Основные направления, школы и объединения живописи


    АБСТРАКЦИОНИЗМ — направление в искусстве XX в., в котором произведение выстраивается исключительно из формальных элементов: линия, цветовое пятно, конфигурация. Возник в 1910-х гг., после Второй мировой войны стал доминирующим направлением в искусстве стран Западной Европы и Северной Америки. Крупнейшие представители: В. В. Кандинский, К. С. Малевич, П. Мандриан, Р. Делоне, Ф. Купка.
    АБСТРАКТНЫЙ ЭКСПРЕССИОНИЗМ — течение абстрактной живописи, возникшее в период между 1933 и 1945 гг. в Америке на основе европейских стилей. В этом названии объединились два различных направления Action Painting (живопись действия) и Color Field Minting (живопись цветовых пространств). Цветовая гамма и игра красок являются общим признаком для обоих направлений. Крупнейшие представители: Д. Поллок, В. Де Кунинг, X. Хофман, А. Горка, Р. Мазеруэлл, М. Ротко, Ф. Клайн.
    АВАНГАРДИЗМ — понятие, определяющее экспериментальные, новаторские, модернистские начинания в искусстве. На разных этапах в качестве первооткрывателей выступали разные направления.
    АКАДЕМИЗМ — направление, образовавшееся в художественных академиях XVI—XIX вв., основанное на академизации (превращении в норму, образец и основу) художественной школы какого-либо направления.
    АМПИР — стиль 1-й трети XIX в. в странах Европы, завершающая фаза эволюции классицизма.
    АНДЕРГРАУНД — подпольная культура как составная часть так называемой контр культуры. Возник в США. В СССР стал обозначением сообществ художников, представляющих не признанное властями искусство.
    АНТИЧНОЕ ИСКУССТВО — искусство античной эпохи Древней Греции и тех стран и народов древнего мира, культура которых развивалась под определяющим влиянием древнегреческой культурной традиции: эллинистических государств, Рима, этрусков, скифов, фракийцев, галлов и др. Обладает общностью репертуара тем, мотивов и форм, эстетического идеала.
    БАРБИЗОНСКАЯ ШКОЛА — возникла в 1830-1860-е гг. во Франции. Крупнейшие представители: Ж. Дюпре, Т. Руссо, Н. Диаз, де ла Пенья. Строили полотна на сочетании реалистически запечатлеваемого обыденного пейзажного мотива и возвышенно-романтического восприятия природы в целом.
    БАРОККО — стиль, зародившийся в конце XVI в. в Италии, в Европе был распространен до начала XVIII в., в Латинской Америке, отчасти в Северной Америки и Азии — в XVII—XVIII вв. Основополагающая черта — синтетичность. Искусство барокко отличается пышностью, взвихренностью, экзальтацией образов.
    БУБНОВЫЙ ВАЛЕТ» — объединение московских художников (1910—1916), обращавшихся к живописно-пластическим исканиям в духе творчества П. Сезанна, фовизма и кубизма, лубка и народной игрушки. Крупнейшие представители: В. Д. и Д. Д. Бурлюки, П. П. Кончаловский, А. В. Куприн, М. Ф. Ларионов, И. И. Машков, Р.Р. Фальк и др.
    БИДЕРМЕЙЕР, бидермайер — стилевое направление в искусстве Германии, Австрии, ряда стран Центральной и Восточной Европы в 1815—1848 гг. Отражало вкусы бюргерской среды. Крупнейшие представители в живописи: Г. Ф. Керстинг, Л. Рихтер, К. Шпицвег, М. Швинд, Ф. Вальдмюллер, И. Томинц.
    БУНДЗИНГА — японская школа живописи тушью, возникшая вконце XVII в. Крупнейшие представители: Тайга Икэно, Бусон Еса, Тэссай Томиока.
    ВЕРИЗМ — направление в итальянской живописи конца XIX в., его принципы сформировались под влиянием теории французского натурализма. Крупнейшие представители: Ф. П. Микетти, Дж. Пеллицца да Вальпело, В. Вела.
    ВОЗРОЖДЕНИЕ, Ренессанс, — одна из величайших культурно-исторических эпох. Началась в Италии в ХШ в. и уступила место барокко в конце XVI в. Характеризуется кардинальными сдвигами в ориентации и содержательном пафосе культуры и искусств, провозглашением реального мира и человека как высшей ценности. Проторенессанс — начальный период (1260/1280—1320). Крупнейшие представители: Джотто, П. Каваллини, А. Ди Камбио, Н. и Дж. Пизано. Раннее Возрождение (около 1401/1420 —около 1500) — время формирования и утверждения ренессансных принципов. Ведущие школы этого времени — флорентийская, венецианская, феррарская, умбрийская. Высокое Возрождение — период наивысшего подъема. Крупнейшие представители: Л. Да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Джорджоне, Тициан. Позднее Возрождение (152O/I54O—159O) — завершающий этап. Крупнейшие представители: Микеланджело, Тициан, Веронезе, Тинторетто, Палладно. Плеяда выдающихся мастеров Возрождения работала в 1-й половине XVI в. в Германии: А. Дюрер, X. Хольбайн Младший и др. Кульминацией национальной линии в нидерландском искусстве стало творчество П. Брейгеля Старшего. Возрождение оказало определяющее воздействие на все последующее развитие европейского искусства.
    ГИПЕРРЕАЛИЗМ — направление в европейском и американском искусстве I960—1980-х гг., использующее цветную фотографию или муляж для воспроизведения отдельных фрагментов Действительности. Крупнейшие представители: Д. Эдди, Р. Эстес, Р. Гоинго, Р. Коттингем, Б. Шонцай. М. Морли, Ч. Клоуз, Д. де Андреа, Д. Хэнсон.
    ГОТИКА — стиль, возникший в середине XII в. Сменила романский стиль, в XV—XVT вв. уступила место Возрождению. Унаследовала и развила религиозно-культовый иерархический характер, иррационализм и символ и коаллегорический характер мышления. Ее черты: органическая связь изобразительного искусства с архитектурой и интерьером, сложность и ритмическое богатство композиции, одухотворенность и возвышенность образов. Поздняя готика («пламенеющая», или интернациональная, «перпендикулярный стиль») вместе с усложнением и подчеркнутым вертикализмом декора вносит черты индивидуальности, большей интимности и светской нарядности. ГОХУА, чжунгохуа — традиционалистское направление в китайской живописи, возникшее на рубеже XIX-XX вв.; живопись минеральными и растительными водяными красками и черной тушью, для нее характерно применение выработанных в древности приемов и сохранение традиционных средневековых жанров.
    ГРАФФИТИ — движение в искусстве, возникшее в молодежной культуре США и распространившееся в Европе 1960—1970-х гг. Граффити — искусство улиц, и художники, в основном молодые люди, используют в качестве живописного материала разноцветные спреи (краски в баллончиках). Роль холста играют стены зданий, общественный транспорт, заборы. Некоторые представители этого направления рисуют разноцветными мелками, например Кейт Харинг.
    ГУН-БИ — в классической средневековой живописи и современной традиционалистской китайской живописи гохуа одна из двух (наряду с се-и) дополняющих друг друга манер; основана на тончайшей графической проработке деталей, ясной читаемой линии.
    ДАДАИЗМ —движение, возникшее в Цюрихе в 1916 г. в среде эмигрантов. Интеллектуальный бунт. Крупнейшие представители: М. Дю-шан, Ф. Пикабия, X. Арп, М. Эрнст, К. Швиттерс.
    ДЕКАДЕНСТВО — собирательное обозначение для нетрадиционных явлений в искусстве 2-й половины ХГХ — начала XX в. Характерные черты — настроения упадка, мотивы смерти и небытия, культ красоты, неограниченной свободы личности и творчества.
    ДРЕВНЕРУССКОЕ ИСКУССТВО — 1) искусство Древней Руси (IХ-ХШ вв.), начальный этап развития средневекового русского искусства, время его сложения, христианизации и первого расцвета. Послужило образцом и базой для развития русской, украинской, белорусской художественных школ XIV-XVI1 вв.; 2) средневековое русское искусство (IX-XVII вв.).
    ЁГА — направление европеизированной живописи маслом в форме станковых картин, сложившееся в японской живописи последней трети ХГХ в. параллельно со средневековой художественной традицией нихонга. Широко использует различные элементы европейской изобразительной системы.
    ЗВЕРИНЫЙ СТИЛЬ — тип древнего и средневекового орнамента, восходящий к тотемному почитанию зверя-прародителя. Был распространен у скифов, саков, алтайцев, фракийцев, сарматов в I тыс. до н. э., у кельтов и германцев — в 1 тыс. н. э., в средневековом русском искусстве (главным образом в книжной миниатюре).
    ИМПРЕССИОНИЗМ — направление в искусстве в I860 — начале XX в. Его представители стремились непредвзято и естественно запечатлеть окружающий мир и повседневную жизнь в их подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления. Крупнейшие представители: Э. Мане, К. Моне, О. Ренуар, А. Сислей. К. Писсарро, П. Сезанн, Э. Дега, Б. Морнзо, А. Гийомен, Э. Буден, Дж. Уистлер, М. Либерман, Л. Коринт, К. А. Коровин, И. Э. Грабарь, О. Роден, П. П.Трубецкой.
    КАНО — японская школа живописи, развивавшаяся на протяжении 2-й половины XV—XX вв. Развивала приемы школы Тоса и традиции монохромной живописи. Крупнейшие представители: Кано Масано-бу, Кано Мотонобу, Кано Эйтску.
    КАРАВАДЖИЗМ — художественное направление, характерное для начального этапа развития реалистической живописи XVII в. Основная черта — монументализаиня обыденного мира с помощью светотеневых контрастов. Создано Караваджо и его последователями: О. Джентилески (Италия), X. Тербрюгтен (Нидерланды), X. Риберой (Испания).
    КИНЕТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО - направление в современном искусстве, широко применяющее движущиеся конструкции и другие элементы динамики; оформилось во 2-й половине XX в. в СССР в 1960-х гг действовала группа кинетистов «Движение».
    КЛАССИЦИЗМ — стиль и направление в искусствеXVII — нач. XIX вв., обратившееся к античному искусству и искусству Высокого Возрождения, как к образцу. Ему присущи уравновешенность, четкость, пластическая ясность и гармоничность. Крупнейшие представители: в живописи — Н. Пуссен, Ш. Лебрен, К. Лоррен, Ж. Л. Давил, Ж. О. Д. Энгр; в русской скульптуре — М. И. Козловский, Ф. Ф. Щедрин, И. П. Мартос.
    КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ИСКУССТВО, концептуализм — направление в авангардизме, возникшее в (960-х гг. Особенность состоит в отказе от воплощения идеи в материале. Концептуалистские объекты существуют в виде набросков, проектов, текстов; предметом созерцания является мысленная форма. Наиболее влиятельное объединение — английская группа «Искусство-язык».
    КОСТУМБРИЗМ — в искусстве Испании и Латинской Америки XIX в. направление, пробужденное ростом национального самосознания. Характерно бесхитростное, точное, любовное воспроизведение быта, нравов, типов людей, природы, городских и сельских улиц и интерьеров, идилличность и нотки иронии. Крупнейшие представители: В. П. де Ландалусе, Р. Торрес Мекдес, X. А. Аррьета.
    КРИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ — направление в искусстве Европы и Америки, возникшее в середине XIX в. Ориентированно на непосредственное изображение повседневной жизни людей. Крупнейшие представители: О. Домье, П. Гаварни, Г Курбе, Ж. Ф. Милле, К. Менье, А. Менцель, В. Лейбль, М. Мункачи.
    КУБИЗМ — направление во французском искусстве в 1900—1910-х гг Характерно преобладание в картинах прямых линий, граней и кубоподобных форм. Крупнейшие представители: П. Пикассо и Ж. Брак. Наиболее известные группировки — «Бато Лавуар» и «Золотое сечение».
    МАВРИТАНСКОЕ ИСКУССТВО — стиль, сформировавшийся в результате слияния художественных традиций Арабского халифата, берберов и вестготов. В орнаментах виртуозно исполненные сложные композиции геометрических и растительных узоров, надписей отличаются многообразием форм и вариантов, изысканным сочетанием линеарной графики и цветовых акцентов.
    МАККЬЯЙОЛИ — течение в итальянской живописи 1860-1880-х гг. Название дано за манеру письма свободными красочными пятнами. Крупнейшие представители: Т. Синъорини, Дж. Фаттори, С. Лега.
    МАЛЫЕ ГОЛЛАНДЦЫ — условное обозначение голландских живописцев XVII в., называемых так в связи с камерных характером творчества и небольшим размером картин.
    МАНЬЕРИЗМ — течение в европейском искусстве 1520—1590-х гг., выдвинувшее положение о внутренней идее как основе художественного образа; внешнее ее выражение — сумма определенных стилистических приемов («прекрасная манера»). В стилевую систему «манеры» входят антиклассические начала (вытянутость пропорций, иррациональность пространственных и цветовых отношений, змеевидный ритм движения) и канонизация сложных формул движения, почерпнутых у Рафаэля И Микеланджело.
    МЕТАФИЗИЧЕСКАЯ ЖИВОПИСЬ - направление в итальянском искусстве, возникшее в 1916 г. как реакция на радикальный антитрадиционализм футуристов. Картины «метафизиков» полны намеков, ассоциаций, литературных и мифологических отсылок. Крупнейшие представители: Дж. Де Кирико, К. Карра, А. Савиньо, Л. Де Пизис, Дж. Моранди.
    МОДЕРН — стиль в Европе и Америке в конце ХГХ — начале XX в. (другие названия — ар нуво, югендстиль, сецессион, либерти, модернисмо). Неразделенность жанров и видов искусства в рамках модерна приводила к относительной несамостоятельности живописи, графики и скульптуры, к возрождению типа художника-универсала. Для живописи модернизма характерны плоскостность, орнаментальность целого с включенными в ткань произведения иллюзионистическими и натуралистическими деталями. Скульптура модернизма отличалась текучестью форм и причудливостью силуэта. Получила распространение книжная и журнальная графика. В стиле модерн работали участники группы «Наби», группы «Мир искусства» и др. Крупнейшие представители: М. Дени, П. Боннар, Э. Вюйар, П. Серюзье, Г. Климт, М. А. Врубель, В. М. Васнецов, К. А. Коровин, Э. Мунк, Ф. Ходлер.
    НАЗАРЕЙЦЫ — немецкие и австрийские художники, члены .Союза Св. Луки» (1809), представители немецкой школы живописи эпохи романтизма. Стремились воскресить средневековое религиозное искусство.
    НАИВНОЕ ИСКУССТВО — одна из областей искусства примитива XVIII—XX вв. Включает изобразительные виды народного искусства, творчество художников-самоучек, самодеятельное искусство. Развивается в областях, освоенных профессиональным искусством, но сохраняет собственные цели и оригинальную методику.
    НАТУРАЛИЗМ — направление в европейском и американском искусстве последней трети XIX в., программно стремившееся к уподоблению художественного познания научному. Способствовал становлению критического реализма.
    НЕОИМПРЕССИОНИЗМ — течение, возникшее во Франции ок. 1885 г. Придал научно обоснованный характер приемам разложения сложных тонов на чистые цвета и приемам письма раздельными мазками. Крупнейшие представители: Ж. Сера, П. Синьяк.
    НЕОКЛАССИЦИЗМ — термин, обозначающий различные направления в искусстве, возникшие после классицизма XVII в., ориентирующие- ся на классические образцы искусства Древней Греции, Древнего Рима и Возрождения и имевшие целью сделать их критерием современного искусства. Чаше всего термин «неоклассицизм-применяется для обозначения течения внутри стиля модерн, раннего функционализма и раннего авангардизма первой четверти XX в. Его характерная черта — отношение к античному и ренессансному наследию как к высшей художественной норме.
    НЕОПЛАСТИЦИЗМ — течение в архитектурно-художественном искусстве, возникшее в 1917-1928 гг. в Голландии и связанное с журналом «Стиль» (Лейден). Основоположник: П. Мондриан.
    НЕОРЕАЛИЗМ — направление в искусстве Италии периода после Второй мировой войны. Свойственно изображение жизни рабочих и крестьян, их борьбы за свои права. Характерные формы экспрессивного реализма: динамическая композиция, энергичная обрисовка объемов, насыщенный цвет. Представители: Р. Гуттузо, Г. Мукки, 3. Треккани, Дж. Дзигайна, А. Пиццинато.
    НЕОТРАДИЦИОНАЛИЗМ — обозначение широкой совокупности художественных явлений в культуре XX в., связанных с непосредственной опорой на традиции искусства, осознанных как пласт культуры, Противостоящий авангардизму. Одно из крупнейших направлений XX в., а ряде стран доминирующее. Яркие выступления неотрадиционализма — неоэнгризм П. Пикассо {1910-е гг.), обращение к традиции А. Дерена, О. Дикса, К. Kappa. M. Кампильи, объединение АХРР, соцреализм.
    «НОВАЯ ВЕЩЕСТВЕННОСТЬ» — направление в искусстве Германии 1925-1933 гг., стремившееся противопоставить тревожной экстатичности экспрессионизма объективное изображение реальности. Представители: Ж. Гросс, О. Дике, А. Канольт, Г. Шримпф, Э. Вигенер, К. Гросберг, Г Даврингхаузен.
    НОВЕЧЕНТО — направление в искусстве Италии 1920-х гг., стремившееся восстановить преемственность традиции. Из него сформировалось официальное искусство фашистской диктатуры. Представители: Л. Дудревилле, А. Фуни, П. Маруссиг, У. Оппи, М. Сирони.
    НОВЫЕ ДИКИЕ — направление в американском и европейском искусстве 1970-1980-х гг., доведшее до предела принцип спонтанности, свободы от любых правил и ограничений. Представители: Саломе, М. Дизлер, 3. Польке, Г. Базелиц, Г. Пенц, И. Докупиль, И. Ваврин.
    ОП-АРТ — направление, получившее широкое распространение в 1960-х гг. Продолжало техническую линию модернизма, использовало зрительные иллюзии, опираясь на особенности восприятия плоских и пространственных фигур. Представители: В. Вазарелли, Б. Райли, X, Р. Сото, Р. Анушкевич, Л. Пунз, К. Крус-Диес.
    ПЕРЕДВИЖНИКИ — члены российского демократического объединения Товарищество передвижных художественных выставок (1870). Последователи реализма, выдвинули программу народности искусства (изображение типичных сторон и многогранных характеров социальной жизни, часто с критической тенденцией). Организовывавшиеся ими выставки в разных городах России были заметным явлением в культурной жизни. Последняя (48-я) выставка состоялась в 1923 г. Крупнейшие представители: И. Н. Крамской, Г. Г. Мясоедов, Н. Н. Ге, В. Г. Перов, К. А. Савицкий, И. Е. Репин, А. К. Саврасов, И. И. Левитан, В. И. Суриков, В. М. Васнецов.
    ПОП-АРТ — направление в живописи, распространившееся в США и Англии в 1950-е гг. Характерны использование и переработка образов массовой культуры. Ознаменовал отказ от абстракционизма и переход к концепциям нового авангардизма. Художники показывали новый механизированный мир, представляя вещи как нечто прекрасное. Начало поп-арта было положено деятельностью лондонской «Независимой группы». Международную известность он приобрел в американском варианте: Р. Раушенберг, Дж. Джонс, Э. Уорхол, Дж. Розенквист, Р. Лихтенстайн, Р. Гамильтон, Т. Весселман, К. Олденбург.
    ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ — собирательное Наименование нескольких направлений французского искусства рубежа XIX—XX вв., декларировавших неприятие эстетики импрессионизма и следующих за ним хронологически. Является связующим звеном между искусством XIX и XX вв,
    ПРЕРАФАЭЛИТЫ — группа английских художников и писателей XIX в., следующих идеалам искусства средних веков и Раннего Возрождения (до Рафаэля). Членами «Братства Прерафаэлитов» являлись: Д. Г. Россетти, X. Хант, Дж. Э. Миллес и др.
    ПРИМИТИВИЗМ — широкая тенденция в искусстве конца ХГХ-ХХ вв., состоящая в следовании примитиву, наивному искусству Ее ориентирами стали первобытное искусство, традиционное искусство народов Африки, Океании, Америки, изобразительное творчество городских низов и художников-самоучек. Характерные черты — непосредственность, яркость выражения, красочность, простота формы. Крупнейшие представители: А. Руссо, Л. Серафан, бабушка Моэеи, И. Генералич, Н. Пиросмани.
    ПУРИЗМ — направление во французском искусстве 1920-х гг.; декоративное по задачам, предельно строгое по формам. Крупнейшие представители: А. Озанфан, Ш.-Э. Жаннере (Ле Корбюзье).
    РЕАЛИЗМ — одна из основных тенденций развития мирового искусства, предполагает стилевое многообразие и имеет свои конкретно-исторические формы: наивное жизнеподобие наскальных изображений древнейших эпох, идеализация античного искусства, одухотворенность поздней готики и т. д. Особенно интенсивен в искусстве Ренессанса. Реализм искусства XIX—XX вв. отмечен социальной направленностью.
    РИДЖИОИАЛИЗМ, регионализм — направление в искусстве США 1920—1940-х гг., сосредоточившееся на изображении «подлинной Америки» и вдохновлявшееся идеями национальной исключительности и самобытности развития. Характерно подражание американским художникам-самоучкам XVIII—ХIХ вв.
    РОМАНСКИЙ СТИЛЬ — первый после античности крупный художественный стиль, объединивший в единое целое все виды искусства на огромных территориях. Развитие его длится с XI в. до середины XII в. Иконография росписей и рельефов четко определена. Характерны отвлеченность, историческая строгость, плоскостность и упрощенность форм.
    РОМАНТИЗМ — идейное и художественное движение в европейской и американской культуре конца XVIИ — начала XIX в. Возник как реакция на рационализм и самоуверенный оптимизм эстетики классицизма и философии Просвещения. Характерны обращение к искусству до Рафаэля, аналогия гения, вера во всемогущество художника. Крупнейшие представители в живописи: Э. Делакруа, Т. Жерико, У. Блейк, И. Г. Фюссли, К. Д. Фридрих, Ф. О. Рунге, О. А. Кипренский, К. П. Брюллов, А. А. Иванов.
    САЛОННОЕ ИСКУССТВО — консервативное направление в художественной культуре Европы и Америки XIX — начала XX вв., название получило вследствие его поддержки со стороны парижских салонов. Общие признаки: эклектизм творческого метода, опирающегося на нормы академизма и позднего классицизма и использующего внешне воспринятые методы и приемы романтизма, позднее реализма и натурализма; эффектная красивость композиции и однозначность содержания; прямолинейность трактовки тем; формальная завершенность; патетика; неприятие новаторского в искусстве. Представители: Т. Кутюр, А. Кабанель, А. Бугро, Ж.-Л. Жером, Ф. Кормон, Ш. Шаплен, Ф. Винтерхальтер, Э. Каролюс-Дюран.
    САМОДЕЯТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО — особый тип массовой художественной культуры (не профессиональной и не народной, традиционной): область свободного художественного творчества автодидактов, самоучек, людей, не имеющих профессиональной подготовки в искусстве, занимающихся художественной деятельностью на досуге. Существовало всегда как параллельный мир по отношению к профессиональному искусству, в самостоятельную практику выделилось в XX в., когда появилась потребность в специальной организации, поддержке самодеятельных художников. Имеет широкую социальную базу.
    СИМВОЛИЗМ — направление в европейском и русском искусстве на рубеже ХIХ и XX вв. Мастера этого направления были едины в своих представлениях об искусстве как символе непознаваемых сущностей, в поисках неаллегорических способов выражения идеального начала. Характерные черты: многозначность образа, игра метафор и ассоциаций. Возник как реакция на ограниченность позитивистской эстетики и позднего реализма. Крупнейшие представители: П. Пюви де Шаванн, Г Моро, П. Гоген, М. Дени, Д. Г. Россетти, М. Клингер, Э. Мунк, А. Беклин, Ф. Ходлер, А, Райдер, М. А. Врубель, В. Э. Борисов-Мусатов, Н. К. Рерих, члены объединения «Голубая роза».
    СИНТЕТИЗМ — живописная система, возникшая в конце XIX в. во Франции. Характеризуется декоративным обобщением цветовых пятен, суммарным символическим характером образов, отказом от детализации изображений. Крупнейший представитель: П. Гоген. Последователи: Понт-Авенская школа.
    СОЦ-АРТ — одно из наиболее известных направлений советского искусства 1970— 1980-х гг., сложившееся в рамках так называемой альтернативной культуры, противостоявшей государственной идеологии тех лет. Иронически используя и гротескно перерабатывая расхожие символы и знаки социалистической агитации, развенчивал в игровой, часто эпатирующей форме их истинный смысл. С конца 1980-х гг. выходит на международную арену. Политическая переориентация общества предопределила его закат.
    СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ - теоретический принцип и художественное направление, занимавшее в СССР с середины 1930-х до начала 1980-х гг. официальное господствующее положение. Имело целью утвердить в общедоступной реалистической форме социалистические идеалы. Крупнейшие представители: Н. А. Андреев, С. Д. Меркуров, И. Д. Шадр, В. И. Мухина, Г. Г. Ряжский, А. М. Герасимов, Б. В. Иогансон, А. А. Дейнека, Д. С. Моор, Кукрыниксы.
    СТРОГАНОВСКАЯ ШКОЛА — направление в русской иконописи конца XVI — начала XVII в. Большинство икон этой школы создано московскими царскими иконописцами, выполнявшими также заказы купцов Строгановых. Они отличаются небольшими размерами, миниатюрностью письма, сложностью композиции, фантастичностью пейзажных фонов. Известные мастера: П. Чирин, Е. Москвитин, Истома, Назарий и Никифор Савины.
    СУЙБОКУГА — японская школа живописи тушью, возникшая в конце XIV в. на основе китайской монохромной живописи. Представители: Мокуан, Дзесэцу, Сэссю, Сэссон.
    СУПРЕМАТИЗМ — направление в авангардистском искусстве России, основоположником которого является живописец К. С. Малевич, разновидность геометрической абстракции. Представители: К. Л. Богуславская, И. А. Пуни, И. В. Клюн.
    СУРОВЫЙ СТИЛЬ — возник в России в конце 1950 — начале 1960-х гг. Резко изменил установленное в рамках социалистического реализма содержание сюжетно-тематической картины. Характерные черты: монументализированные композиции, обобщенные лаконичные формы, энергичный ритм, крупные цветовые пятна. Представители: Н. И. Андронов, А В. Васнецов, Г. М. Коржев, В. И. Иванов. П. Ф. Никонов, Т. Т Салатов.
    СЮРРЕАЛИЗМ — направление в искусстве XX в., избравшее источником вдохновения сферу подсознания (сновидения, галлюцинации) и заменившее логические связи свободными ассоциациями. Крупнейшие представители в живописи: М. Эрнст, А. Масон, Ж. Арп, Дж. Миро, С. Дали, П. Блум, Р. Магрит, П. Дельво, И. Танги.
    ТАШИЗМ — течение, близкое к абстрактному экспрессионизму, живопись действия, получившая распространение в 1940—1950 гт. Представители этого направления создавали своеобразные композиции из хаотично расположенных мазков и пятен. Представители: П. Сулаж, Ж. Матье, X. Хартунг, Ж. П. Риопель, Ж. Базен, Э. Ведова, А. Йорн, К. Аппел.
    УКИЁ-Э — в японской живописи и графике XVII-XIX вв. направление, отражающее жизнь городского населения. Представители: X. Моро-нобу, К. Утамаро, Т. Сяраку, К. Хокусай, А. Хиросигэ.
    ФОВИЗМ, дикие — направление во французском искусстве начала XX в. Характерные особенности: предельно интенсивное звучание открытых цветов, сопоставление контрастных хроматических плоскостей, заключенных в обобщенный контур, сведение формы к простым очертаниям при отказе от светотеневой моделировки и линейной перспективы. Крупнейшие представители: А. Матисс, Ж. Брак, Ж. Руо, А. Дерен, А. фриез, А. Марке, М. Вламинк, Р. Дюфи,Ж. Фландрен, К. ван Донген.
    ФУТУРИЗМ — направление в Италии и России в начале XX в. Отвергал традиционную культуру во всех ее проявлениях. Характерны «энергетические» композиции с раздробленными на фрагменты фигурами и пересекающими их острыми углами. Крупнейшие представители: У. Боччони, К. Kappa, Л. Руссоло, Дж. Северини, Дж. Балла, Э. Прамполини, Ф. Деперо. В России существовало направление кубофутуризма (Д. Бурлюк, О. Розанова).
    ЭКСПРЕССИОНИЗМ — направление начала XX в. Крупнейшие представители: дрезденское объединение «Мост» (Э. Л. Кирхнер, Э. Хеккель, К. Шмидт-Ротлуф, Ф. Блейль), Э. Нольде, М. Пехштейн, О. Мюллер; мюнхенское объединение оСиний всадник» (В. Кандинский, Ф. Марк, А. Макке, П. Клее, А. Явленский, Г. Кампендонк, А. Кубин).
    ЮХУА — новаторское направление в китайской живописи; противостоит гохуа; живопись масляш.1 м и красками с использованием приемов, привнесенных с Запада.
    ЯМАТО-Э — в изобразительном искусстве Японии X—XII вв. самостоятельное, собственно японское направление, противостоявшее кара-э (означает «китайская живопись»). Характеризуется Воспроизведением сюжетов средневековых японских повестей, романов и дневников на свитках, выразительным сочетанием четких силуэтов и ярких цветовых пятен, вкраплением золотых и серебряных блесток.