ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ КАК ЭЛЕМЕНТ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ

Ужесточение экологических требований к продукции и производственному процессу – реалии современного рынка, с которыми нельзя не считаться. Обеспечить их выполнение можно только посредством экологизации самого производства. Более того, все чаще зарубежный покупатель проверяет не только экологическое качество продукции, но и экологические условия ее производства (даже сырья). За поражением в конкурентной борьбе на внешнем рынке все чаще следует вытеснение с внутреннего. Для предприятия пренебрежение экологией сегодня – это экономический крах завтра.

Роль конкуренции в снижении экологических параметров производства . Либерализация экономики, по идее, должна способствовать проникновению в производство современных технологий, в том числе и природоохранных. Однако местные производители, конкурирующие с более дешевой импортной продукцией, часто вынуждены заменять экологически чистые, но дорогостоящие способы производства, на более дешевые и экологически грязные. Производителям, которые не используют экстенсивные и разрушительные технологии, приходится через некоторое время закрывать производство, ввиду невозможности конкурировать с дешевой импортной продукцией. Наиболее остро экологическая аргументация внедряется в рыночные взаимодействия производителей и потребителей продуктов питания, бумаги, бытовой химии и др.

Фосфаты в стиральных порошках и "цветение водоемов". Одним из ярких примеров "сбрасывания" в Россию устаревших, имеющих экологические последствия, технологий, которые уже не используются в развитых странах, является технология производства стиральных порошков. Больше половины стиральных порошков, которые рекламируются в России, содержат особо опасное для водных экосистем вещество - триполифосфат натрия (ТПН). Его содержание в порошках колеблется от 15 до 40 %. ТПФ не улавливается даже самыми современными очистными сооружениями. Попадая в реки и озера ТПН начинает действовать на водную растительность как удобрение. Всего 1 грамм триполифосфата натрия стимулирует образование 5-10 кг. водорослей! Ученые считают, что сейчас россияне тратят ежегодно около 1 млн. т. стирального порошка. Таким образом, в российские реки, озера и моря попадает 300-400 тысяч тонн триполифосфата натрия.

Во многих странах выпуск порошков с использованием фосфатов сначала ограничили, а потом и вовсе запретили. В настоящее время в Германии, Италии, Австрии, Норвегии, Швейцарии и Нидерландах стирают только порошками без фосфатов. В Бельгии более 80% порошков безфосфатные, в Дании - 54%, Финляндии и Швеции - 40, Франции - 30, Великобритании и Испании - 25, Греции и Португалии - 15%. В Японии уже к 1986 году в стиральных порошках фосфатов не было вообще.

Взамен фосфатов в стиральные порошки вводят биологически инертные, экологически безопасные вещества - цеолиты. Но те же фирмы, которые в своих странах выпускают бесфосфатные порошки с цеолитом, в России под теми же торговыми марками производят порошки с фосфатами. Так, очень хорошо известная фирма "Проктер энд Гембл" у себя в США еще в 80-е годы производила "Ариэль" с уменьшенным содержанием фосфатов и вообще без них. Однако для России на принадлежащем фирме "Новомосковскбытхиме" производится "Ариэль", "Тайд", "Тикс", "Миф" с фосфатами.

Экологические факторы и производство автомобилей . Наиболее актуальной сегодня является проблема обеспечения экологической безопасности транспорта через давление на производителей автомобилей с целью заставить их применять новые технологии. Так, с 1993 г. в США под давлением общественности и рекомендациям ученых запрещено производство и продажа двигателей, работающих на этилированном бензине, с 1996 г. – продажа самого бензина, а с октября 1993 г. запрещена продажа дизельного топлива с содержанием серы выше 0,05%. Применявшиеся при этом экономические меры давления включали как штрафы за эксплуатацию "грязных" автомобилей, так и существенные финансовые поощрения (дотации, низкопроцентные ссуды, отсрочки в платежах, налоговые льготы и т. п.) при использовании автомобилей, двигатели которых работают на природном газе, метаноле, этаноле, и других экологически чистых видах топлива.

Пренебрежение экологическими аспектами производства продукции в современной рыночной экономике может оказаться решающим аргументом. Так, британский экспортер легковых автомобилей "Лада" - Motor Vehicle Import (MVI) - объявил о прекращении закупок "ВАЗов", которые продавались в Великобритании с 1973 г. Первые серьезные затруднения в продаже автомобилей на Британских островах возникли в ноябре 1996 г., когда англичане приостановили закупку "Лад", ожидая подписания контракта на поставку инжекторных систем вспрыска топлива из США. Из-за неспособности "АвтоВАЗа" модернизировать "Лады" уровень продажи упал с 30 тыс. автомобилей в 1988 году до 4,5 тыс. в 1996 году. Наши автомобили не пользуются спросом, так как двигатели "Жигулей" не соответствуют британским стандартам. Ужесточение норм токсичности выхлопных газов автомобилей привело к тому, что последняя новинка "ВАЗ-2110" не прошла сертификацию для продажи в Европе.

В то же время от внимания экологов пока ускользает такая проблема, как экологическая "цена" производства платиновых катализаторов для систем дожигания автомобильного топлива. Значительная часть этого металла производится на предприятиях концерна "Норильский никель", производства которых отличаются крайне высокими экологическими издержками. Таким образом чистота двигателей многих европейских и американских автомобилей оплачена колоссальными выбросами загрязнителей в атмосферу России и гибелью уникальных предтундровых лесов и пастбищ северного оленя.

Формальное использование в рекламе природоохранных тем . Попытка использования экологической политики в деятельности промышленных компаний порой выражается лишь формой, но не содержанием. Такую "экологическую" рекламу социологи называют "экологической порнографией". Так, компания "Филиппс петролиум" для телерекламы своей продукции, благотворительное воздействие которой на среду очень сомнительно, наняла двух ручных ягуаров, оленей и дрессированного золотого орла. Для рекламы все чаще прибегают к утверждению, что товар такой то фирмы является наиболее "чистым", или "естественным", или минимально загрязняет природную среду, - в отличие от товаров других, менее "ответственных" фирм.

Порой товаропроизводители буквально проходят мимо собственной коммерческой выгоды. Сколько мог бы сэкономить автозавод ГАЗ на рекламе, если бы внял предложению экологов начать серию роликов социальной рекламы (по соответствующим расценкам) посвященной редким видам России. Речь шла о рекламном ролике с единственным представителем рода газелей - дзереном. То что потребители отчетливо смогли бы идентифицировать эту газель и Газель, выпускаемую ГАЗом сомнений не вызывает. Но начав с такой рекламы, ГАЗ вполне бы мог рассчитывать на статус социальной рекламы и для своего следующего символа соболя (модель микроавтобуса).

Особый цинизм использования некоторыми товаропроизводителями в качестве "рекламного дополнения" живых символов заключается в том, что часто фирмы-рекламодатели экологически "небезгрешны". В России среди любимых "живых символов" - тигр, рысь, гепард, стерх - редкие виды, на сохранение которых товаропроизводители средств не выделяют. В то же время, товарный знак с "живым символом" - некоторая гарантия качества товаров и услуг вне их реальной оценки.

Экологическая отчетность компаний . Крупные компании стали все чаще проводить отчисления в пользу различных фондов по защите природной среды, рассчитывая не только на получение налоговых или других льгот, но и на повышение репутации. До 1990 года во всем мире не более десятка компаний, представляя акционерам годовые отчеты, отражали в них экологические аспекты своей производственной деятельности. Сейчас ситуация иная, по данным "КПМГ Болинс" – шведского отделения международной сети экологического аудита "КПМГ", это делают 69% корпораций, за деятельностью которых она ведет наблюдение (в 1993 г. – 37%).

Лидером является Норвегия, где 95% обследуемых компаний отражают экологические вопросы в финансовой отчетности. Аутсайдером – Новая Зеландия, где их количество не достигает 50%. Отдельные экологические доклады ежегодно готовят 23% фирм (в 1993 г. – 13%). При этом 18% компаний идут еще дальше: они особо выделяют экологические аспекты в бухгалтерской и финансовой отчетности, просчитывают как объемы экоинвестиций, так и достигнутый за их счет экономический эффект (например, объем сэкономленных средств в результате внедрения энергосберегающих технологий, более высокой доли переработки вторсырья и т. д.).

Наиболее "экологически сознательной" является химическая промышленность – 70% наблюдаемых фирм в годовых отчетах выражают озабоченность проблемой защиты окружающей среды. Далее идут лесоперерабатывающая, целлюлозно-бумажная и нефтегазовая отрасли. Наибольшую готовность представить подобного рода отчетность выражают фирмы США, Канады, Великобритании и Германии.

Природоохранные вложения порой выгодней, чем экономия на них . Как свидетельствуют факты, часто действительное вложение финансовых средств в природоохранные мероприятия может дать больший экономический эффект, чем последующие попытки предотвращения аварий. После прорыва трубопровода под Ханты-Мансийском и выброса в реку 3-х тысяч тонн нефти очистные мероприятия обошлись компании "ЮКОС" в 96 миллиардов рублей, а 36 миллиардов составили штрафные санкции местного комитета по экологии. Стоимость же станка горизонтального бурения, с помощью которого нефтепровод прокладывается под дном реки и становится безопасным, - 37 миллиардов рублей. Легко подсчитать, что если бы экологические расчеты были сделаны заранее и станок приобретен до аварии, а не после нее, то "Юкос" не понес бы таких внушительных финансовых потерь.

Дальше