"Greenpeace"

Начало активной деятельности . Мощным фактором влияния на позиции некоторых товаропроизводителей и государств стала такая по своей сути транснациональная компания как "Greenpeace". Эта организация начала свою природоохранную деятельность в 1971 г. с акций против ядерных испытаний в США. В 1975 г. она вступила в многолетнюю эпопею по дискредитации китобойного промысла. За почти 30-летнюю историю борьбы за сохранение окружающей среды деятельность "Greenpeace" прямо или косвенно ставила на грань разорения одни компании и прямо или косвенно приносила доходы другим. Однако "Greenpeace" всегда оставалась независимой организацией. Единственный раз в начале своего существования, порядке эксперимента организация приняла деньги от одной канадской лесопромышленной компании. Но, после того как бизнесмены стали выдвигать требования, хотя по договору не должны были вмешиваться в деятельность "Greenpeace", эти деньги были возвращены.

Расходы "Greenpeace" ниже, чем издержки на противодействие её акциям . Greenpeace имеет весьма эффективно работающую команду активистов, которая с успехом противостоит признанным имиджмейкерам. Так, крупная финская лесопромышленная фирма "Enso" пыталась противостоять "Greenpeace", выступавшей за запрещение вырубки естественных лесов в Карелии. Для нейтрализации давления "Greenpeace" и формирования благоприятного для компании общественного мнения, была приглашена команда имиджмейкеров, принимавших участие в победной предвыборной компании Билла Клинтона. В итоге "Enso" все таки была вынуждена уступить "зеленым", понеся большие материальные и моральные потери. Расходы "Greenpease" и сотрудничавших с нею НПО были многократно ниже тех, что понесла финская фирма.

Собственное производство "Gpeenpeace" разорило одного из средних производителей . Примеры эффективного воздействия "Gpeenpeace" на промышленные корпорации в мире весьма многочисленны. При этом, "зеленые" прибегают к самым неожиданным аргументам, например, организовывают собственное экологически чистое производства. Так, получив отказ не использовать хлор при изготовлении детских подгузниках и чайных фильтров от производителей, "Gpeenpeace" наладила собственное их изготовление (благо технологический процесс достаточно прост) и разорила одного из средних производителей. После этого случая даже "Procter & Gemble", не стал возражать против отказа от беленой бумаги, вовремя сообразив, что соответствие требованиям "Greenpeace" является отличной дополнительной рекламой товару.

Протест против затопления нефтяной платформы "Брент Спар". Одной из нашумевших последних крупных акций "Greenpeace" является протест против Англо- Датской компании "Шелл" по поводу затопления в Северном море нефтяной платформы "Брент Спар". В результате имиджу этой крупнейшей транснациональной корпорации был нанесен огромный материальный ущерб, а большинство стран-членов ОСПАР ("Комиссии Осло и Парижа") и Европейская комиссия дали понять правительству Великобритании, что затопление является неприемлемым методом "утилизации" устаревших нефтяных платформ.

Борьба "Greenpeace" против генных биотехнологий. Американская корпорация "Монсанто" из Сент-Луиса также оказалась в поле пристального внимания "Greenpeace". "Монсанто" активно внедряет в производство современные генные биотехнологий. В 1996 году генетически измененными селекционными семенами соевых бобов в США засеяли 2% отводимых под эту культуру площадей. "Улучшенная" соя, несмотря на сопротивление ряда экологических организаций, в первую очередь, "Greenpeace", пошла в широкую продажу. "Зеленые" переходили к более активным действиям объявляя бойкот списку из десяти наиболее известных продуктов, при производстве могут быть использованы "улучшенные" соя и кукуруза. В число бойкотируемых продуктов они включили "Кока-колу", "картофель-фри", продаваемый в сетях "Макдональдс", маргарин "Флейшман", кукурузные хлопья "Квакер".

Возражения "зеленых" пока в основном сводятся к тому, что генетически измененные культурные растения представляют собой "пока неизвестный, но риск". В частности, появившиеся с недавних пор на рынке кондитерские товары, при изготовлении которых использовали генетически улучшенные орехи, обвиняют в том, что они способны вызвать у некоторых людей аллергические реакции. На это члены Американской ассоциации производителей соевых бобов – основные импортеры этого продукта в Европу – возражают, что улучшенная соя в "аллергических преступлениях" пока не уличена, а с точки зрения экологии уже принесла конкретный результат: для ее защиты от сорняков требуется горазда меньше гербицидов. Европейский союз недавно принял решение о запрещении продажи кукурузы из семян, полученных методом генной инженерии, без специальной маркировки. В целом от всей кампании выгоду получают традиционные производители сельскохозяйственной продукции, крупные фермерские хозяйства, экспортеры "старых", часто низкопродуктивных сортов кукурузы, сои, картофеля и пр.

В борьбе за генетическую чистоту "Greenpeace" пока не сформулировала четкие цели. Единственное их требование, пока, - обязательное маркирование товаров, включающий генетически измененную сою. Технически это сделать трудно (по внешнему виду выведенные генетиками соевые бобы ничем не отличаются от обычных), экономически – влечет серьезные накладные расходы. Российское отделение "Greenpeace" также активизировалось в этом направлении, взяв под контроль возможность экспорта в Россию сортов сельскохозяйственных культур, в создании которых использованы генноинженерные технологии.

Гибкость позиций "Greenpeace". Несмотря на протесты "Greenpeace", компания "Монсанто" продолжает развивать биотехнологии, что вызывает большой энтузиазм инвесторов. Рост котировок ее акций за два последних года составил 230%, увеличившись с 18 до 41 доллара. Более того "Greenpeace" не стало последовательным противником бойкотируемой компании. Так, в 1998 г. эта организация вступила в сделку с той же "Монсанто" по делу об эмиссии пластиковых карт, производимых из биопола – полимера, принципиально отличного от изготовляемых на основе углеводородного топлива. Эта пластиковая карточка совсем не содержит полихлорвинила. Как оказалось, эта акция может принести немалые деньги "зеленым" - администрация "Кооперейтив бенк", будет отчислять в фонд "Greenpeace" по 5 фунтов стерлингов с каждой кредитной карточки плюс 25 центов с каждой сделки, осуществленной с помощью "зеленого пластика". Для столь полезной и для природы, и для самих "зеленых" акции, каковой можно назвать "зеленую революцию в банковском деле", экологи решили на время забыть о существующих противоречиях по биотехнологическим неувязкам.

Призывы к бойкоту компании "Шанель". Во многих акциях "Greenpeace" чувствуется отсутствие четкой стратегии действий. Либо это результат самодеятельности региональных отделений, либо отдельных активистов. Так, французские борцы за сохранение природы призывают компанию "Шанель" перейти на синтетическую эссенцию и заменить ею натуральное масло, утверждая, что при изготовлении этого изделия парфюмеры используют масла редчайшего дерева, произрастающего во влажных джунглях Бразилии и относящегося к исчезающим видам растительного мира. Парфюмеры пока не реагируют на такие выпады. Но если они не прислушаются к этому требованию, то "зеленые" обещают организовать международный бойкот этих всемирно известных духов.

Защита лесов Карелии . В отношении к Российским производителям известны активные действия "Greenpeace" по защите старовозрастных лесов Заонежья. Особую озабоченность "зеленых" вызывает хозяйственная деятельность в былинном крае – Калевальском районе Карелии. Лесозаготовители пытались защищаться, обвиняя "зеленых" в том, что они выполняют заказ западных фирм и добиваются закрытия наиболее конкурентоспособных российских фирм, поставляющих дешевую древесину в Европу. Однако эффективность кампании "Greenpeace" была безусловно выше и ряд крупных фирм – постоянных партнеров объявили мораторий на закупку карельского леса. Германия отказалась покупать у Финляндии бумагу, изготовленную из карельского леса.

Дальше