Театр - понятия и жанры

Виды и жанры театрального искусства

    ВОДЕВИЛЬ — вид комедии положении с песнями-куплетами и танцами. Возник во Франции; с начала XIX в. получил общеевропейское распространение. Лучшим произведениям присуши задорное веселье, злободневное отображение действительности.
    ДРАМА — один из ведущих жанров драматургии, начиная с эпохи Просвещения, в котором изображается мир реального человека в его остроконфликтных, но не безысходных отношениях с обществом или собой. В XX в. драма отличалась серьезным содержанием, отражала различные аспекты жизни человека и общества, исследовала человеческую психологию.
    КОМЕДИЯ — вид драмы, в котором действие и характеры трактованы в формах комического. Как и трагедия, родилась в Древней Греции из обрядов, сопровождавших шествия в честь бога Диониса. Комедия, трезво исследуя человеческую природу, высмеивала пороки и заблуждения людей. Лучшие образцы этого жанра отличаются бескомпромиссность» анализа, остротой и смелостью в высмеивании пороков общества. В разных странах возникали свои варианты комедии. Известны «ученая» комедия итальянских гуманистов и испанская комедия Лопе де Вега и Кальдерона, английская комедия эпохи Возрождения, французская классицистская комедия эпохи Просвещения, русская реалистическая комедия. По принципу организации действия различают комедию характеров, положений, идей. По типу Сюжетов комедии могут быть бытовыми и лирическими, по характеру комического — юмористическими, сатирическими.
    МЕЛОДРАМА — пьеса с острой интригой, преувеличенной эмоциональностью, резким противопоставлением добра и зла, морально-поучительной тенденцией. Возникла в конце XVII в. во Франции, в России — в 20-е гг. XIX в.
    МИМ — комедийный жанр в античном народном театре, короткие импровизационные сценки сатирического и развлекательного характера.
    МИСТЕРИЯ — жанр средневекового западноевропейского религиозного театра. Мистерии представлялись на площадях городов. Религиозные сцены в них чередовались с интермедиями.
    МОНОДРАМА — драматическое произведение, исполняемое одним
    актером.МОРАЛИТЕ — жанр западно-европейского театра XV—XVI вв., назидательная аллегорическая драма, персонажи которой олицетворяли различные добродетели и пороки.
    МЮЗИКЛ — музыкально-сценическое произведение, главным образом комедийного характера, в котором используются средства эстрадной и бытовой музыки, драматического, хореографического и оперного искусств, жанр сформировался в США в конце XIX в.
    ПАРОДИЯ — 1) жанр в театре, на эстраде, сознательная имитация в сатирических, иронических и юмористических целях индивидуальной манеры, стиля, стереотипов речи и поведения; 2) искаженное подобие чего-либо.
    ПАСТОРАЛЬ — опера, пантомима или балет, сюжет которых связан с идеализированным изображением пастушеской жизни.
    СОТИ — комедийно-сатирический жанр французского театра XV—XVII вв., разновидность фарса.
    ТРАГЕДИЯ (в переводе с греческого — «песнь козлов») — вид драмы, проникнутый пафосом трагического. В античности отображал непосредственную жизнь персонажей трагических событий, действие преобладало над рассказом. В эпоху Возрождения в пьесах было отброшено считавшееся обязательным единство действия, трагическое часто соединялось с комическим. В дальнейшем трагедия строго регламентируется: опять преобладает единство действия, места и времени; наблюдается размежевание комического и трагического. В современном театре трагедия в чистом виде встречается редко. Основу трагедии составляют острые общественные конфликты, коренные проблемы бытия, столкновения личности с судьбой и обществом. Трагическая коллизия обычно разрешается гибелью героя.
    ТРАГИКОМЕДИЯ — драматическое произведение, обладающее признаками как комедии, так и трагедии. В основе ее лежит ощущение относительности существующих критериев жизни; одно и то же явление драматург видит и в комическом, и в трагическом освещении, характерна для XX в.
    ФАРС — 1) вид средневекового западно-европейского народного театра бытового комедий но-сатирического характера, существовавший в XIV—XVI вв. Близок немецкому фастнахтшпилю, итальянской комедии дель арте и др.; 2) в театре XIX—XX вв. комедия-водевиль легкого содержания с чисто внешними комическими приемами.
    ФЕЕРИЯ — жанр театральных спектаклей, в которых для фантастических сцен применяются постановочные эффекты. Возник в Италии в XVII вв.
    ФЛИАКИ — народные театральные представления в Древней Греции, особенно распространенные в III—IV вв. до н.э. в греческих колониях: короткие импровизационные шутки-сценки из повседневной жизни о веселых похождениях богов и героев.

 

Основные понятия

    АВАНЛОЖА — места в зрительном зале, помещение перед входом в ложу.
    АВАНСЦЕНА — передняя часть сцены (между занавесом и рампой).
    АКТ — законченная часть драматического произведения или театрального представления; то же, что и действие.
    АКТЕР, актриса — исполнитель (исполнительница) ролей.
    АМПЛУА — сходные по характеру роли, соответствующие дарованию и внешним данным определенного актера.
    АМФИТЕАТР — 1) античное сооружение для зрелищ: овальная арена, вокруг которой уступами располагались места для зрителей; 2) места в зрительном зале, расположенные за партером.
    АНГАЖЕМЕНТ — приглашение актера на определенный срок для участия в спектаклях или концертах.
    АНОНС — объявление о предстоящих гастролях, спектаклях,
    концертах.АНТИГЕРОЙ — нарочито сниженный, дегероизированный персонаж в спектакле, занимающий одно из главных мест.
    АНТРАКТ — перерыв между действиями (актами) спектакля, между отделениями концерта.
    АНТРЕПРЕНЕР — владелец, содержатель, арендатор частного
    театра.АНТРЕПРИЗА — частный театр.
    АНШЛАГ — объявление о том, что все билеты (на спектакль, представление) проданы.
    АПОФЕОЗ — торжественная завершающая массовая сцена спектакля или праздничной концертной программы.
    АРЬЕРСЦЕНА — наиболее удаленная от зрительного зала часть сцены.
    БАЛАГАН — театральное представление комического характера, показываемое на ярмарках и народных гуляньях (в России с XVIII в.).
    БАЛКОН — места в зрительном зале, расположенные амфитеатром в различных ярусах.
    БЕЛЬЭТАЖ — первый ярус балконов над партером и амфитеатром в зрительном или концертном зале.
    БЕНЕФИС — 1) театральное представление в честь одного актера; 2) спектакль, сбор от которого поступал я пользу одного или нескольких актеров, а также других работников театра.
    БЕНУАР — театральные ложи на уровне сиены или несколько ниже по обеим сторонам партера.
    БЕРИКАОБА — грузинский импровизационный народный театр масок. Существовал с древнейших времен до начала XX в.
    БУРЛЕСК — преувеличенно комическое изображение на сцене.
    БУТАФОР — театральный работник, ведающий бутафорией. Изготовляет ее художник-бутафор.
    БУТАФОРИЯ — предметы, специально изготовляемые и употребляемые вместо настоящих вещей в театральных постановках.
    БУФФОН — амплуа актера, использующего для исполнения роли шутовские приемы.
    БУФФОНАДА — 1) представление с применением клоунских приемов; 2) подчеркнутое внешне комическое преувеличение, иногда окарикатуривание персонажей.
    ВЕРТЕП — народный украинский кукольный театр, получивший распространение в XVII—XIX вв. Куклы, укрепленные на проволоке внутри двухъярусного ящика — вертепа, приводились в движение вертепщиком. Сцены на библейские сюжеты. Сатирические интермедии сопровождались музыкой.
    ГАЛЕРКА — верхний ярус зрительного зала.
    ГАСТИОН — актер в Древнем Риме.
    ГАСТРОЛИ — выступление актеров на выезде в других театра.
    ГЕРОЙ — главное действующее лицо в спектакле.
    ГЕНЕРАЛЬНАЯ РЕПЕТИЦИЯ — последняя перед спектаклем, концертом.
    ГРАНДАМ — амплуа актрисы, исполняющей роли знатных дам.
    ГРАНДКОКЕТ — роль взрослой знатной дамы.
    ГРИМ — 1) искусство изменения внешности актера (преимущественно лица) с помощью специальных красок, наклеек, парика, прически и др.; 2) краски и другие принадлежности для гримирования.
    ГРИМЕР — специалист, занимающийся гримировкой актеров.
    ГРИМ-УБОРНАЯ — комната для гримирования и переодевания актеров.
    ДЕЙСТВИЕ — законченная часть спектакля. То же, что и акт.
    ДЕКЛАМАЦИЯ — четкое выразительное чтение вслух.
    ДЕКОРАЦИЯ — художественное оформление места действия на театральной сцене, создающее зрительный образ спектакля.
    ДЗЁРУРИ — вид театра кукол в Японии. Пьесы дзёрури ставятся на сцене театра кабуки.
    ДИВЕРТИСМЕНТ — музыкальное или драматическое представление из ряда отдельных номеров, обычно даваемое в дополнение к спектаклю.
    ДРАМАТУРГ — автор драматических произведений.
    ДРАМАТУРГИЯ — 1) драматическое искусство, теория построения драматических произведений; 2) совокупность таких произведений; 3) сюжетно-композиционная основа отдельного театрального произведения.
    ЗЛОДЕЙ — амплуа актера, играющего отрицательных героев.
    ИНЖЕНЮ — амплуа актрисы, играющей роль наивной девушки.
    ИНТЕРМЕДИЯ — небольшая пьеса, исполняемая между актами драматического или оперного спектакля; вставная сцена.
    КАБУКИ — один из видов классического театра в Японии. Включает музыку, танцы, драму, сложился в XVII в. С 1652 г. в таких труппах выступают только мужчины.
    КАРТИНА — часть акта в драме.
    КЛАКА — специальная группа людей, нанимаемых для создания искусственного успеха или провала спектакля, актера.
    КОКЕТ — амплуа актрисы, выступающей в роли красивой девушки.
    КОЛОСНИКИ — верхняя (невидимая зрителю) часть сцены для установки блоков, сценических механизмов и подвески элементов декораций.
    КОМИК — амплуа актера, исполняющего комедийные роли.
    КОНФИДАНТ — актер, играющий роль приближенного главного героя.
    КОТУРНЫ — род сандалий на очень толстой подошве у древнегреческих и римских актеров для увеличения роста.
    КУЛИСЫ — плоские части декорации (мягкие, натянутые на рамы), располагаемые по бокам сцены.
    ЛИРИК — амплуа актера, играющего лирические персонажи.
    ЛИЦЕДЕЙ — название актера в Древней Руси.
    ЛОЖА — группа мест в зрительном зале (вокруг партера и на ярусах), отделенная перегородками или барьерами.
    МАРИОНЕТКА — театральная кукла, которую кукловод приводит в движение при помощи нитей.
    МИЗАНСЦЕНА — расположение актеров на сцене в тот или иной момент спектакля. Искусство мизансцены — один из важнейших элементов режиссуры.
    МИМ — актер пантомимы.
    МИМИКА — один из важных элементов искусства актера, выразительное движение мышц лица.
    МОНОЛОГ — речь актера, обращенная к слушателям или самому
    себе.МЮЗИК-ХОЛЛ — вид эстрадного театра, соединяющий эстрадные, цирковые, танцевальные и музыкальные жанры. Первые мюзик-холлы возникли в Великобритании в середине ХIХ в.
    НАРОДНЫЙ ТЕАТР — 1) театр, бытующий в народе, органически связанный с устным народным творчеством; 2) профессиональный театр второй половины XIX в., деятельность которого была адресована широкому зрителю; 3) непрофессиональный любительский театр (в России появился в середине XIX в.).
    НОО — один из видов традиционного японского театра. Включает музыку, танец, драму. Характерные черты: условность декораций, главные персонажи — в масках, костюм лишен бытовой конкретности.
    ПАДУГА — полоса занавеса по верху сценической площадки.
    ПАНТОМИМА — вид сценического искусства, в котором художественный образ создается без помощи слов, средствами выразительного движения, жеста, мимики.
    ПАРТЕР — плоскость пола зрительного зала с местами для зрителей, обычно ниже уровня сцены.
    ПЕЛЖЕНТ — передвижная сцена в виде большой повозки в средневековом театре. Применялась при постановке мистерий, мираклей, процессий.
    ПЕТИМЕТР — образ щеголя в сатирической комедии.
    ПЕТРУШКА — главный персонаж русских народных кукольных представлений; известен с первой половины XVII в.
    ПОДМОСТКИ — синоним слова «сцена».
    ПОСТАНОВКА — творческий процесс создания спектакля; то же, что и спектакль.
    ПРЕМЬЕР, премьерша — актер, актриса, занимающие ведущее положение в труппе, играющие главные роли.
    ПРЕМЬЕРА — первый (или один из первых) публичный платный показ нового спектакля.
    ПРИМАДОННА — актриса, исполняющая главные роли.
    ПРОСТАК — амплуа актера, исполняющего простодушного человека.
    РАМПА — осветительная аппаратура на полу сцены по ее переднему краю, скрытая от публики бортом.
    РЕВЮ — эстрадное или театральное представление, состоящее из нескольких номеров, объединенных одной темой.
    РЕЖИССЕР — постановщик спектаклей, на основе собственного замысла создает новую сценическую реальность, объединяя работу актеров, художника, композитора.
    РЕЗОНЕР — амплуа актера, высказывающего нравоучительные
    суждения.РЕКВИЗИТ — предметы, используемые в театральных постановках.
    РЕПЕТИЦИЯ — основная форма подготовки театрального
    представления.РЕПЕРТУАР — совокупность произведений, исполняемых в театре.
    РЕПЛИКА — краткое высказывание, произносимое одним актером в ответ на слова другого.
    СКЕНА — помещение для переодевания и выхода актеров театра в Древней Греции.
    СОЛИСТ — ведущий актер в спектакле.
    СОФИТ — часть осветительной аппаратуры в театре, светильники рассеянного света, освещающие сцену спереди и сверху.
    СПЕКТАКЛЬ — театральное представление. Создается на основе драматического или музыкально-сценического произведения в соответствии с замыслом режиссера совместными усилиями актеров, художника и др.
    СТАТИСТ — актер массовки, исполняющий роль без слов.
    СУБРЕТКА — роль находчивой служанки.
    СУФЛЕР — работник театра, следящий за ходом репетиций и спектакля по тексту пьесы и в случае необходимости подсказывающий актерам слова роли.
    ТЕАТР — род искусства, специфическим средством выражения которого является сценическое действие, возникающее в процессе игры актера перед публикой.
    ТЕАТР КУКОЛ — вид театрального зрелища, в котором действуют куклы, управляемые актерами-кукловодами.
    ТЕАТР МИНИАТЮР — вид театра, в котором ставятся произведения так называемых малых форм (одноактные пьесы, пародии, сценки, скетчи).
    ТЕАТР ТЕНЕЙ — вид театрального зрелища, основанный на использовании плоских кукол, которые находятся между источником света и экраном или накладываются на него.
    ТЕЛАРИИ — приспособления для смены декораций в старинных театрах Западной Европы.
    ТРАВЕСТИ — амплуа актрисы, исполняющей роли подростков.
    ТРАГИК ~ амплуа актера, исполняющего трагедийные роли.
    ТРУППА — актерский состав театра.
    ТРЮМ — помещение под сценой.
    ФАТ — амплуа актера, играющего эффектных, самовлюбленных и ограниченных людей (преимущественно молодых).
    ФИГУРАНТ — актер, играющий роль без слов; то же, что и статист.
    ФИНАЛ — завершающая часть спектакля.
    ФУРКИ — приспособления для перемещения на сцене декораций.
    ЭТУАЛЬ — актриса развлекательного жанра.
    ЭТЮД — в современной театральной педагогике упражнение для развития и совершенствования актерской техники.
    ЯРУС — один из средних или верхних этажей в зрительном зале.