс. проживают в городах, 849.2 тыс. - в сельской местности. Наибольшее количество проживающих в сельской местности локализовано в Хабаровском крае, Сахалинской области, округах Западной Сибири, Приморском крае и Мурманской обл. и именно сельские жители в наибольшей степени сохраняют традиционный или близкий к традиционному уклад. На Карте 1 показано размещение по территории России малых народов, а также некоторых более многочисленных, но сохранивших традиционные формы природопользования. Цифрами на карте обозначены народы, которые далее под этими номерами упоминаются в обзоре.

Отношение государства к традиционному укладу этих народов менялось. В период монархии воздействие определялось в основном христианизацией, причем, в этих регионах в основном очень формальной и поверхностной. Во многих районах обитания малых народов был введен запрет на торговлю алкогольными напитками, хотя он и нередко нарушался, но в общем играл положительную роль.

Принудительное приведение к оседлости в советский период, постоянный контроль, препятствовавший выполнению религиозных обрядов, прямое уничтожение шаманов и т.п. вели к разрушению местных укладов. По словам врачей и учителей, работавших на Севере в 30-х гг., действовало негласное постановление, запрещавшее появление кочевников в поселках в традиционной одежде, с чем по тем же сообщениям был связан резкий рост заболеваемости туберкулезом среди местных народов. Насильственное поселение в домах кочевников, живших в чумах и т.п. без предварительной адаптации к новому образу жизни вело к крайне плохому санитарному состоянию жилища. Отсутствие навыков уборки связано с тем, что чум просто переносился на десяток метров, как только в нем становилось грязно.

Особые последствия для разрушения личности имела практика насильственного отрыва от семьи и помещение на 9 месяцев в году детей кочевников в школы-интернаты. Утрата навыков кочевой жизни в природе и неспособность большинства молодежи включиться в ритм жизни промышленных, портовых или горнодобывающих поселков вела к широкому распространению ощущения собственной ненужности, частым следствием чего были случаи суисцида. Статистика самоубийств среди представителей малых народов недоступна, а имеющиеся данные о неестественных причинах смертности , куда входят и самоубийства, сильно сглаживает картину, хотя области расселения малых народов и высокой неестественной смертности в основных чертах совпадают.

Пастухи-оленеводы и охотники-промысловики имели высокие, по советским меркам заработки, поэтому в стремлении получить обратно эти деньги власти активизировали торговлю спиртным. В 60-х - 80-х гг. на глубинных факториях из-за транспортных неурядиц в магазинах порой не было самых необходимых товаров (мука, спички, соль, табак, чай, сахар и т.п.), но случаи полного отсутствия спиртного были исключительно редкими, хотя формальные ограничения на свободную продажу, порой, вводились. Малая устойчивость психики, уже упомянутая выше, отсутствие питейной традиции и связанных с ней физиологических особенностей организма, способствуют массовой алкоголизации населения и, опять же, повышению смертности от травм, убийств, несчастных случаев.

ПАСТБИЩНЫЕ СКОТОВОДЫ

Среди традиционных укладов и типов природопользования можно выделить две большие группы - пастбищных скотоводов и промысловиков. На Карте 2 приведены данные о численности населения, связанного по образу жизни с пастбищными формами скотоводства. Хотя эти данные относятся ко всему населению, в том числе и к многочисленным народам, включая русских, она дает наглядное представление о размещении скотоводства, как специфического образа жизни.

Полнее всего традиционный укад жизни сохранили крупноотгонные оленеводы, поэтому ниже он и описывается наиболее полно.

Крупноотгонные оленеводы тундры

Ненцы (1) и часть коми-зырян (2) на Европейском и З- Сибирском Севере, большая часть чукчей (3) на Чукотке. Близки к ним северные группы якутов (4), коряки (5), кереки (6) и саамы (7), но они гораздо менее мобильны. Характерная черта - широкие сезонные миграции между тундрами и северной тайгой, опора хозяйства на домашнего северного оленя. Лето эти народы проводят в тундре, зиму в основном в северной тайге. Все домашнее хозяйство в основном переносное, перевозится на оленьих упряжках как в период сезонных миграций между тайгой и тундрой, так и по мере смены пастбищ внутри сезона. Жилище - чум или яранга из кож (летний) или шкур с мехом (зимний) домашнего оленя на каркасе из лиственничных жердей с открытым очагом. Практически это лишь укрытие от ветра и осадков.

Домом в смысле сохранения тепла днем служит меховая одежда - сплошная малица у мужчин и распашная ягушка у женщин из шкуры молодого оленя мехом внутрь. Поверх малицы в настоящее время носится чехол чаще всего из сукна. При длительных маршрутах зимой в сильные морозы поверх малицы или ягушки одевается “гусь” - та же малица, но из шкуры взрослого оленя мехом наружу. Под малицу одеваются меховые же брюки. Обувь - мягкие сапоги из оленьего меха. В настоящее время летом в основном ходят в высоких резиновых сапогах фабричного производства. Ночь проводят в теплой постели из массы оленьих шкур, но при необходимости (которая возникает при их образе жизни нередко) вполне способны ночевать даже на снегу без огня в своей меховой одежде. В настоящее время нередко летом можно встретить летний чум, крытый брезентом вместо кож, стали распространяться перевозные железные печи (“буржуйки”), которые устанавливаются чаще в зимних чумах.

В некоторых регионах кочевой образ жизни уже сильно деформирован. Оленеводы постоянно живут в поселках, в деревянных избах и выпасают оленей вахтовым методом, выезжая к стадам на определенный срок. В этот период живут в основном в брезентовых палатках с железными печами - буржуйками. В поселках чаще носят покупную одежду, на выпасе - традиционную.

Сберегая оленей, интенсивно охотятся практически на любых достаточно крупных животных круглый год. Активно преследуют и уничтожают дикого северного оленя. Волка преследуют всеми доступными способами. Целенаправленно отстреливают орлана- белохвоста. Однако гнезд не разрушают, гнездовых деревьев не валят. Летом загоняют и бьют линных гусей. Наличие крупноотгонного оленеводства определяет пониженную численность гусей на севере Западной Сибири по сравнению с Таймыром, где его нет. Отсутствие в евразийских тундрах колониальных гнездовий гусей, характерных для тундр Северной Америки, по-видимому связано с наличием домашнего оленя, которого в Америке не приручили. Из официально неохотничьих видов ведут промысел белой совы и зимняка. Негативную роль играют и многочисленные у оленеводов собаки. По-видимому, значительная часть современного пространства юга тундровой зоны (особенно на Ямале) своим безлесьем обязана оленеводам, которые в массе рубят лиственницу на севере ареала. В то же время они крайне осторожны с огнем, губительным для северных пастбищ. Плотность населения оленеводов невелика, поэтому бережное отношение к пастбищам перевешивает негативные аспекты их жизни для состояния тундры.

Олень - источник питания, одежды, жилья (чумы и яранги), основа хозяйства и престижа оленевода. Основу питания традиционно составляло мясо. В настоящее время в массе используют хлеб (в основном, лепешки) и каши. Оленей на еду забивают крайне неохотно, мясо его очень ценят и поэтому хранят долго. Часто в пищу употребляют оленину, которая на европейский вкус уже совершенно несъедобна. Оленину едят в любом виде - сырую, мороженую, вареную, копченую. Характерен активный промысел птичьих гнезд, которым занимаются дети оленеводов. Выстроившись цепью, они прочесывают тундру и все яица, независимо от степени насиженности, и птенцы съедаются тут же сырыми. По-видимому, это важный источник витаминов для детей. При сохранении традиционного образа жизни, рыба играет существенную роль в питании при длительных остановках, когда выпас производится у рыбных рек и озер. Ловят рыбу почти исключительно покупными сетями. При потере оленей или переходе на оседлый образ жизни рыба становится основным продуктом питания, в этом случае нередко применяются неводы. Сырая (вернее, обычно чуть присоленная) рыба - важный источник витаминов. Из-за низкого качества обработки рыбы (особенно при вялении ельца) широко распространен описторхоз .

Скотоводы тайги

Якуты (42). Культура развивается с XI в., когда курылканы - предки якутов - мигрировали, забрав с собой скот, с Байкала на среднюю Лену. Отличительная черта - активное использования аласного ландшафта (специфических северных лугов в озеровидных понижениях на мерзлых грунтах), а также лошадь, способная копытить довольно глубокий снег и зимовать на добытой таким образом сухой траве.

В настоящее время при сохранении местами исторически сложившегося типа хозяйства, традиционного образа жизни практически не осталось - живут в домах русского типа, одеваются по-русски и т.п. В более северных и глубинных районах нередко, особенно зимой, носят одежду по типу соседей - оленных охотников. Активно охотятся и рыбачат. Широко используют луговины под сенокосы и пастбища, часто спуская для этого аласные озера. Поэтому продуктивность и биоразнообразие озер этого региона в настоящее время существенно снижены.

Для населения Якутии характерна очень высокая роль раковых заболеваний среди причин смерти. Причем, даже тщательный многофакторный анализ не позволяет выделить факторы образа жизни, которые могли бы объяснить этот феномен. На Карте 3 , где показано превышение доли смертности мужского населения от новообразований относительно уровня, соответствующего возрастной, миграционной и поселенческой структуре населения, видно что именно Якутия имеет самый высокий упровень “необъясненной” смертности от рака.

Можно лишь предполагать, что причина лежит в уникальном сочетании климата (полюс холода и высокая прозрачность атмосферы для солнечной радиации), значительной доли коренного населения (отсутствие значительного вывоза старческих болезней на “материк” уезжающими пенсионерами) большую часть жизни проводившего в дымных помещениях и последствиями ядерных взрывов при разработке алмазных месторождений.

Крупноотгонные скотоводы равнинных и горных степей.

Ряд достаточно многочисленных народов Предкавказья и Северного Кавказа (калмыки, ногаи и др.), башкирцы, казахи, тувинцы, буряты, алтайцы, хакасы. Из малых народов Сибири шорцы (43). Переходный тип с оленными охотниками образуют тувинцы-тоджинцы (44). Древняя культура. Скотоводы, ранее постоянно кочевавшие со скотом. Жили в войлочных юртах, одевались в различную меховую одежду, питались в основном молочными и мясными продуктами. В настоящее время образ жизни сильно трансформирован (особенно на Кавказе), причем в разных участках ареала - по-разному. При исследовании влияния скотоводческого образа жизни на здоровье людей эта группа, как более многочисленная чем северные оленеводы, более репрезентативно отражала основные закономерности, которые и изложены в соответствующем разделе.

На западном и центральном Кавказе стада не совершают крупных перегонов (имеются лишь вертикальные миграции), а на зиму заготавливают корма. Тщательно сберегают все водные источники и прилегающие к ним урочища. На Кавказе имеются традиции непреследования хищных птиц - сов, орлов, соколов. На восточном Кавказе скотоводы имеют дальние миграции между летними и зимними пастбищами. Являются менее активными охотниками, чем равнинные скотоводы (меняя районы выпаса, хуже знают местные особенности природы).

В основе культуры кочевников лежит искусство управления перемещением стад по мере истощения травостоя. В социалистический период закрепление земель за хозяйствами в сочетании с высоким поголовьем и отводом части земель под промышленность, водную мелиорацию, распашку, ограничило возможности и культуру перекладного использования пастбищ в зависимости от уровня увлажнения участков степи, сбитости травостоя.

Наибольшее количество традиционных черт жизни сохранилось у тувинцев, бурятов и калмыков. Самой устойчивой чертой образа жизни оказалась диета - до сих пор огромную роль в питании играют сухой творог, кумыс, айран и т.п. Помимо мяса домашнего скота потребляют и мясо диких копытных. Активные охотники, но у бурят и калмыков даже поверхностное принятие буддизма привело к некоторому ослаблению охоты. В стороне от поселений сроков охоты обычно не соблюдают, так как имея мясо-молочную диету, стараются избегать излишнего забоя скота. Выжигают сухие тростниковые заросли для возобновления мягких трав и открытия пути к водопоям. Равнинные скотоводы имеют традиции непреследования некоторых птиц (огарь) и развитые культы святых урочищ (обычно на водоразделах). Сибирские скотоводы негативно относятся к лесу. В Туве спокойно воспринимают возобновление лиственницы - редкостойные леса из нее имеют травяной покров, годный для выпаса. Возобновления же кедра или темнохвойных пород стараются сжигать.

ПРОМЫСЛОВЫЕ НАРОДЫ

Общая численность населения, жизнь которых связана с промысловыми видами деятельности представлена на Карте 4 .

Основные особенности промыслового образа жизни, в том числе его влияния на показатели здоровья и смертности населения проанализированы в специальном разделе .

Морские охотники

Эскимосы (8) и часть чукчей (9), алеуты Командорских островов (10). Традиционно летом жили в жилищах из шкур, зимой - в землянках. В настоящее время в России живут практически исключительно в бревенчатых избах. Одежда сходна с таковой у оленеводов, но нередко используются шкуры морских зверей. На море ранее передвигались в основном в каркасных лодках из шкур, сейчас - в деревянных моторных вельботах. Хотя жизнь связана с морем, но плавать в основной массе не умеют. Поэтому большинство несчастных случаев на воде заканчиваются трагически. В целом смертность от несчастных случаев и иных внешних причин у промысловиков на 50% выше средней для региона нормы.

Ориентированы на промысел морского зверя, однако объемы промысла невелики и существенного значения для численности животных не имеют. На суше основной фактор воздействия на природу - широко используемые в качестве транспортного средства собаки. Традиционное привязывание собак на лето в стойбищах в настоящее время редко выполняется.

В питании основную роль играет мясо морского зверя. Причем, нередко используется совершенно скисшее (“капальхен”). Большую роль играет и рыба, а также мясо добытых птиц и сухопутных животных (особенно северного оленя). Из русских общин морского зверя добывали поморы (11), однако сейчас эта группировка практически сменила профиль хозяйства на рыболовный.

Оленные охотники

Нганасане (12) и энцы (13) в тундрах Таймыра, эвенки (14) и эвены (15) на огромных территориях Средней и Восточной Сибири и Дальнего Востока, часть хантов (16) и манси (17) в западносибирской тайге, ряд мелких народов Сибири (селькупы-18, долганы-19, тофалары- 20) и Дальнего Востока (юкагиры-21, негидальцы-22, ороки-23, чуванцы- 24). Древняя культура, наследница неолита. Ранее основным типом жилища было сооружение типа чума - каркас, обтянутый шкурами. В настоящее время в основной своей массе живут в бревенчатых избах, в том числе и во время зимнего промысла пушнины. Охотники во время длительного преследования зверя ночуют либо просто у костров, либо сооружают шалаши. Одежда у большинства этих народов - распашная доха из меха молодого оленя и брюки из того же материала, обувь - мягкие оленьи сапоги.

Домашний олень используется практически исключительно как транспортное животное, на еду его режут лишь в исключительных случаях. Собака используется почти исключительно для охотничьих целей.

Как профессиональные охотники, бережно относятся как к угодьям, так и к животным. Практически не преследуют специально какие-либо виды. Хотя официальных ограничений охоты не признают, негативно на поголовье дичи влияют редко. Связь с оленем на монотонных равнинах Западной Сибири заставляет хантов и манси производить специальные пожары для обновления ягельных угодий на юге равнины раз в 30, на севере - в 50 лет. Восточнее Енисея это не практикуется.

Традиционная основа питания - мясо диких копытных (северный олень, лось, кабaрга и т.п.), птиц (особенно, тетеревиных). Обычно едят и белку. Рыба имеет второстепенное значение, но с переходом на оседлый образ жизни ее роль растет. В настоящее время потребляют много хлеба и круп.

Северное и таежное промысловое хозяйство.

Оседлый тип, основанный русскими землепроходцами (поморы, в т.ч. канинские-36 и мезенские-37, чалдоны, колымчане-38, марковцы- 39, многие группы староверов и т.п.). Отличается большей транспортной ориентацией на лодки, в последнее время, снегоходы. На юге Сибири широко используют лошадей. Базируется на промысловой охоте в сочетании с сезонным рыболовством и заготовкой леса. Включает подворное содержание скота и летнее огородничество, в т.ч. с отогревом мерзлых почв большим количеством навоза (мезенские поморы). Из малочисленных народов к этому типу можно причислить хозяйство телеутов (40) и орочей (41). По характеру воздействия на природу близки к оленным охотникам. В Приамурье и Забайкалье под влиянием южных соседей часть эвенков также использует не оленя, а лошадь.

Рыболовные народы Азии

Незначительна по численности специализированных на ней народов и групп. Часть хантов (16) в Западной Сибири, чулымцы (25), кеты (26) на Енисее, ряд малых народов Амура (ульчи-27), Сихотэ- Алиня (удэгейцы-28) и Камчатки (ительмены-29, камчадалы-30), Сахалина (нивхи-31). Изолированные группы русских - ленские (32) и обские старожилы (33), индигирщики (34), усть-енисейские сельдюки (35). Живут в гармонии со средой обитания.

Коренные народы ранее жили в основном в берестяных каркасных балаганах, наиболее состоятельные - в чумах. Сейчас, под воздействием жизненного уклада русских, практически исключительно в бревенчатых избах, при дальних выездах на ловлю обычно используют палатки. Для одежды, во всяком случае отдельных групп на Дальнем Востоке, были характерны балахоны из рыбьих шкур, но сейчас они исчезли. Чаще всего носили одежду, сходную с одеждой своих соседей - оленных охотников. Сейчас нередко использование русской рыболовной одежды.

Основное средство передвижения - различного типа лодки. Орудия лова крайне разнообразны - от самых современных спиннингов и сетей до традиционных систем специальных плотин на озерных системах и “морд” из ивовых прутьев.

Основу питания, естественно, составляет рыба, но также активно охотятся на водоплавающих птиц и диких копытных. Живут, в общем, в гармонии со средой обитания, да и сама ограниченность группы не позволяет ей оказывать заметного воздействия на природу.

Земледелие в комплексе с лесными промыслами

Является синтезом традиций природопользования русского крестьянства и финно-угорских народов. Из малых народов этот тип хозяйства характерен вепсам (47), водь (46), а также более многочисленным карелам (48), и народам Поволжья. У ижорцев (45) преобладает рыбный промысел. Эта группа отличается большей ролью охоты и лесных заготовок в жизни сельского населения. Финно-угорские народы, формально приняв православие, в гораздо большей степени, чем русские, сохранили систему святых мест, где не допускается природопользование. Система этих естественных резерватов скрывалась при социализме, поэтому малоизвестна. Аналогичными являются тип хозяйства и природоохранные традиции у осетин на Кавказе. Большинство русского таежного крестьянства ведет сходный образ жизни - летом земледелие, зимой - охотничьи промыслы, но заповедные места у них бывают редко.


Оглавление Дальше

Мартынов А.С. Виноградов В.Г. 1998 (C)

Флоатинг камера спб
Заказать Флоатинг камеру с доставкой в СПб
float-spa.org