ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДООХРАННОЙ ИДЕОЛОГИИ В ФОРМИРОВАНИИ ИМИДЖА ПРЕДПРИЯТИЙ

Потери Mitsudishi от недальновидной политики в лесопользовании . В качестве одного из эффективных средств давления на промышленные компании в последнее время делается упор на природоохранную составляющую их имиджа. Это становится порой существенным фактором, влияющим на объемы продаж других товаров, реализуемых под торговой маркой компании. Так, например, недальновидная лесопромышленная политика японской Mitsudishi в Канаде сказывается на объемах продаж основной продукции этой корпорации: автомобилей и электроники.

Как российские нефте- и газодобывающие компании демонстрируют свою экологическую обеспокоенность. В ряде отечественных компаний в настоящее время активно разрабатываются Программы экологического сопровождения нефте- и газо-добычи. РАО "Газпром" является одной из крупнейших в мире газовых компаний, доля которой в общемировой добыче составляет 22%. Удельный вес в общероссийской добыче газа – 94,1%. В 1995 году утверждена и опубликована "Политика РАО "Газпром" в области охраны окружающей среды". Разработан комплекс новых решений, направленных на улучшение экологической обстановки в районах размещения объектов газовой промышленности. Одним из главных направлений нашей деятельности является добыча, транспортировка, переработка и распределение природного газа – экологически самого чистого минерального топлива, использование которого позволяет значительно сократить выбросы вредных веществ в атмосферу по сравнению с сжиганием нефти и угля.

В конце 1997 г. председатель Госкомэкологии В.И. Данилов-Данильян подписал приказ о проведении эксперимента по привлечению внебюджетных источников финансирования экологических программ и проектов нефтяной компании ЮКОС. В результате ЮКОС получает право до 2000 года оставлять у себя экологические платежи и штрафы. По расчетам экспертов ЮКОСа, только в 1997 году в специализированный фонд эколого-экономической безопасности, а значит, и на счет владеющего нефтяной компанией банка МЕНАТЕП поступит свыше 632 млрд. руб. Ежегодно "ЮКОС" выделяет 10-15% от чистой прибыли на реализацию природоохранных мероприятий, считая одной из основных целей своей деятельности экологическую безопасность производства и последовательное улучшение природной среды. За точку отчета берутся экологические критерии технологии мирового класса, приближение к которым обеспечивается реализацией долгосрочных программ. Так, на экологические исследования и природоохранные мероприятия в рамках подготовки проекта освоения Приобского месторождения деловые партнеры: "ЮКОС" и американская компания "АМОКО" направили около 5 млн. долларов. "Несоблюдение мер экологической безопасности грозит нашей компании лишением права на проведении работ, поэтому небрежность в этой сфере – не в наших интересах", - отмечает Д. Вестбрук. В 1996 г. он же объявил, что компания ассигнует 135 тыс. долларов на программу спасения белых журавлей (стерхов), сибирская популяция которых насчитывает лишь 20 особей. Птиц будут выводить в Окском заповеднике и оттуда на самолетах перевозить в район Надыма (Ямало-Ненецкий автономный округ). Участие в программе вполне соответствует стратегической линии "АМОКО" направленной на формирование имиджа экологически озабоченной компании.

Координация экологических мероприятий нескольких компаний . Весьма важным итогом переговоров стало одобрение экспертной комиссией Госкомэкологии России (в 1996 г.) экологического обоснования освоения Приобского месторождения. Это позволяет начать подготовку отчета "Оценка воздействия на окружающую среду" для представления его Мировому банку, что является одним из обязательных условий рассмотрения заявки инвесторов на кредитование проекта. Проект освоения Приобского месторождения остается привлекательным и для других нефтяных компаний, в частности для "Шелл", которая не вошла в число разработчиков месторождения, но хотела бы участвовать в его освоении. Представители российских экологических организаций выступили с заявлениями, цель которых - обезопасить природную среду региона используя практику, применяемую на месторождениях Аляски: нефтяное поле разрабатывают несколько компаний, но ответственной за транспортировку, экологические мероприятия и организацию работ, по взаимному согласию, избирается лишь одна. "Южнее по течению Оби будет работать компания "Шелл", - сказал представитель российских природоохранных НПО А.Григорьев – Всевозможные неприятности могут возникнуть именно из- за отсутствия координации между ней и "АМОКО". Говоря о необходимости координации действий с "Шелл" представители "Амоко" указывают на весьма большую отдаленность (150-190 км) зоны разработок этой компании от лицензированной территории Приобского месторождения.

Другой пример. В январе 1992 года появится СП "Полярное сияние", учредителями которого стали ГП "Архангельскгеология" (преобразованное впоследствии в АО "Архангельскгеолдобыча") и компания "Коноко". Спустя три года к проекту подключилась НК "Роснефть". На фоне достаточно хороших производственных показателей особое место занимают бюджетные отчисления СП и нестандартные природоохранные меры, предпринятые предприятием. "природоохранные капвложения по Ардалинскому комплексу должны составить не менее 20 млн. долларов". "Коноко" имеет надежную репутацию у представителей нефтяной промышленности и различных правительственных организаций благодаря своим высоким требованиям к защите окружающей среды и обеспечению безопасности труда. По результатам ежегодных обследований, проводимых Американским нефтяным институтом, за последние 10 лет компания 8 раз завоевывала звание "самой безопасной".

Экологические факторы в деятельности нефтеперерабатывающих заводов в Ленинградской области. В Киришах руководство АО "Кинеф" (бывшее "Киришинефтеоргсинтез") провело встречу с представителями природоохранных организаций и работниками средств массовой информации. Официально ее темой была экологическая безопасность недавно открытого завода по производству основы для синтетических моющих средств ЛАБЛАБС. Однако можно с уверенностью сказать, что созвать конференцию ее организаторов побудило обострение конкуренции на топливном рынке северо-запада России, в ходе которой руководство НПЗ попыталось использовать "зеленую карту". НПЗ вынужден был пойти на крупные затраты – контракт с американской компанией UOP предусматривал оснащение нового завода природоохранными технологиями общей стоимостью $ 12,5 млн. Напомним, что на строительство всего завода было израсходовано $ 250 млн.

Подобные конференции должны помочь сформировать положительный имидж продукции НПЗ, завода по производству ЛАБЛАБС и "Сургутнефтегаза". Кампания весьма своевременная – сложившееся в свое время негативное общественное мнение в отношении Киришского НПЗ и "Сургутнефтегаз" в целом, по всей видимости, во многом облегчило и ускорило приход в регион конкурентов "Сургутнефтегаза" (начиная с Neste и заканчивая "ЛУКойлом" и ЮКОСом). Так что в обостряющейся борьбе экологическая безопасность становится нелишним аргументом.

Экологический фактор и выбор стратегического направления развития компаний . Экологические аргументы оказались решающими при выборе направления развития некоторыми нефтедобывающими компаниями. Такая переориентация была связана с усилением химического производства, которое позволяет эффективно решать экологические проблемы и утилизировать попутный газ. Так консорциум "Газпром" - Shell - "ЛУКойл" претендовал на "Роснефть", чье дочернее предприятие "Пурнефтегаз" получает много попутного газа. Для его переработки газовики планируют приобрести Сургутский газоперерабатывающий завод, выкупив у его нынешнего хозяина - НК "Сургутнефтегаз" пакет акций завода в размере от 26 до 51% уставного капитала. Эта покупка дала бы газовикам возможность влиять на нефтяные компании, которые имеют при добыче нефти значительные объемы попутного газа. Ведь иначе его пришлось бы сжигать и платить огромные штрафы экологам. Наконец, в последнее время газовики проявляют повышенное внимание к химической отрасли - часть производств они недавно забрали у ФПГ "Нефтехимпром" за долги. Таким образом, приобретение источников сырья для нефтехимических комбинатов улучшает не только природоохранный имидж "Газпрома", но и становится экономически выгодным.

Экологический имидж банков . Участие коммерческих банков в разработке и реализации мероприятий по обеспечению устойчивого развития России в свою очередь способствует формированию у них благоприятного экологического имиджа, что в современных условиях может рассматриваться как важный показатель рейтинга банка и выступать средством конкурентной борьбы. Не случайно девиз "Эконацбанка" "Мы помогаем сохранять окружающий мир" очень созвучен интересам экономики и экологии. "Межэкономбанк" финансирует проекты сохранения редких видов животных, и для своего имиджа в рекламе использует эту тему.

Дальше