Современное население России далеко не однородно по своим взаимоотношениям с природой. Многие коренные народы Севера, Сибири и некоторых других регионов ведут традиционное хозяйство . В первом приближении разделение людей по признакам отношения с природой можно проследить в их распределении по типам поселений.
Население России в 1996 г.
Тип поселений |
Численность - млн | % от населения |
Города свыше 1 млн | 26.8 | 18.1 |
Города от 500 тыс до 1 млн |
14.3 | 9.6 |
Города от 100 до 500 тыс | 21.2 | 14.3 |
Малые города и ПГТ | 46.0 | 31.1 |
Село | 39.7 | 26.9 |
Всего | 147.5 | 100 |
Если рассматривать только ту часть населения, которое в своей жизнедеятельности тесно связано с непосредственным использованием природных ресурсов, то по сформированному в силу особенностей образа жизни этико-психологическому типу отношения к природе можно выделить четыре основных группы. Причем, они не всегда точно соответствуют типам поселений. И в крупных городах часто есть “посад” , население которого по отношению к природе мало отлично от земледельцев. Практически в любом типе поселений живут агрессивные к природе “освоители”.
Основу природопользования в этой группе населения составляет оседлое хозяйство, основанное на обработке земли и стойловом содержании скота. В России можно выделить три основных подтипа - пашенное земледелие, огородничество в сочетании с лесными промыслами (таежное земледелие) и горное земледелие [1].
Это коренной тип культуры природопользования у великороссов и некоторых народов Поволжья (например, татар). В последние столетия широко распространяется у многих народов Поволжья и Кавказа. Главная черта пашенного крестьянства, негативно сказывающаяся на природе - чисто потребительское отношение к лесу. Едва условия позволяли крестьянам хозяйничать в лесах России - начиналось массовое сведение лесов, особенно в лесодефицитных регионах. Так было после 1861 г., в 20-х гг. нашего столетия, это происходит и сейчас.
Характерной чертой земледелия до последнего времени было небрежное отношение к использованию химикатов. Сейчас практически повсеместно прекратилось протравление зерна, реже используются пестициды и минеральные удобрения. Если в 1992 г. в стране в среднем на 1 га пашни сельхозпредприятиями было закуплено 44 кг минеральных удобрений, то в 1996 - лишь 14 кг. В результате идет рост численности типичных опушечников - тетерева, серой куропатки, косули и т.п. Поскольку уменьшилось число ферм, а навоз стал чаще вывозиться на продажу, произошло замедление эвтрофикации небольших водоемов, что благоприятно сказалось на разнообразии их фауны и флоры.
Крестьянство традиционно бережно относилось к лугам. Обычно с половодья до сенокоса на поемные луга вообще запрещалось заходить. К сожалению в социалистическое время этот запрет почти повсеместно исчез, а в интересах самообеспечения населения продовольствием, поймы в массе пошли под огороды.
Важная психологическая особенность крестьянства - дифференциальное отношение к собственности, по-видимому, коренящееся еще в реалиях крепостного права. Украсть у соседа - плохо, но украсть у “конторы” - совхоза, колхоза и т.п. - не только не плохо, но и является даже особенной доблестью. К сожалению, к “конторе” в глазах крестьян относятся и природные резерваты. Крестьянам представляется несправедливым отчуждение ценных земель, а общинная психология, до сих пор доминирующая в деревне, ставит справедливость выше закона. Поэтому в их глазах это не просто “контора”, но еще и “барская блажь”, в которой не только можно, но и следует воровать - то есть рубить, пасти скот, косить траву, охотиться и т.п. Поэтому резерваты в России требуют весьма серьезной охраны.
Устав не быть хозяином на своей земле, крестьянство старается взять свое. Среди фермеров - собственников распространено резкое неприятие вообще какой-либо регламентации государства деятельности на их земле, включая и разумные противоэрозионные ограничения (запрет вспашки вдоль склона), проблемы использования водотоков (регламентация на глухие плотины). В частности, по мнению многих из них на их земле можно охотится только с их разрешения, а сами они могут охотиться здесь на кого угодно, когда угодно и как угодно. Преодолеть эту тенденцию будет непросто, а создание законодательной базы регулирования природопользования идет крайне медленно.
Является синтезом традиций природопользования русского крестьянства и финно-угорских народов. Из малых народов этот тип хозяйства характерен ижорцам, водь, вепсам, а также более многочисленным карелам, и народам Поволжья. От пашенных крестьян отличаются тем, что мужчины вне периода полевых работ практически полностью заняты охотой, рыбной ловлей и лесозаготовительными работами. Заготовка ягод, грибов, лекарственных растений и т.п. у этой группы носит роль промысла и является, в отличие от типичных крестьян, не только женским, но и мужским занятием. Естественно, отношение ко всем этим занятиям столь же принципиально отличается. Финно-угорские народы, формально приняв православие, в гораздо большей степени, чем русские, сохранили систему святых мест, где не допускается природопользование. Система этих естественных резерватов скрывалась при социализме, поэтому малоизвестна. Аналогичными являются тип хозяйства и природоохранные традиции у осетин на Кавказе. Большинство русского таежного крестьянства ведет сходный образ жизни - летом земледелие, зимой - охотничьи промыслы, но заповедные места у них бывают редко.
Эта группа отличается более сознательным отношением к природным ресурсам. При сохранении общего уклада имеются традиционные запреты (например, не разорять гнезд, не бить беременных самок зверей, вообще не стрелять “даром” - то есть без необходимости и т.п.). В отличие от пашенных крестьян куда более бережно относятся к лесам - одному из важнейших источников своего благосостояния.
Сбор грибов и дикорастущих ягод - излюбленное занятие огромного числа россиян и уходящая в древность традиция. В сельских местностях (особенно лесных) сбор и заготовка даров леса - важная черта хозяйства и часть годового цикла работ. Население и промысловые организации заготавливают несколько десятков видов ягод, орехи (в том числе кедровые), дикие виды лука, черемшу, папоротник-орляк и великое множество трав и растительного сырья используемых в медицине (от женьшеня до древесного гриба - чаги).
К сожалению, по этому виду промысла статистики почти нет. Приведем имеющиеся данные по Московской области, где в 1987 г. было собрано 170 тыс. т. грибов, примерно 25 тыс. т. ягод. Конечно, в силу высокой численности населения (около 15,3 млн) сборы здесь особенно высоки, но они могут дать некоторое представления о масштабах этих промыслов по России в целом.
На восточном Кавказе осуществляется с искусственным террасированием склонов, на западном, где ущелья теснее, осуществляется в виде создания небольших огородов на южных склонах. По отношению к природе имеют общие традиции с горными скотоводами. Дополнительно можно отметить тщательное сбережение всех водных источников и прилегающих к ним урочищ.
На территории России представлены два основных подтипа скотоводства - южное (преимущественно овцеводство, местами коневодство) и северное оленеводство [2].
Поголовье овец и коз по оценке Госкомстата РФ снизилось к 1997 году до 23.3 млн. Общее количество крупного рогатого скота в хозяйствах сельхозпредприятий с 1991 по 1997 г. упало с 47.1 до 24.0 млн. голов. В то же время в личных хозяйствах даже официальная перепись констатировала рост с 9.9. до 11.8 млн. голов. Реальный рост, безусловно, выше, поскольку крестьяне скрывают от переписи значительную часть поголовья. Показательно, что затраты кормов на единицы привеса или удоя в коллективных хозяйствах постоянно растут, что отражает рост использования общественных кормов для личного скота. Отметим, что если площади под зерновыми в стране снизились с 61.9 в 1992 г. до 53.4 млн. га в 1996 г., то под многолетними травами - основной кормовой культурой Нечерноземья - возросли с 13.0 до 17.8 млн. га. В южной Сибири, где наиболее значителен рост частного поголовья скота и есть определенный дефицит нелесных земель для зимнего поддержания скота, выкашиваются практически все участки с травой.
Глубочайшая депрессия российской шерстяной промышленности, не выдержавшей конкуренции с более дешевым импортом, привела к резкому сокращению поголовья овец - основы хозяйства степных и горностепных народов России. С 1991 по 1995 г. поголовье овец и коз в сельскохозяйственных предприятиях упало в 2.3 раза (крупного рогатого скота - в 1.5 раза, свиней - в 1.9). В крестьянских хозяйствах даже по официальной статистике за тот же период число коров и свиней выросло, а поголовье коз и овец упало с 16.1 до 15.0 млн. голов. По этой причине в весьма дефицитных для России степных и полупустынных регионах можно ожидать снижения эрозии на пастбищах и восстановления природного разнообразия. В настоящее время здесь происходит процесс восстановления пастбищ после их сильного выбивания в социалистический период, когда все было направлено на рост поголовья, чаще всего без учета реальной емкости пастбищ.
К доминирующим типам культуры природопользования пастбищное скотоводство относится лишь в нескольких регионах страны, например в Калмыкии. В силу этого обстоятельства более подробно основные аспекты природопользования и образа жизни скотоводов рассмотрены в разделе по природопользованию малых народов.
Россия имеет широкий набор культурных традиций, связанных с промысловым хозяйством - охотой, рыболовством, добычей морского зверя. Эти промыслы определяют многие особенности отношения к природе разных групп населения. Следует отметить, что русские, широко расселившись по всей территории современной России, во многих районах легко переняли местные уклады и ведут образ жизни, близкий к коренным народам [3].
Наибольшую значимость в жизни общества охота имеет в районах европейского Севера, Сибири и Дальнего Востока. Здесь охотничий промысел до сих пор является важной частью местной экономики. Сибирь и Север являются прежде всего регионами промысловой охоты. Профессиональные охотники, дабы обеспечить себя и семью, должны иметь достаточно большие угодья, особенно при ориентации на ценные меха типа соболя. В Европейской части страны распространена любительская охота. Для охотника из Центра охота является частью представлений о мужчине, отдыхом, для чего особо обширных угодий не нужно. Достаточно много охотников в Прикаспии, где в Астраханской области огромные запасы водоплавающих птиц и в Калмыкии, где кочевники-скотоводы всегда били сайгу для личных нужд. Астраханская область и Краснодарский край с богатейшими угодьями дельт Волги и Кубани заняты третьим типом, для которого характерно почти промысловое отношение к пролетным водоплавающим.
Начиная с 50-х гг. количество охотников - профессионалов постоянно падает, основная роль в изъятии продукции отходит к любителям. Но охота остается основным занятием многих коренных сибирских народов (эвенков и т.п.) и сохранение ее профессионального характера у них - основа сохранения традиционного природопользования.
Массовая добыча водоплавающих в южных районах хотя и сходна с европейским типом охоты на зимовках, но отличается отсутствием преследования птиц во второй половине зимовки, т.е. наиболее крепких и ценных производителей. Да и продолжительность охоты в России на водоплавающих нигде не превышает трех месяцев, тогда, как в Европе местами достигает девяти. Россия, продуцирующая основные ресурсы водоплавающих Евразии, компенсирует неравномерность сроков охоты по сравнению с Европой за счет развитой традиции весенней охоты. Все виды весенних охот являются неотъемлемой частью русской охотничьей культуры, которая позволяла удовлетворить охотничью страсть после длительной зимы. Весной охота ограничена десятью днями и определенными способами (на самцов тетерева и глухаря на токах, вальдшнепа на тяге, селезней уток с чучелами и манными птицами, на гусей из засидок с профилями). В России только весной может осуществляться достаточно продуктивная охота на гусей в тундре и тайге, где она является необходимой частью образа жизни населения.
Весьма важным в промысловых регионах оказался вопрос о применении так называемых “гуманных капканов”. Традиционный промысел в этих регионах велся вполне “гуманными” методами - опадающие ловушки из бревен практически сразу убивали животное. В 30-х гг., когда была сломана система закрепления угодий за семьями охотников, капитальные ловушки стали вытеснятся металлическими капканами. В нынешних кризисных условиях сколько-нибудь быстрое перевооружение охотников новыми капканами “гуманного” типа вряд ли возможно, а для возврата к традиционным самоловам необходимо возрождать систему длительного закрепления угодий.
Рыболовство распространено практически по всей территории и акватории России, но в разных регионах носит различный характер. Характернейшей особенностью рыбного промысла стало браконьерство. Наибольшие социальные последствия незаконный промысел имеет в дальневосточных морях. По данным генерал-полковника пограничных войск Виталия Седых регистрируется лишь примерно 10% экспорта в Японию (“теневой” экспорт $2 млрд.), не меньше вывозится и в Южную Корею. По оценке бывшего Начальника Пограничной службы России генерала армии Андрея Николаева (Известия-28.10.97), ущерб от рыболовного браконьерства на сегодня оценивается в $4 млрд. в год.
Волжско-Каспийский рыбный промысел отличается широким спектром промышляемой рыбы - от кильки до осетровых. Промысел ведется как на открытых акваториях Каспия, так и на протоках дельты Волги. Размер браконьерства по осетровым огромен и проявляется в известных мировой общественности поставках браконьерской черной икры в Германию. Бригады криминального типа оказывают сопротивление даже пограничным войскам, идут на террористические акты (взрыв дома пограничников в г. Каспийске).
Промысел рыбы на крупных реках, озерах и водохранилищах ориентирован прежде всего на отдельные особенно продуктивные и богатые стада ценных рыб (белорыбица, снеток, волховский сиг, хариус и омуль Байкала и т.п.). Особым типом рыбного промысла является добыча семги на Европейском Севере. Его ведут в основном местные поморы на промысловых реках. Значительная часть промысла является теневой. Так, по официальным данным вылов семги на Европейском Севере с 658,7 т. в 1985 г. упал до 129,6 т. в 1995, т.е. более чем в 5 раз. В тоже время количество семги на рынках России постоянно растет. Значит где-то около 4/5 улова приходится на браконьерский.
Остальные типы рыболовства являются не промысловыми, но имеют огромную роль для населения страны. У коренных народов рыболовство - это основной или второй по значимости тип хозяйства. Распространен в бассейнах крупных сибирских рек и тихоокеанского побережья. Используются как традиционные, так и современные орудия лова. Местами сохраняется острожный промысел, хотя он уже много десятилетий официально запрещен.
Для Севера и Сибири характерно индивидуальное рыболовство, производимое всеми способами, включая использование неводов, ставных сетей и т.п. Добытая продукция является важной частью самообеспечения продовольствием населения, а в продуктивных, имеющих сбыт районах - и денежного дохода. Заметна ориентация на наиболее ценные и многочисленные виды, которые можно добывать в больших объемах.
Чисто любительский лов характерен для центральных и черноземных районов. Сети и невода используются здесь крайне редко. Основная роль рыбалки здесь - рекреационная, полученная продукция особой роли не играет. Крайний вид этого типа - рыбалка на сильно загрязненных водоемах городов, где основным добываемым видом является ротан. Объемы любительского вылова можно оценивать лишь приближенно. Населением Москвы и Московской области, составляющим около 10% населения России в 1987 году было выловлено 14 тыс. т. рыбы в условиях достаточно низкой рыбопродуктивности водоемов. Общий любительский вылов по стране может достигать полумиллиона тонн.
Огромные малонаселенные регионы России на стадии первоначального промышленного освоения лесов и недр заселялись двумя категориями людей - невольно узниками ГУЛАГа и добровольно - наиболее активной, авантюристичной частью населения [4].
В сущности эти люди ХХ в. чрезвычайно напоминают землепроходцев XVI-XVIII веков. Деятельные, независимые, вспыльчивые, они создали своеобразную субкультуру внутри российского общества. Характерно, что среди них высок процент казачества. Состоит этот контингент из представителей всех сколько-нибудь крупных национальностей бывшего Союза. Это - естественные враги живой природы. Не ощущая окружающую природу своей, они стремятся получить с природы максимум. Так как большинство их не намеревалось жить на Севере всю жизнь, дальнейшее их не интересует. Для вальщика леса - главное стоимость кубометра спиленной им за день древесины. Горнодобывающие, вахтовые и т.п. поселки обычно окружены кольцом гарей, вокруг них не встретишь крупных животных. Геологи, недроразработчики, строители, не говоря о военных, обладая значительным парком транспортных средств, и раньше глубоко проникали в угодья. Они не только браконьерствовали, но и были хозяевами и организаторами черного рынка пушнины и других ценных природных ресурсов. Способствовало такому поведению и то, что в стране шла пропаганда “трудовых подвигов освоителей природных богатств”, вокруг них создавался романтический ореол. Особенно силен он был вокруг геологов. Поэтому на прямое указание на добытых краснозобых казарок - вида всемирной Красной книги, например, геолог реагировал однозначно: “Я даю Родине нефть, поэтому все могу себе позволить.” В новых условиях эти группы людей создали мощные браконьерские бригады, работающие прежде всего на контрабанду.
Формально принимая необходимость сохранения природы, они, тем не менее в своем фактическом к ней отношении проявляют худшие черты. Гипертрофированно проявляется такая особенность русского народа, как пренебрежительное отношение к земле - подъезжая практически к любому северному поселку или городу видишь обширные неорганизованные свалки, вокруг любой стройки засоряется огромная зона, отдыхая на природе люди совершенно не заботятся о том, чтобы не оставлять мусора и т.п. Дело в том, что великорусский этнос формировался в условиях избытка земли. Земли было с избытком, навыка беречь ее так и не сформировалось. Когда к концу XIX в. свободных земель в европейском центре не осталось, к земле стали относиться более бережно, но социализм с бесплатностью земли и падением плотности сельского населения опять вернул народ к былой традиции.
Среди этих групп широко распространены охота, рыбалка, сбор грибов и ягод, просто пикники на природе. К сожалению, в связи с отсутствием представления о собственности, отношение к природе во время пребывания там довольно пренебрежительное, особенно по части пожарной опасности и мусора. Характерно, что, если они остаются на Севере, то их дети становятся уже гораздо меньшими врагами природы, ощущая окружающее как “свое”, то есть повторяется история первопроходцев, ставших промысловиками Сибири.
Мартынов А.С. Виноградов В.Г. 1998 (C)